Подводная лодка Б-396 - это один из трех основных экспонатов Музея ВМФ в парке Северное Тушино. Посмотреть фото других экспонатов музея ВМФ можно в моей статье "Прогулка по Москве: от музея ВМФ до Екатерининского парка", а здесь я хочу более подробно рассказать о посещении самой подводной лодки.
Подводная лодка Б-396 была построена в 1979 году в Нижнем Новгороде. С 1980 года по 1998 год несла боевую службу в составе эскадры подводных лодок Северного Флота. В 1998 году была списана и выведена из состава ВМФ России. Подводная лодка, переоборудованная в музей, состоит из семи отсеков. Первый отсек - Торпедный. Помимо самих торпед здесь представлены также спасательный гидрокостюм для выхода членов экипажа в аварийных ситуациях через торпедные аппараты, буй-вьюшка и корабельная рында.
Полный боекомплект торпед насчитывал 24 единицы. Они хранились на стеллажах правого и левого борта. Боевомплект левого борта сохранен полностью: 3 яруса по вертикали, в каждом ярусе было по 3 торпеды. На месте стеллажа правого борта сейчас находится смотровая площадка.
Пространство между стеллажами являлось первым матросским кубриком - здесь в 3 яруса крепились на цепях 14 коек для отдыха матросов и старшин. Еще 6 торпед хранилось непосредственно в 6-ти торпедных аппаратах.
Спасательное снаряжение подводника, состоящее из спасательного гидрокомбинезона и изолирующего дыхательного аппарата. Это снаряжение позволяло находиться человеку на глубине до 100 м на протяжении 3-4 часов. Его вес - 40 кг.
Наверху первого отсека, около переборочного люка для перехода во второй отсек, находится аварийно-спасательный люк - для спасения экипажа с помощью глубоководных спасательных аппаратов, которые могут герметично к нему пристиковываться.
По всей лодке висят вот такие таблички
Второй отсек - жилой, аккумуляторный. Здесь находятся аккумуляторные ямы, расположенный в два яруса. Аккумуляторные баттареи являются источником энергии для обеспечения хода подводной лодке.
Аккумуляторный элемент
У входа в отсек по правому борту установлена памятная доска с этапами службы Дизельной подводной лодки.
Во втором отсеке также расположены жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов корабля.
По правому борту расположена каюта командира корабля.
По левому борту расположена буфетная и офицерская кают-компания. Кают-компания служила не только местом приема пищи, отдыха и общения офицеров, но в случае необходимости, она являлась и местом оказания медицинской помощи, превращаясь в операционную.
Все помещения на подводной лодке обозначены вот такими табличками
По правому борту также расположены двухместные каюты офицеров.
Одноместная каюта предоставлялась командиру корабля, старшему помощнику, заместителю командира корабля по воспитательной работе, командиру электро-механической боевой части и начальнику медицинской службы.
Каюта начальника медицинской службы находится по левому борту. В ней же производились медосмотры экипажа.
Рядом с каютой начальника медчасти расположен изолятор - помещение для размещения больных и раненых.
В кормовой части второго отсека расположен гальюн (туалет) для офицерского и мичманского состава, а внизу по правому борту располагался душ. В этом душе мылся офицерский и мичманский состав и часть старшинского состава. Для остального личного состава предназначался душ, совмещенный с гальюном в 6 отсеке.
В душевой использовалась только забортная морская вода. Ее температура на глубине в северных широтах могла быть -2°С - 0°С. Поэтому для мытья личного состава в душевой вода подогревалась в водяных теплообменниках системы охлаждения дизелей и температуру воды можно было регулировать перед подачей в мытьевой трубопровод. Помывка производилась в основном 1 раз в неделю по субботам, строго по расписанию (по сменам и боевым частям). Чтобы привести себя в порядок, каждому отпускалось 10-15 минут. Изобретенное нашими химиками специальное мыло и шампунь позволяли мыться в соленой забортной воде. После помывки выдавалось одноразовое постельное и нижнее белье на 10 дней (так называемая "разуха"). Использованное белье собиралось, упаковывалось в полиэтиленовые мешки и удалялось за борт (выстреливалось сжатым воздухом) через устройство для удаления контейнеров, расположенное в 7 отсеке.
Третий отсек - центральный пост управления, он же главный командный пункт. Отсюда осуществляется оперативное управление всеми процессами и боевыми частями.
Каждый отсек завершается межотсечным переборочным люком. В подводном положении подводной лодки перборочные люки всегда задраены, так как прочные переборки делят лодку на отсеки для увеличения ее непотопляемости и живучести.Как правильно переходить из отсека в отсек: есть главное правило - никогда настоящий подводник не наступает на порог люка - комингс. Этого нельзя делать потому, что грязь на обуви и сама обувь может действовать на металл как абразив. При многократном воздействии на комингс происходит изнашивание металла. Значительный износ металла комингса не позволит герметично задраить переборочную дверь. В случае аварии (пожар, поступление воды) отсек не сможет быть загерметизирован, что приведет к гибели личного состава, а может быть и подводной лодки. Движение в армии и на флоте служащие начинают с левой ноги, поэтому надо просто перебросить левую ногу, не наступая на комингс, затем переместить голову и туловище.
Рубка гидроакустики
Рубка радиолокации
Периодически можно встретить вот такие интересные плакаты.
Четвертый отсек - жилой, аккумуляторный. Здесь находятся аккумуляторные ямы, жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов.В начале отсека по левому борту расположена радиорубка (рубка связи), которая предназначена для оперативной связи командира со штабом флота, связи с надводными кораблями, подводными лодками.
По правому борту расположен камбуз (кухня), обеспечивающий питанием экипаж лодки. Питание экипажа в походе организовано одинаково для всех, без привилегий. Приготовление пищи для всего экипажа производилось из одних и тех же продуктов и в одинаковом количестве для каждого члена экипажа. В рацион подводника включались деликатесы: икра, балыки, колбасы твердого копчения, консервированные оленьи языки, севрюга, мясо, рыба, в том числе красная, яйца, свежие овощи и фрукты, сметана, мед, сгущенное молоко, варенье и джемы, вобла. Ежедневно каждый член экипажа получал дополнительный паек за обедом 20 граммов черного шоколада и 50 граммов сухого красного вина. Вино выдавалось для улучшения состава крови, улучшения пищеварения и повышения тонуса организма в условиях замкнутого пространства, обедненного кислородом воздуха, наличием вредных примесей и малоподвижного образа жизни. Общий вес загружаемого продовольствия перед выходом в плавание составлял 14 кг. Питание организовано по сменам и с учетом вечернего чая было четырехразовое.
На верхней и нижней палубах располагались каюты для офицерского и мичманского состава. Койки в каютах располагались в 2 яруса. На нижней палубе располагалась четырехместная каюта мичманов, секретная часть, кают-компания для мичманского состава.
Сейчас данный отсек переоборудован под экспозмцмонный зал. В нем находятся 2 уникальных макета дизельных подводных лодок: "М-107" и лодки-музея "Б-396", выполненных в разрезе и в масштабе 1:40.
Пятый отсек - дизельный. Внем были расположены 3 дизеля. Пятый отсек - это сердце подводной лодки.
Шестой отсек - электромоторный. В нем находились 3 главных электродвигателя. Также в отсеке размещалось 7 коек.
Седьмой отсек - кормовой, жилой. В нем находятся общекорабельные системы, механизмы и устройства, приводы управления рулей.
Этот отсек был жилым. Сейчас в нем находится только 9 коек, а было - 28. Располагались они в 3 яруса. Длина каждой койки - 1 м 80 см.
20/07/2016 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Москва
- Отзыв о поездке: Экскурсии по крышам в Москве, лето 2015
- Отзыв о поездке: Москва с высоты Останкинской башни, лето 2016
- Отзыв о поездке: Москва. Метропоезд - картинная галерея, лето 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.