Исландия - невероятная сила природы, край, в котором каждый новый водопад и вулкан поражают воображение. В первой части рассказа о недавнем путешествии - про то, как планировать поездку в Исландию. Здесь я собрал те вопросы, которые сам задавал себе примерно год назад, а также рассказал про наш маршрут.
Маршрут
Мы выбрали классический круговой маршрут вокруг острова, добавив заезды в глубь к вулканам Лаки и Аскья, а также к риолитовым горам Landmannalaugar. В маршрут, к сожалению, не попал Торсмерк (Thorsmörk). Туда сложно проехать даже на джипе (переезд через русло реки Кросна описывается в интернете как очень сложный), поэтому нужно было выделить целый день для проезда на специальном автобусе и небольшого трекинга по долине. В Исландии автобус - это такой огромный танк с большими колесами, проезжает все.
На карте отмечены основные места, что мы посещали. Картинка исключительно для того, чтобы иметь общее представление о маршруте. Далее по каждому дню будут подробные карты проезда.
Финальный маршрут получился следующим:
День 1. Национальный парк Thingvellir, кратер вулкана Kerid, долина гейзеров Haukadalur, водопад Gullfoss.
День 2. Водопады Gjain и Haifoss, риолитовые горы Landmannalaugar, водопад Seljalandsfoss.
День 3. Водопад Skogafoss, скалы Dyrhólaey, скалы Reynisdrangar, вулкан Laki, кратер Tjarnargígur, водопад Fagrifoss.
День 4. Ледник Vatnajökull, водопад Svartifoss, ледниковое озеро Jokulsarlon.
День 5. Вулкан Askja.
День 6. Наблюдение за китами рядом с городом Husavik, каньон Asbyrgi, водопад Detifoss.
День 7. Водопады Selfoss и Hafragilsfoss, термальное поле Hverir, вулкан Krafla.
День 8. Кратер Hverfjall, купальни Grjótagjá, лавовое поле Dimmuborgir, псевдократеры в Skutustadir, водопады Godafoss и Aldeyjarfoss, полуостров Vatnsnes.
День 9. Водопад Dynjandi, лодка Gardar, красный пляж Rauðasandur, птичий утес Latrabjarg.
День 10. Гора Kirkjufell, песчаный пляж Djúpalónssandur, скалы Lóndrangar, овраг Rauðfeldsgjá, Arnarstapi, термальное поле Deildartunguhver, водопады Hraunfossar и Barnafossar.
День 11. Рейкьявик и Голубая лагуна.
Время поездки
Ехать можно в любое время года, но добавим такую ремарку. Если вы хотите посмотреть самые впечатляющие места, то нужно выбирать июль или август. В эти месяцы дороги центра острова находятся в "рабочем" состоянии и ваш джип сможет (в случае, если все сложится) по ним проехать.
Виза
Обычная шенгенская виза подходит, мы с женой ездили по финским визам, никаких проблем.
Бронирование
Специфика Исландии такова, что все нужно бронировать сильно заранее. Отправлялись мы в июле, но уже в апреле, когда мы бронировали гостиницы, их было очень мало. Поэтому планировать лучше минимум за полгода до поездки или ранее. Цены на перелет и аренду машины повышаются по мере приближения поездки.
Перелет
Iceland Air осуществляет ежедневные прямые перелеты из Хельсинки, для нас этот вариант оказался самым удобным. Альтернатив сильно дешевле я не видел. Поскольку удельная стоимость дня в Исландии достаточно высока, то выбирал утренний перелет. Учитывая то, что первый день поездки (за счет перевода часов) увеличивается на 3 часа - это очень удобно.
Проживание
С целью сэкономить, часть дней мы жили в хостелах, часть дней - в гостиницах. В хостелах в основном удавалось забронировать отдельную комнату (однажды даже с душем). И гостиницы, и хостелы оставили приятное впечатление. Для бронирования помимо стандартного букинга использовал hihostels. Если много где собираетесь останавливаться через них - купите скидочную карту в первом хостеле. Еще популярное место ночевки в Исландии - фермы. Но когда начал бронировать, понял что цена на них довольно высока, а предложение сильно ограничено, поэтому в таких местах пожить не удалось. Предоплата: на букинге - нет, на HiHostels ~6% - невозвратный депозит.
Еще лайфхак: в исландских хостелах (а иногда и некоторых гестхаусах) постельное белье предоставляется за доп. плату. Можно взять его с собой, экономия около 1000 рублей на двоих в день.
Погода
В Исландии суровый климат. Поэтому советую озаботиться правильной одеждой в поездку. Мы с женой покупали следующие вещи специально в путешествие: высокие трекинговые ботинки с толстой подошвой, водонепроницаемые (ботинки - это самое главное, вам там по лаве и снегу ходить нужно будет), термобелье (верх и низ), штаны и куртка (все с мембраной гартекс, водонепроницаемые, ветроустойчивые), флиски, трекинговые носки. Думаете, что оденете джинсы и все будет хорошо? Нет. Еще шапка и перчатки - обязательны в любой сезон. Возьмите с собой также плавки, там много мест для купания.
Погода в Исландии очень изменчива, сейчас может светить солнце, а через 5 минут начинается адский дождь. Поэтому одеваться стоит по принципу "капусты". Футболка, термобелье, флиска, куртка, а дальше снимаете или надеваете вещи в зависимости от погоды. Зонтик абсолютно бесполезен, не берите.
Температура воздуха разная в зависимости от места. В центре острова бывало и +5, максимум что видели - в районе +15.
На сайте дорожной службы Исландии есть время открытия и закрытия горных дорог с 2011 года, можно сориентироваться в зависимости от маршрута (http://www.road.is/travel-info/conditi
Еще один плюс ехать летом - практически всегда светло. Это очень облегчает вождение машины. Зимой прелесть поездки заключается в том, что можно попасть на северное сияние, должно быть тоже впечатляюще.
Деньги и цены
Все дорого. Основная статья расходов - аренда машины и бензин. Гостиницы стоят выше среднего в Европе, комната в хостеле стоила нам в среднем 80 евро за ночь, номер в гостинице начинается где-то от 150 евро за ночь. Продукты: можно сэкономить, покупая продукты в больших магазинах и приготавливая их самостоятельно. Центр жизни - это заправка, там почти всегда можно поесть, относительно недорого (рублей 500 с человека). Магазины и рестораны встречаются редко.
В интернете много слов о том, что наличные в Исландии вообще не нужны. Нам они были нужны в следующих местах: 1 хостел и 1 гестхаус принимали только кэш (и евро, и исландские кроны), а также иногда нужно было оплатить туалет (но, строго говоря, эта оплата почти всегда на усмотрение посетителя, много где также карты принимаются). Т.е. возьмите с собой немного евро, кроны покупать смысла не вижу. На худой конец можно купить за евро в крупном магазине продукты, и тогда сдачу вы получите в кронах.
Транспорт
Аренда машины в Исландии - это самая большая статья бюджета поездки. Аренда - дорогая, но без машины здесь делать нечего. Есть 3 типа прокатных контор: международные крупные (Hertz, Europecar - самые высокие цены), местные относительно крупные (Geysir, Blue Car) и местные мелкие (бесчисленное множество контор вроде Sadcars). С моей точки зрения наиболее оптимально брать у местных крупных компаний: у них и машины нормальные, и цены средние. Если выбирать между Geysir и Blue Car, у последней цены чуть ниже, поэтому мы остановились на ней. Забегая вперед, с машиной или компанией никаких проблем не возникло, все прошло по плану, поэтому могу рекомендовать их. Предоплата - 20% (у Geysir - 100%).
Еще небольшой лайфхак: за месяц до поездки, я заметил что цена на аренду машины на мои даты немного снизилась. Быстро написал письмо прокатчику, на что получил ответ, что мол по каким-то причинам они сейчас делают скидку и будут рады предоставить ее и нам. Получилось чуть-чуть сэкономить.
Выбор машины - тоже отдельный вопрос, которому посвящена ни одна страница на форуме Винского. На мой взгляд ехать в Исландию нужно, чтобы посмотреть всю ту нереальную красоту центра острова. Добраться туда можно только на 4х4, так что общее правило: чем выше и больше - тем лучше. Идеально взять Лэнд Крузер и практически ни в чем себе не отказывать в плане дорог. А теперь ценник на аренду такой машины: 2740 евро на 10 дней июля 2017го года. Т.е. по текущему курсу (ноябрь 2016) это около 190000 руб. только аренда. Поэтому мы решили взять более дешевый вариант: Suzuki Vitara на автомате. Да, на некоторых бродах нам с женой было страшно, но в целом машина очень понравилась, она пройдет к основным достопримечательностям центра острова, если не будет сильного отклонения от нормы уровня воды в реках.
Несколько слов по поводу страховки на машину. У разных прокатных контор по умолчанию включены разные страховки. У Blue Car по умолчанию включены CDW (Collision Damage Waiver), SCDW (Super Collision Damage Waiver), GP (Gravel Protection), TP (Theft Protection). CDW и SCDW уменьшают вашу ответственность по машине до 120000 исландских крон. GP - это защита от гравия, очень полезная опция, т.к. получить камнем от другой машины на грунтовке - проще простого. TP - можно и не брать если предлагают за доп. плату, вряд ли у вас угонят машину в Исландии=) Еще Blue Car предлагает дополнительную страховку от пепла и песчаных бурь (SAAP). Бури случаются, ущерб может быть большой от них, но брать или не брать каждый решает сам. Мы не брали. Изучение интернета показало, что если начинается песчаная буря - то главное остановится, по возможности накрыть машину (хм, интересно, чем). Главное не ехать на скорости. В целом рекомендую на страховках не экономить, в Исландии повредить машину проще простого. Помните, что утопление машины в реке не покрывается страховками. В зависимости от типа машины, она может ездить по определенным дорогам. Например, легковым машинам запрещен въезд на F-дороги. Если вы на них въезжаете, то это на свой страх и риск, страховка не будет работать.
Дорожная обстановка
Дороги в Исландии бывают нескольких типов:
- 1 (кольцевая дорога вокруг острова) и двузначные дороги (например, 53) - хорошие дороги, в основном асфальтированные. По ним можно без проблем передвигаться на легковой автомашине.
- Трехзначные дороги (например, 433) - грунтовые. Это в основном довольно качественные грунтовки, по которым спокойно проедет любая машина.
- F-дороги. Они предназначены для полноприводного транспорта. На них нельзя въезжать на легковой машине, о чем будет уведомлять соответствующий дорожный знак. Центральная территория Исландия изрезана большим количеством рек, почти все они проходятся в брод по F-дорогам.
- Наконец, последний тип дорог - это те, которые на ваших картах будут обозначены пунктиром. Это скорее не дороги, а наезженные направления движения, там нужно быть максимально аккуратным. Выезд за пределы дорог (в бездорожье) очень строго запрещен и опасен.
С исландской полицией мы не сталкивались, камеры на дорогах встречаются, но редко.
Заправки
Заправок на острове много, если раньше, судя по интернету, проблема заправиться была, то теперь ее нет. Нет заправок только в центре острова, но расстояния такие, что бензина нам всегда хватало.
Один совет по поводу заправок. Они в основном автоматические. В первый раз, когда я заправлялся, с дуру нажал опцию "до полного бака". В таком случае система блокирует на вашей карте 5000 (или 10000, уже не помню) исландских крон и затем еще снимает стоимость заправки. Заблокированные деньги разблокируют не сразу, это неприятно. Вероятно, сделано, чтобы не случилась ситуация, когда бензин в машине, а на карте не хватает денег. Поэтому всегда выбирайте конкретную сумму, на которую вы хотите заправиться - тогда проблем не будет.
Цена 95-го бензина - около 190 исландских крон (1,43 евро) за литр.
Связь и интернет
Сеть везде была. Бесплатный интернет во всех хостелах и гостиницах есть, даже если это дом на краю света. Иногда очень медленный, но есть.
Полезные источники
Чем пользовался я: форум Винского (бесконечно полезен), misha-my.livejournal.com - маршрут из этого журнала был положен в основу, путеводитель Lonely Planet, отчеты о поездках в интернете.
01/07/2017 12:00
Материалы по теме
- Страны: Исландия
- Отзыв о поездке: Невероятная Исландия "по полочкам". Водопады, осень 2015
- Отзыв о поездке: Невероятная Исландия "по полочкам". Центр пустоты и столица, осень 2014
- Отзыв о поездке: Исландия. Общий пост, сентябрь 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.