Я не знаю, как это так получается - но при капитализме дороги почему-то стабильно лучше, чем при социализме
Впрочем - ладно дорога, которое есть деяние рук человеческих - я вот не понимаю, почему на социалистической Кубе не растут тропические фрукты? И это при том, что на соседней Доминикане - растут только в путь.
Ладно люди могут носом крутить, но бессловесная флора-то как узнаёт, в социализме иль капитализме она произрастает?
Сие загадка есть.
В капиталистическом Таиланде дороги отличные, любая трасса как взлетно-посадочная
Пересекаешь границу, попадаешь в Лаос, и сразу колдобины и бесконечная, вечная красновато-бордовая пыль столбом и взвесью
Когда ездишь по Лаосу, то следует забыть любые привычные расчеты расстояний. Формула "80 км/час" не действует. Скорее формула 30-40
Заложены еще французами, от которых стране вообще досталось много наследства
Топлива два вида - бензин и дизель. Не смешите никого, не надо спрашивать про 92-й, 95-й, 95-й премиум - вот, лаосским по белому, есть бензин, есть дизель, торговаться больше не о чем.
Если ты вдруг попал в Лаос с чувствительной к некачественному бензину машине - это твои трудности, проще и старомоднее надо быть
Дороги в Лаосе не назвать убитыми, но назвать лоскутными - то дорога есть, не идеальная, но вполне скоростная, а то вдруг, без каких-либо видимых внешних причин - бац! - и ее нет. Грунтовая стиральная доска.
Только выходишь на участок, где можно разогнаться - вскоре невольно скорость сбросишь, если нет желания улететь из седла.
Больше всего бездорожья, естественно, в горах, на серпантинах
Но, тем не менее, по ним исправно ползают огромные туристические спальные автобусы
Ездили на таких? Тот еще аттракцион.
Внутри салона три двухэтажных ряда полулежачих мест. Ноги уходят в специальный короб, под голову впереди спящего
А на локальные переезды, без ночевки, вполне себе работают приличные микроавтобусы, пользуют которые не только весьма многочисленные в Лаосе туристы, но и местные
Расписаний нет.
Да и каких-то транспортных сетей особо нет, не на слуху они - впечатление, что все работают частниками, как договорились
Не знаю, какие внутренние правила перемещения автотранспорта, но социализм горазд на всякие бессмысленные согласования и проверки - водилы иногда выбегают, чтобы отдать какую-то транспортную накладную в будку с солдатиком. Но на свободу передвижения туристов это, слава богу, в отличие от множества иных социалистических стран, не влияет
Да, так вот - расписаний нет. И четкого плана остановок тоже нет - водилы могут заехать по каким-то селам, подобрать корешей. Могут остановиться на 15 минут, и жрать с битый час.
Автостанции как таковые либо отсутствуют, просто есть какое-то известное городское место, либо они есть, но совершенно сторонне расположены.
В Ванг Вьенге куча разных транспортных контор, если возьмешь билет в одной из них, то к ней в назначенное время подъедет местное такси-скотовозка, и довезет до трассы - автобусу в деревню сворачивать несподручно, он и так на местных узких дорогах еле втискивается
Как в Луанг Прабанге - целых два автовокзала, но оба достаточно далеко от центра - добирайся как хочешь.
Например на тук-туке. Но, любой мало-мальский адепт Юго-Восточной Азии знает - тук-тукеры народ ушлый. Оговаривайте цену четко, ясно и торгуйтесь как на базаре.
Лаосские тук-тукеры в целом поприличнее коллег из соседних стран будут, но это только в сравнении
Но, впрочем, есть и в этом свое очарование - ночные рейсы приходят рано поутру, нет ничего прекраснее азиатского утра - еще не ворвалась жара, дует прохладный ветер. В уличных забегаловках разогревают жаровни, открывают мастерские - всюду этот особый гомон просыпающегося индокитайского города
Ну и, разумеется, помимо сухопутных трасс есть еще и водные - в виде великой Меконг-батюшки реки
Мутные воды которого бороздят во все стороны узкие и длинные барракуды национальных лодок
Есть еще и авиатранспорт, своя национальная авиакомпания, но она социалистическая настолько, что пользоваться ей простому капиталистическому адепту типа меня совсем несподручно.
Вело-мото, но тут особых тонкостей нет
Вот так, вердикт мой таков, что по Лаосу ездить можно и нужно, ибо - ибо что? Правильно - ибо живописен.
06/07/2016 10:00
Материалы по теме
- Страны: Лаос
- Отзыв о поездке: Лаос. Французское наследие Вьентьяна, весна 2016
- Отзыв о поездке: Лаос. Вьентьян. Храм Тяжелого Будды, весна 2016
- Отзыв о поездке: Лаос. Луанг Прабанг. Пешком в аэропорт, весна 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.