Расскажу и покажу, как добраться до одного из самых красивых и захватывающих мест Израиля - Это "Малый кратер" (הַמַּכְתֵּשׁ הַקָּטָן, HaMakhtesh HaKatan, Small Crater)) в пустыне Негев. Это однодневная прогулка, наличие автомобиля, пожалуй, необходимо.
Израильские кратеры к метеоритной деятельности отношения не имеют, а возникли в результате эрозии почвы. Официально они так и называются - "эрозийный кратер". Считается, что такие кратеры находятся только на территории Израиля (я же слышал о подобном объекте в Туркмении, а также на Синае (Египет), который несколько лет тоже был израильским) и поэтому вместо "эрозийный кратер", можно использовать еврейское слово "махтеш" и знающий человек из любой страны поймёт о чём идет речь. Я буду использовать слово кратер, потому что, оно легче склоняется на русском языке. Есть три кратера и ещё несколько объектов которые напоминают их, но чего-то не хватает, чтоб официально присвоить ему звание "махтеш", например, парк Тимна около Эйлата. Итак, три кратера: "Малый", "Большой", "Рамон" (раньше назывался "Огромный"). Через кратеры "Большой" и "Рамон" проходит автострада, и добраться сюда не доставляет труда, а вот до "Малого" кратера, добраться уже не так просто.
Интересно, что этот кратер был открыт только в сороковых годах двадцатого века, т.е. за 10 лет до появления спутниковых снимков. Ни в каких более ранних или древних источниках это место не упоминается. А территория эта хоть и пустынна, но всё же исхожена и описана прилично ещё в древние времена.
Кратер имеет размеры 5 на 7 километров, и в глубину доходит до 520 метров, что делает его самым глубоким кратером из трех других.
На обыкновенной машине можно подъехать к нижней части кратера, проблема в том, что это подъездная дорога никак не обозначена, что это путь к кратеру, надо просто знать, где сворачивать с дороги (координаты и гуглмапс ссылка 31.004649, 35.274280). Во внутрь кратера технически можно заехать на джипе, но это запрещено, только пешие прогулки. Итак, после сворота с 25-го шоссе (основная дорога в Эйлат, если ехать из Тель-Авива), нужно проехать ещё около 10-ти километров. Дорога здесь имеет либо очень плохое асфальтное покрытие, либо это вообще грунтовка. В одну сторону я ехал эти десять километров час в другую 45 минут. Много останавливался на фотографирование.
Следующих несколько фотографий не имеют к кратеру особого отношения, а отсняты по этой грунтовой дороге.
Только здесь проехав, пару километров, начинает попадаться обозначения направления на "Малый кратер".
На нижней фотографии видно русло ручья, в нем есть зелень (фотографии сделаны 9-го мая).
По дороге устроено несколько огромных обзорных площадок. Они круто вписаны в окружающую природу, их почти не заметно, на площадках есть стенды с разъяснениями. Попробуй отыскать такую площадку на следующей фотографии.
На следующей фотографии в расщелине в хребте, с правой стороны, и находится вход в кратер, а сам хребет является "стенкой" кратера.
Еду дальше.
Вот он вход в кратер, думаю, что если я бы приехал сюда на выходные, то машину надо оставить здесь, а дальше пешком. Мне-же в этот день не встретился ни один человек, и я смог доехать на машине до самых "ворот".
Всё. Дальше на машине нельзя, так написано. А ещё написано, что нельзя здесь шариться в темное время суток и ночевать, а заодно разводить костры.
Дальше иду пешком. Я заложил на эту часть час, вышло два, надо было ещё два. Углубился, а в кратер километра на полтора.
Тропинка идет вдоль русла ручья, есть зелень, причем встречается довольно обильная, не забываем: это жаркая и сухая пустыня. За два часа я выдул почти два литра воды, а с собой взял четыре, как советуют тематические сайты.
Здесь внизу не ощущается, что ты на дне огромной чаши, если подняться на холм, то это ощущение появляется, но моя мыльница через фотографию не способна передать его, хотя подозреваю, чтоб это получилось, нужно быть очень умелым фотографом, а только мощного фотоаппарата не хватит.
Здесь, в тени скалы и деревьев, съев свой бутерброд, приходится с сожалением возвращаться обратно. Очень хочется идти дальше вперёд, но я хочу успеть до темноты от фотографировать кратер сверху. Для этого мне нужно проделать весь обратный путь до 25-го шоссе, там ещё сорок километров, чтоб подъехать к кратеру с южной стороны и полчаса подъёма пешком на невысокую гору.
Я побаивался змей и скорпионов, но из всей живности мне в этот день попались лишь такие вот жучки.
Выхожу из кратера, машина на месте, еду обратно, т.е. дальше.
Это ещё один вид на вход в кратер с одной из смотровых площадок.
С одной из смотровых площадок открывается вид на огромную огороженную и охраняемую, с помощью мин, территорию. Что это такое не написано, но мне кажется, что это связано с...
Выезд на шоссе. Дальше те самые 40 километров.
Первая часть по шоссе 25, где нельзя ничего фотографировать, потом съезд на шоссе 206, которое третье или четвертое по значимости. Здесь есть площадка, где можно полюбоваться военным дирижаблем, а также первый нормальный указатель на "Малый кратер".
Дорога 227 ещё менее значимая, чем 206, она практически однополосная. По совместительству это старая дорога на Эйлат, и по ней просто обязан прокатиться любой человек любящий дороги. Здесь прекрасна и верхняя часть (которая меньше петляет и можно сказать, утопает в зелени) и серпантин ("Подъём скорпионов" (מעלה עקרבים)). Учитывая, что дорога очень узкая, то лучше прокатиться по ней в будний день. За 25 км пути мне встретилась лишь однажды встречная машина, на выходной такого точно не будет.
Посреди этой дороги, ещё до начала серпантина будет сворот направо (есть указатель на "Малый кратер") и дальше ещё одна грунтовка минуты на три езды, она не так интересна и останавливаться на фотографирование незачем. Дальше будет эта огороженная с помощью булыжников территория, называется "ночная парковка" (здесь официально можно разложить палатку на ночь). Дальше можно только на джипе, причем на серьёзном я бы сказал. Оставляю здесь машину и дальше пешком полчаса лёгкого подъёма.
Если на предыдущей фотографии, как-бы повернуть голову направо, то здесь, буквально в метрах трехста, будет армейская часть со сторожевой вышкой, так что территория просматривается и кое-как охраняется.
Где-то посередине пути есть развилка на тропинке. Направо тропинка ведёт к обзорной площадке, налево к началу оборудованного пешеходного спуска в кратер (מעלה עלי, Maale Eli). Налево идти минут на 10 больше, да и планов спускаться у меня уже не было, я пошел направо к ближней обзорной площадке.
И вот я приближаюсь к апогею, так сказать.
Горы освещаются закатным солнцем, которое за спиной, вдалеке видно Мертвое море.
Enjoy the silence!
Заканчиваю пост на этой мажорной ноте.
Мои приключения не закончились, мне ещё предстояло спуститься по ночному серпантину, тому самому. Впечатления и фотографии классные. Вот линк у меня в журнале.
14/06/2016 16:00
Материалы по теме
- Страны: Израиль
- Отзыв о поездке: Эйн-Авдат и кемпинг Хан-ха-Шаярот, весна 2016
- Фоторепортаж: Заповедник Хула - естественно и красиво, 23.04.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.