Гранд-тур в Китай

19 июня. Пекин.

Аэропорт. Самолетам, вылетающим в Китай, отведен терминал F, в ктором надписи дублируются на китайском, т.к. 90% вылетающих - китайцы. Самолет вылетел по расписанию. В аэропорту Пекина нас встретили представители турфирмы Ванд, китаянки. Группу разделили на части, в нашей оказалось 12 человек. Автобус, возивший нас все дня по Пекину, был рассчитан на 30 человек, так что каждый расположился с удобствами у окна. Июнь, на протяжении всего путешествия было очень жарко, так что пригодились зонтики и шляпы от солнца. Автобус отвез нас в гостиницу, после на обед, затем в Запретный город и на площадь Таньаньмень. Гостиница -5звездочный отель очень красивый снаружи и величественный внутри. А вот номер удивил: обычный Дабл на 17м этаже с обшарпанной ванной, древним шкафом, тумбой под старое радио.

Великая Китайская стена / Китай
    Великая Китайская стена // aphotostory, shutterstock.com

Стандартный набор: тапочки, мыло, полотенце, халаты, 2 бутылки в баре бесплатно, за остальное надо платить. За обедом подавали курицу в карамельном соусе, рис, пиво, куриные наггетсы, из острых блюд были только баклажаны. Все было очень вкусно, главное блюдо - утка по-пекински. Блюдо на любителя - мне показалось мясо жестким.

Большая площадь Тяньаньмэнь потрясла размерами, но оказалась достаточно однообразной, может это с непривычки, из-за того, что очень устали за первый день. На ул. Люлючан не пошли, а попросили отвезти нас в супермаркет, затарились фруктами и сразу упали на кровать - переваривать первый день.

20 июня. Пекин. Выехали на экскурсию на китайскую стену. По дороге заехали на нефритовую фабрику. Цены заоблачные, но т.к. велика возможность подделки в других местах, решили купить картину из нефритовой крошки и браслет. Обошлось в 1000 юаней (10000руб.) Пока ехали на фабрику, поразило отсутствие аварий при огромном количестве велосипедов и электрических мотороллеров, малипусеньких машинок, рассчитанных на 1 человека. Некоторые машинки вообще без мотора, внутри механизм велосипеда.

Везде были бесплатные туалеты, чистые, но иногда без бумаги.

На китайской стене нам дали 1,5 часа, чтобы добраться хотя бы до третьего уровня. Я смогла пройти 100м и выяснила, что боюсь высоты, очень крутые ступени(45-50см), было очень жарко (30 гр в тени). Муж дошел до верха, развилки, которая вела уже вниз. На стене много иностранных групп: испанцев, американцев, немцев, итальянцев. Больше всего самих китайцев - для них считается обязательным прикоснуться к истории своей страны. Отпуска у них нет, только выходные дни и праздники, поэтому все гиды не советуют ехать в Китай в праздничные дни. Ленджи - хороший экскурсовод, аднако плохо говорит по-русски, вначале трудно было привыкнуть к ее манере говорить. Муж так и не приноровился, и все время просил меня перевести, что она говорит. После стены повели на обед, в ресторан. Ресторан, который располагается на фабрике по производству китайского фарфора. Китайцы молодцы, все продумано до мелочей: обед на 2м этаже, пока туда идешь, глаза цепляются за разные красивые вещицы, так что после обеда обязательно что-нибудь да купишь. Мы все деньги, отложенные на подарки, разделили на все дни, и старались за лимит не выходить. На нефритовой фабрике потратили много, так что на цех по производству ваз денег не осталось.

Вечером вся группа отправилась в цирк, а мы решили съездить в чайную Лао-Ше (про которую читала еще дома), на метро. Наш экскурсовод рассказала, что раньше туда водили экскурсии, но сейчас уже нет, не объяснив, почему.

По приезду выяснилось, что представление уже закончилось или в понедельник его вообще не было.

Пекинское метро - это не просто. Потратив 30минна понимание, на какую же платформу нам нужно идти, оказалось, что у китайцев направление обозначается не конечной станцией, как у нас, а следующей после той, где ты стоишь. Все китайцы очень доброжелательны, стараются помочь, хотя большинство не понимает английский язык. Нам написали название станции и мы тыкали пальцем, когда брали билеты в кассе, а потом наловчились брать билеты в автомате (важно: автомат принимает купюры только до 10 юаней). 4ю(40р.) заплатили за поездку в одну сторону на одного человека. Вечером народу было не так много, как мы себе представляли. Поразила реклама в вагоне, которая проецировалась из вагона на стенах тоннеля. Создавалась иллюзия 3D эффекта. Супермаркет рядом с гостиницей закрывался в 21.30 Но на каждом углу стояли торговцы с фруктами по цене в 2 раза больше, чем в магазине. Мы покупали дыню, арбуз, манго(очень вкусные и маленькие), персики, личи (колючие плоды, по вкусу напоминают виноград), драгоны (розовые с белой мякотью и мелкими черными семечками).

21 июня. Пекин. Завтрак в отеле подходит и для китайца и для русского: шведский стол - блюда китайской и европейской кухни. Была даже жареная картошка с луком, гренки. Кофе был неплох. Первые дни принимала активированный уголь, желудок не сразу перешел на азиатскую еду.

После завтрака отправились в Храм неба, который находился рядом с нашим отелем. Огромная территория Храма впечатляет. Чисто, на каждом клочке земли кто-то убирается или подстригает кусты. Кажется, что уборщик того и ждет, что кто-нибудь бросит бумажку, что-бы тут же ее поднять. Кучки пенсионеров занимаются йогой, кун-фу или цигун. Воздух в июне в Пекине ужасный, дышать тяжело. После посещения Храма нас повели на чайную церемонию, самое приятное времяпрепровождение. Молодой человек на приличном русском рассказывал о разных чаях и как их правильно заваривать. И конечно в магазине при чайной предлагали купить кучу чая по приличным ценам. Мы весь чай покупали в супермаркете, а в Шанхае в Ашане, тот же чай, но дешевле в десятки раз. Потом нас повели в ламаистский храм. Он действующий и мне было неудобно, люди молятся, а ты как чучело иностранное слушаешь , что говорит гид. Странно, что все храмы в Китае платные, говорят для того, что было на что содержать монахов при храмах. Если у нас религия официально разрешена, но в Китае государство не поддерживает церковь (храмы буддистов, последователей Конфуция или даосизма.)

После обеда посетили центр тибетской медицины. Не знаю, зачем русских, неверующих в знахарей, приводить сюда. Из нашей группы никто не купил себе снадобий из змей и прочей нечести. По пульсу мне диагностировали плохоработающую печень, дома проверю конечно, но по последним медицинским данным у меня только высокое давление. Цена лекарства, которое предлагали в центре 540ю (5400руб), не купила - лучше пропью.

22 июня. Пекин. У нас свободный день, поехали в зоопарк - смотреть панду. Поездка в метро обошлась в 10ю на двоих. Цена билета в зоопарк 38ю на 2х человек (1 юань - 10руб.)В зоопарке увидели слонов, обезьян, белых медведей и конечно, цель нашего визита - панду. Жутко плюшевый "плохиш", лежащий на спине, и непрерывно жующий ветки бамбука, 20 мин. смотрели, как он ел - надоело. После зоопарка отправились на знаменитую улицу Фанфудзин. Вот тут колорит: на первый взгляд - наш Арбат, но если заглянуть в переулок между высотными домами, то оказываешься на улице, заполненной едой, да такой, которую у нас не встретишь. Живые скорпионы, насаженные на палочку по 3 шт, их жарят при тебе на мангале, а они шевелят лапками - не ели. Личинки тутового шелкопряда копченые - съела 2шт, остальное 50г (16ю) привезла домой - показать сыну. На вкус, как соленые семечки. Поговаривают, что хороши к пиву. Больше 10мин там не выдержали - запахи, народу тьма, шум-гам. Пошли обедать в Макдональдс (цивилизация) - тихо, кондиционер. В Маке нет картошки по-деревенски, молочных коктейлей, остальной ассортимент такой же, как у нас, только курица поострее. Обед в маке обошелся 68ю на двоих.

После обеда наш ждал шопинг на рынке Яблоу. Было велено торговаться. Я старалась из-всех сил. В результате - 2 детские фирменные футболки на 4 года по 250руб, чай фруктовый (сухофрукты манго, личи и т.д.) 1 кг за 1000р. Часы за 1500р не стала покупать, боялась впарят какой-нибудь брак.

На поезде в ночь поехалив Ченчжоу. На вокзале поразил кран с кипятком, обожгли руки, только потом узнали, что это вода для заварки лапши, а не для мытся рук. В поезде очень чисто и очень холодно - работает общий кондиционер. Мы одели все теплые вещи, которые были при себе. При жаре на улице в 32гр нам не пришло в голову утепляться. В купе мы нашли пуховые одеяла, которые пришлись очень кстати. Но , блин, ночью кондиционер выключили, жара вернулась, спать стало невозможно. Дурдом, впрочем, как и унас.

23 июня Ченчжоу. В 6.30 нас встретил Ченчжоу, завтракали в 5 звездочном отеле. Помимо прочих явств были разного вида грибы (возможно сырые) и какие-то мелкие (1см) розовые креветки с черными глазками, попробовала, вкусно.

существует около 40школ, платных, срок обучения около 10 лет, если у родителей хватит денег. Представление мастеров Шоулинь понравилось. Особенно один трюк - обычной иглой проколоть стекло и шарик за ним. В стекле осталась дырка без трещин. Когда вышли из театра, где было представление, пошел сильный дождь. Спасаясь от дождя, бегом проскочили кладбище "Лес пагод". Далее автобус повез нас в Лоянь - город пионов. К сожалению, пионы уже отцвели. Там я купила себе семена пионов, 4шт -10ю. В Лояне, в супермаркете, накупили чая в красивых банках. Я нашла в вакуумных упаковках коричневые яйца. Оказалось это утиные или куриные яйца, сваренные в специях до коричневого белка, довольно вкусно. На прощание в Шанхае нам подарили каждому по яйцу в глиняной скорлупе. Дома мы открыли , сфотографировали и выбросили, запах был специфический.

24 июня. Лоянь. С утра за дополнительную плату 50ю с человека, нам предложили поехать в старый город. Не пожалели. Старая улочка с китайскими фонариками тянется на 3-5 км. Купили засушенные пионы в банке для заваривания. Зашли в гости к художнице, бабушке 70 лет (выглядит на 40), живет в страшных трущёбах, но ей нравится. Потом по программе поехали в долину гротов и пещер, очень впечатляет. Тысячи высеченных в скалах фигур будды. Впервые видели улыбающегося будду. Муж сделал первую свою покупку с торгом - четки из пионового камня(черный тяжелый камень с серыми вкраплениями в виде цветов пионов). Просили 1200ю, сторговался за 300ю.с После обеда нас повезли на вокзал, где мы сели на скоростной поезд до Сияня. Скоростной поезд из Лояня в Сиянь шел 2,5 часа со скоростью 280км-ч очень плавно тормозил, никто на качался даже (были стоячие места). Скорость не чувствуется.

25 июня. Сиянь Завтрак в отеле был приличный: кофе, яичница, бекон, даже овсянка, йогурт (сладкая сметана), обязательно везде консервированные фрукты: манго, ананас, мандарины. После завтрака - деревня Бампо. 6000лет тому назад дома представляли собой яму в земле, накрытую сверху бревнами. Поражали обряды захоронений - у мертвых отрубали одну руку и ступни, чтобы их души не могли навредить живым. В качестве экспонатов - лежат скелеты с отрубленными конечностями.

После обеда - вторая после Китайской стены достопримечательность Китая - терракотовая армия, названная так из-за глины, из которой делали статуи воинов. Один император захотел хорошей жизни после смерти, поэтому велел создать себе войско размером даже больше, чем солдаты были в то время. Чтобы скрыть место захоронений были убиты 700000 мастеров. Но место все равно нашли спустя 4 года после смерти императора - все войны были разрушены, пока нашли только одного целого. Теперь реставраторы все это дело собирают и склеивают по кусочкам. Огромная площадь - и сплошные солдаты и лошади. Самая грандиозная экскурсия в моей жизни. Купила набор солдатиков из бронзы для брата. Цена 100ю(1000руб)

Потом был банкет пельменей. Попробовали 10-12 видов пельменей - очень вкусно, начинки - бамбук, креветки, говядина, свинина, картошка, трава какая-то, курица, утка.

Отдельно надо рассказать об обедах. Наша группа состояла из 12 человек, все садились за один круглый стол, в центре которого был стеклянный круг, который двигался и желающие вращали его и накладывали себе выбранные блюда. В первые дни никто не торопился есть, никогда сразу не угадаешь, из чего еда и сладкая она или соленая. Потом друг у друга спрашивали, кто первый поел, как на вкус. Очень рекомендую баклажаны, даже острые они очень вкусные. Курица в карамельном соусе, грибы с стеблями бамбука, а утка не очень.

Отдых в отеле 30мин в отеле и снова в бой - платная экскурсия по вечернему Сияню (150ю/чел). Красиво подсвеченные пагоды, музыкальный фонтан (у нас есть и получше), аллея любви и куча китайцев, отдыхающих в субботу вечером. У них бедных нет дачи, земля - собственность государства, вот и страдают. В отель вернулись поздно вечером.

26 июня. Сиянь Самый лучший кофе в Китае., выпили по 3 чашки, нашли пончики, хрустели ими на весь ресторан. Посетили пагоды Малая и Большая диких гусей - очередные башни Китая и его символы., вокруг красивые парки.

Надо сказать, что пешеходные переходы на улицах - это аттракцион с риском для жизни. По китайским правилам пешеходам дорогу НЕ уступают. Мало того, они еще возмущаются, что ты посмел встать у них на дороге. Сигналят постоянно, так что звуки клаксонов сопровождали нас везде.

Между посещением пагод был обед в пятизвездочном отеле. Поразил туалет. Мраморные умывальники в цветах, жидкое мыло налито в маленькие чайнички. При входе в ресторан молодой человек в национальной одежде бил в большой барабан, приветствуя каждую группу иностранцев.

В 16.00 мы опять в поезде, на Сиянь-Сучжоу. Мягкое купе, стук колес, китайская водка в маленьких бутылочках 52 гр. Разговор о политике, нравах китайцев и вообще. Полки в вагоне шире на 10см, чем у нас. Умывальная комната отдельно от туалета. По 2 туалета в каждом вагоне: азиатский (с дырой вполу) и европейский (с унитазом). Азиатский мне нравится больше. В каждом купе большой термос с чаем, мусорное ведро, пастель уже застелена - ждет.

27 июня Сучжоу. В 6 утра нас встретил уже четвертый гид, которая вела нас до Шанхая и аэропорта. Позавтракали и в Сад скромного чиновника. С утра зарядил дождь, довольно сильный и на целый день, в садах гулять было сыро. Особенно толпой. Хотелось сесть где-нибудь в беседке на берегу пруда с карпами и наблюдать за чем-нибудь. Например, толпой китайцев. Между двумя посещениями садов Чиновника и Рыбака, было катание на лодке по "Восточной Венеции" (150ю с человека) Сначала было красиво, потом миленько с китайскими фонариками, затем старые покосившиеся дома, которые стоят на воде, и кажется, что вот-вот на тебя упадут. Но там живут люди. Нас мучил вопрос о канализации и водоснабжении, но ответ гида я не поняла. А мой муж вообще не понял, за что заплатил 1500р. - смотреть грязные хибары. Электрические кабеля в спец. оболочках торчали из воды, но так это все было небрежно и неаккуратно, того и гляди долбанет током.

В 8 вечера были в Ханчжоу (чжоу по-китайски "Старый город"). Заехали на шелковую фабрику. Показали как из тутового шелкопряда делают одеяла, купили 1 односпальное 2х1,5м (550ю) Устроились в отеле. По просьбе дали утюг с доской, бесплатно. Попросили карту на английском - дали. Всегда просите 2 ключа в номер, т.к. один берете с собой, а один остается в спец.устройстве и у вас всегда работает холодильник и кондиционер. Перед сном пошли прогуляться, супермаркет не нашли, но замучились с прогулкой. Вдоль магазинов есть узкая дорожка для пешеходов(примерно 2м), потом дорожка побольше - для электрических скутеров и велосипедов(3м), остальной проспект для машин. Пешеходная дорожка всегда чем-то забита: товаром, столиками, мусором, приходится обходить эти завалы по велосипедной дорожке, а там постоянно едет поток скутеров, которые все время гудят. Ничего не купили. Нормальному человеку и прогуляться негде.

28 июня Сучжоу. В отелях интернет плохой.

Утром поехали на озеро Сиху. Нигде не видела купающихся людей. Оказывается в нем купаться запрещено, только рыбу ловить. С погодой повезло, солнца нет, дождя нет, но жарко. На озере 30 мин катались на плоской лодке, потом гуляли по парку, любовались лотосами. Наши реки и озера бывают красивее и чище, но мы их не бережем. У китайцев вода очень цениться не только, чтобы пить, но и как источник вдохновения, отдыха, места свиданий. Днем после обеда заехали на чайную плантацию. Посмотрели, как растет элитный чай по названием "Колодец дракона". Сказали, что он сильный антиоксидант, выводит шлаки из организма, его пьют только китайские чиновники, самые уважаемые люди в Китае. Некоторые из нашей группы купили, но за 3000р за 150г для нас с мужем очень дорого. Мы потом его купили в Ашане в 4 раза дешевле. Может это был сбор попроще, но мы не ценители.

Погуляли возле пагоды шести гармоний - самой высокой пагоды Китая. Пагода - прижизненный, а потом и посмертный памятник высокопоставленному монаху. Самая высокая - 9 уровней. В Шаолине - самая высокая 7 уровней. В отель приехали рано , в 17 часов. Решили отдохнуть, т.к. завтра поездка в Шанхай в 6 утра.

29 июня. Шанхай. Утром погрузились в автобус и через 3 часа были В Шанхае. Шел дождь. Когда добрались до Сада радости, дождь закончился, жара была влажной, но не удушливой , как в Пекине. Шанхай 2-й в мире город по кол-ву человек 24млн , первый с трудным названием29млн, третий Пекин 21млн. Высотки Шанхая поражают даже не своей высотой, а сочетанием с 2х и 4этажными домами. ВСЕ САМЫЕ ВЫСОКИЕ ЗДАНИЯ Шанхая были построены за последние 20 лет. Сад радости - островок зелени и фэншуя среди высоток мегаполиса. Храм нефритового будды не так поразил, как храмы в предыдущих городах. После последнего в этом Гранд-туре обеда - башня Жемчужина Востока - виды восхитительные. Прозрачный пол на башне - не для всех. Я смогла всего 2 раза встать на него и то, если смотрела на мужа или вверх. Больше всего понравился музей Шанхая. Его история показана в виде восковых фигур в натуральную величину. Или маленьких макетов домов, внутри которых включено 3D кино с актерами, которые играют определенные сценки из жизни города.

Вечером 8 из 12 человек нашей группы поехали на вечернюю прогулку на катере вдоль знаменитой набережной Шанхая с его подсвеченными высотками. 150ю без автобуса, пешком до речного вокзала за 15 минут. Наш гид рассказала, где, на какой палубе лучше фотографировать и наша группа в гонке за лучшие места обошла немцев, евреев и даже китайцев.

30 июня. Шанхай. Последний день. Ура! Завтра домой: борщ, жареная картошка с луком, сыр и новости на русском. Сегодня тратим последние юани. Поехали на такси в океанариум (20ю) Ехали 20мин. Очень понравилось. Попали на кормление акул и скатов. Человек в костюме для подводного плавания кормил скатов. Скаты размером около 1м в диаметре окружили его со всех сторон, пытаясь урвать кусок, человек рукой отпихивал особенно настырных. Второй кормил под водой акул. На длинной палке был насажен кусок рыбы, человек палкой пропихивал рыбу в рот самой большой акулы. Выглядело так, что акулы есть не хотели, а он просто на потеху толпы их заставляет есть. Красиво были сделаны аквариумы для медуз с подсветкой разного цвета, фотки получились великолепные.

После океанариума поехали на набережную Bund, большая и широкая, но на жаре долго ходить было тяжело. Сели на метро (3 ю) , поехали во Французский квартал. Действительно европейский район, только надписи на китайском. Но названия кафе на английском и французском. Зонтики на улице, столики на бульваре.

Вечером решили съездить в местный ашан, потратить последние 170ю. Местные его называют Оушен (Океан), поэтому мы не сразу поняли, что это. Вот где дешевые продукты и товары. Купили чай, китайскую водку .

Советы, что брать и не брать в Китай на Гранд-тур на июнь

1. Купальники и плавки (некогда плавать и устаешь очень)
    2. Пляжные шлепки (во всех отелях есть тапочки)
    3. Туалетную бумагу 1рулон на 2х человек хватит. Везде есть в общественных туалетах
    4. На расходы на 2х человек с учетом подарков потратили 5450ю (54500руб) Были на всех экскурсиях кроме цирка
    5. Чай и кофе во всех отелях есть, чайник тоже, по 2 бут воды в день бесплатно
    6. Взять зонтик от дождя или солнца, шляпу, влажные салфетки.
    7. Таблетки от головы, угол активированный, смекту
    8. Покупать фрукты , которые не знаете по одному, некоторые не понравились
    9. На такси не ездить, лучше на метро -дешево и быстро
    10. Взять теплую шаль или кофту для автобуса, сильный кондиционер (холодно)
    11. Магниты покупать до Шанхая, в Шанхае они дорогие и некрасивые
    12. Сахар с собой не брать, брать ложку , вилки не надо
    13. Карты заранее можно не распечатывать, везде можно достать на английском, но на ресепшене берите с дублированием на китайском. Таксисты вообще карты не понимают, даже на китайском.
    14. В туалетах в отелях нет ершиков, будьте к этому готовы.

Елена Ермолаева
    11/07/2016 11:00

Новости из Китая

18.03.24 "Уральские авиалинии" полетят из Иркутска в Пекин
    11.03.24 Открылся первый туристический экскурсионный автобусный маршрут вокруг Хайнаня
    06.03.24 China Eastern Airlines начала летать между Москвой и Шэньяном
    26.02.24 В Китае открылся природный заповедник больших панд
    25.02.24 China Southern Airlines будет регулярно летать между Яньцзи и Владивостоком
    12.02.24 S7 Airlines начала продавать билеты на рейсы из Владивостока в Шанхай
    05.02.24 "Уральские авиалинии" начнут выполнять рейсы из Екатеринбурга в Пекин
    31.01.24 Москва отметит Новый год по китайскому календарю
    30.01.24 Китайские визовые центры в Москве и Санкт-Петербурге будут закрыты из-за китайского Нового года