Начинаю серию рассказов о легендарной королевской яхте Её Величества. По сути с 1953 по 1997 год эта яхта выполняла роль борта №1 для королевской семьи. Яхта Британия за свою историю совершила 696 зарубежных визитов и прошла больше миллиона морских миль, что сопоставимо с 50 оборотами вокруг экватора. Кроме своей прямой функции - мореплавания, яхта выполняла роль резиденции королевы Елизаветы II во всех ее зарубежных визитов. Интерьеры, устройство яхты и ее история обо всем по порядку расскажу в своих постах об этом уникальном судне.
Яхта Британия - одно из самых посещаемых мест Эдинбурга. Сейчас это музей расположенный в терминал порта шотландской столицы. Информации в сети о яхте полно, может по этой причине я не спешил с материалом. Оставил его на потом. Многие блогеры и журналисты умещают рассказ о Британии в один пост, бегло пробегаю по каютам и залам судна. Мне же торопится некуда, я решил разбить посты на несколько частей и уделить внимание деталям судно, так же, как я делал серию постов о лондонском Восточном Экспрессе.
Яхта Британия была построена на верфи John Brown & Company в Клайдбэнке специально для Её Величества королевы Елизаветы II и спущена на воду 16 апреля 1953 года. По сути это вторая королевская яхта Британия. Первая была гоночная, парусная яхта построенная для Эдуарда, принца Уэльского и стала рекордсменом по количеству выигранных гонок. История ее закончилась печальна, она была затоплена в 1936 году по завещанию короля Георга V. Но мы сейчас не о ней.
Вторая яхта, о которой сегодня пойдет речь, как я уже сказал была спущена на воду в 1953 году. На момент спуска она был одной из крупнейших яхт в мире и оснащена по последнему слову техники. Больше ее по размеру на тот момент была лишь королевская яхта El Horria принадлежащая Египту.
Британия и на сегодняшний день занимает почетное 15 место в списке самых больших яхт в мире, что по нынешним меркам очень прилично. Конечно, берем во внимание тот факт, что Британия строилась в середине прошлого века. Вот ее характеристики:
Итак, 44 года яхта Британия служила Елизавете II в качестве резиденции и судна для официальных заморских визитов. Так же на ней любили отдыхать члены королевской семью. Свадебное путешествие принцессы Дианы так же прошло на этой яхте. В 1997 году было принято решение о списании судна. Причин было много. Официальная причина - королева под политическим давлением отказалась от яхты всвязи с тем, что общество было настроено против больших трат на содержание судна. Яхте требовался ремонт и переоснащение, поскольку оборудование и начинка не менялись практически с момента спуска на воду. Из неофициальных причин вероятной кажется та, что яхта не могла обеспечить должный уровень безопасности королевской семье в грядущем 21-м веке. Последним заморским походом Британии была миссия по доставке генерал-губернатора Гонконга Криса Паттена во время передачи колонии под юрисдикцию КНР, 1 июля 1997 года. После вывода из состава флота 1 декабря 1997 года, яхта Британия была объявлена частью Национального музея флота и была пришвартована в историческом порту Лейт в Эдинбурге(Шотландия).
После краткого исторического экскурса начну рассказ о моем посещении яхты Британии. Яхта открыта для посещения любому желающему. Для начала нужно добраться до городского порта Лейт. Время в пути от центра Эдинбурга на общественном транспорте около 20 минут. Я добирался на автобусе №22. Едем до конечной остановки Ocean Terminal:
После выхода из автобуса вы увидите огромный торговый центр Debenhams. Именно через него осуществляется вход на яхту:
Яхта пришвартована с обратной стороны торгового центра. Если вам любопытно как она выглядит со стороны причала, то можно обойти торговый центр(как это сделал я) и снять несколько кадров. Однако близко к судну вам не позволят подойти:
Внутри ТЦ сложно заблудиться. К Британии ведут указатели и лифты:
Обязательно возьмите с собой зонт. Часть осмотра яхты будет проходить на открытых палубах, а Эдинбург славится своими внезапными дождями. За 2 часа моего визита дождь начинался и заканчивался несколько раз:
Вход начала экспозиции Британии. Сложно промахнуться. Все очень дорого и по-английски статно:
На стенах фотографии королевской семьи связанные с яхтой:
Для начала нужно купить билет:
Цены по нынешним временам не дешевые, но поверьте, это стоит того, чтобы прикоснуться к английской истории. В стоимость уже включен аудиогид, который к моему удивлению был доступен на русском языке:
Перед тем как пройти на яхту, в помещении ТЦ выставлена небольшая экспозиция-музей. Поскольку на корабль запускают небольшими группами очень удобно коротать время:
Парадная форма офицера оркестра. Интересный факт, что музыканты парадного оркестра Британии это морские котики, в обязанности которых входило осуществление безопасности в иностранных портах. Об этом я еще расскажу подробнее:
Схема яхты Британия:
Напомню, что мы еще не на борту а в музейной части экспозиции:
Ну вот и сама Британия. Интересно продумана система осмотра корабля. К торговому центру сделан пристрой через который люди проходят на корабль. Он имеет лестницу и лифт. Этажей ровно столько, сколько палуб на корабле. Таким образом следуя указателям на самой яхте люди осматриваю одну палубу попадают снова в этот пристрой и спускаются на палубу ниже. Если не ошибаюсь там 5 уровней. Осмотр начинается с самой верхней палубы(но всегда можно вернутся). Очень сложно запутаться или заблудиться. Молодцы англичане:
Получаю аудиогид. Кроме русского, много и других языков. Хочу обратить внимание на выбор аудиогидов с английским языком.
- обычный для взрослых,
- специально для детей с игровой подачей материала,
- для слабовидящих с подробным описанием деталей
- для людей плохо владеющих английским языком.
Как вам такой подход к заботе о людях?
Я не стал выёживаться и взял русский. Правда были сомнения, что перевод будет ужасный, но все было просто супер, даже без акцента:
Начинаем осмотр с верхней палубы:
Главная труба выглядит очень грозно:
Первое помещение - капитанская рубка:
В рубке все осталось без изменений, как и было все эти года, когда Британия путешествовала по миру. Впрочем это касается не только рубки, но и любых уголков и помещений всей Британии:
Голосовая связь с машинным отделением и помощниками капитана. Не знаю как правильно называется. Голос передается по системе труб:
Приборы тех лет:
А вот и кресло капитана. В рубке это единственный стул. Остальные помощники несли вахту стоя:
Это уже система связи с каютами и гостями яхты:
Рядом с капитанским мостиком рубка штурмана:
Форма:
Так выгляди нос яхты с капитанского мостика. Ниже виден мостик с которой королева махала рукой собравшимся ее провожать людям. Возможно именно так и было во время ее первого визита в Санкт-Петербург, который состоялся в 1994 года. Тогда Елизавета II впервые прибыла в новую Россию:
К сожалению я так и не дождался, пока капитанская рубка не освободится от посетителей:
Вид с капитанского мостика в сторону кормовой части Британии:
Ну а мы спускаемся на палубу ниже как раз по тому самому пристрою о котором я рассказывал:
На этой палубе мы познакомимся с каютой капитана и кают-компанией офицерского состава яхты Британия:
26/07/2017 11:00
Материалы по теме
- Регионы: Шотландия
- Города: Эдинбург
- Отзыв о поездке: Прогулка по Swanston, Edinburgh, весна 2016
- Отзыв о поездке: Краски Эдинбурга, осень 2015
- Отзыв о поездке: Эдинбург. Калтон Хилл, осень 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.