Об этом городе мало кто знает, ещё меньше будет тех, кто готов будет поехать туда, даже на день, но этот малоизвестный город на самой границе Тверской и Псковской областей обладает собственной архитектурной школой, т.н. "торопецким барокко" с храмами и купеческими особняками XVIII-XIX вв. - всё это строилось здесь в особой манере, не встречающейся более нигде в России. Глубокий и сосредоточенный стиль, "умозрение в камне" с обаянием и внутренней силой.
В конце мая накануне моих летних экспедиций по Калининградской и Ленинградской областям и сдачи ЕГЭ учениками я отправился в Торопец. Добирался сначала сидячим вагоном ночного поезда Москва-Великие Луки, отправляющегося от Рижского вокзала в 19.56 с прибытием до места назначения в 6 утра следующего дня. Затем, подождав 2 часа, пригородным поездом формирования Великие Луки - Осташков в 8.10 рельсовым автобусом РА2 поехал до Торопца с прибытием в 10.30. Так состоялось моё знакомство и с Бологое-Полоцкой железной дорогой, построенной в 1901-1907 гг. с помощью Франции как стратегическая магистраль на случай войны с Германией (что и произошло в 1914 году), призванная связать западные рубежи Российской империи с центром страны и с дорогой, соединяющей две столицы. До 1976 года Бологое-Полоцкая магистраль оставалась последней паровозной линией в СССР. В 70-х и начале 80-х годов по линии активно курсировали грузовые поезда, которые направлялись в Беларусь, Прибалтику и обратно. С началом перестройки и последующим распадом СССР транзитное и внутреннее грузовое движение прекратилось. В настоящее время линия в упадке и в любой момент может быть закрыта. Ну по крайней мере так говорят. В день по дороге проходит 1-2 пригородных поезда малой составности, как РА2. Несмотря на отсутствие большого экономического значения, дорога была сооружена основательно: помимо непосредственно железнодорожной инфраструктуры вдоль линии были также построены жилые дома, погреба, ле́дники, колодцы. Вся дорога выполнена в едином архитектурном стиле, благодаря чему она представляет историко-культурное значение как памятник деревянного зодчества, большей частью сохранившийся до наших дней.
Великие Луки и Торопец (ударение на 2 слог) являются центрами исчезнувшей Великолукской области, когда-то находившейся на стыке нынешних Тверской, Псковской областей в России и Витебщины в Беларуси и существовавшей в 1944-1957 гг. Сам регион был непосредственно уничтожен Великой отечественной войной, после которой регион обезлюдел и лишился большей части дорог и крупной промышленности. Исчезнувшая область дважды становилась официальной территориальной единицей: в 1167-1320 годах это было Торопецкое княжество, в 1944-57 - Великолукская область. Таким образом, Великие Луки и Торопец можно считать главными городами этой земли, новой и старой столицами.
100 км пути от Великий Лук до Торопца РА2 преодолевает за 2,5 часа. Вокруг города - глухомань, с минимальной плотностью населения если не на всей европейской части страны, то в Центральной федеральном округе точно. Сам Торопец - маленький городок с великой историей, непохожий на другие малые города.
Первое достоверное упоминание о Торопце - под 1071 годом в Лаврентьевской летописи, то есть он в любом случае старше Москвы. В 1167-1320 годах - центр Торопецкого княжества, первый князь которого Мстислав Храбрый прославился успешными войнами и успел стать за год до смерти в 1180-м году князем Новгорода. В Торопце Александр Невский обвенчался с полоцкой княгиней Александрой Брячеславной, в память о чём супруги даровали городу Корсунскую икону Богоматери. Княжество, стоявшее на перекрёстке дорог и включавшее верховья Волги и Западной Двины, вело очень успешную дипломатию между Литвой, Новгородом, Ливонией, Тверью. В 1320-1503 годах Торопец был в составе Литвы.
На протяжении всей своей истории, со времён Пути из Варяг в Греки это был богатейший купеческий центр, достигший расцвета в 17-18 веках, когда купцы торговали от Западной Европы до Китая.
Вокзал в Торопце находится на северной окраине, почти за городом, и к центру идти около получаса через деревенские кварталы.
Кладбищенская Всехсвятская церковь 1796 года постройки на местном кладбище. Слева от нее хоронили католиков и лютеран (в городе было очень много эстонцев), справа от церкви хоронили православных и за церковью - иудеев, которых в городе также было большое количество.
Дореволюционная и брежневская части школы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1762 года постройки - первый увиденным нами шедевр местной торопецкой школы.
Что позволяет выделить ряд памятников в понятие целой архитектурной школы?
Если рассмотреть план здания, то его традиционность будет очевидной: небольшой квадратный храмик с граненой апсидой и обширной трапезной с двумя приделами, апсиды которых в миниатюре повторяют центральную. Но в решении наружных объемов произошло нечто неожиданное. Прежде всего мастера не стремятся четко отделить венчающий восьмерик от четверика, а мыслят храм единым объемом. Восьмерик перестает восприниматься завершением, который усилен декором. Он преобладает не на венчающих частях церкви, а равномерно распределяется по всей поверхности здания или же, наоборот, сосредоточивается на нижнем ярусе, но обязательно тут и там одинаковый, перекликаясь родственными мотивами. Другой композиционной особенностью торопецких церквей становится зрительная распластанность вширь всего здания или одного фасада. Это ощущение усиливается своеобразным, ставшим в Торопце традиционным, фасонным покрытием, над которым приплюснутая венчающая главка на тонком барабанчике кажется чрезмерно тяжелой. И, наконец, декор, который не спутаешь ни с каким другим.
Первый исследователь, выделивший торопецкую архитектурную школу, В.В. Косточкин, дал ему точное определение, назвав "вырезанным из доски". Широкий, плоский, почти без всякой профилировки, он намного выступает из стены и кажется наложенным на её поверхность, что усиливается контрастной окраской в белый цвет выступающих частей и в ярко-зеленый, розовый, красный, желтый самих стен. Наличники окон, чередуясь с пилястрами, почти вдвое превосходящие шириной последние, образуют как бы декоративные пояса, обегающие фасады.
Приземистая распластанность церкви немного смягчилась, когда позже к ней пристроили колокольню. Но и колокольню торопецкие мастера конструктивно рассматривают как центральную часть - храм, возводя её в тех же формах.
Ажурные кресты - как на церквях Русского Севера.
Детали лепного узора так точно повторяются, что можно говорить об оформлении интерьеров рукой одного мастера или артели.
Всё вместе - фантастически целостно и гармонично.
В этом репортаже мы познакомимся с вами с купеческим центром Торопца и посмотрим на храмы, являющиеся примерами раннего этапа формирования местной архитектурной школы города, т.н. "торопецкого барокко". Из известных уроженцев Торопца список впечатляющий: это и патриарх Тихон, и композитор Модест Мусоргский, и главный конструктор НПО "Энергия" Юрий Семенов - конструктор космического Корабля Буран вместе с Севиром Богдановым (он же, Поль Лоренс, один из разработчиков космического корабля "Шатл"). Это всё в одном небольшом провинциальном городке на западе Тверской области. А начиналось всё с удобного расположение на торговом пути "из варяг в греки".
В предыдущем репортаже мы остановились на церкви Рождества Пресвятой Богородицы - одного из примеров наивысшего развития "торопецкого барокко". Сейчас нас ждёт прогулка по цельным улицам со старыми купеческими домами 150-летней давности.Благодаря активной торговле, в Торопце складываются потомственные купеческие династии Гундоровых, Безносовых, Туфановых, что сказалось на бурном каменном строительстве сначала церквей, потом и жилых домов. В 1696-1710 гг. было возведено 13 храмов, большая часть которых не сохранилась до настоящего времени.
Здание Торопецкого техникума на Октябрьской улице.
Здание администрации Торопецкого района.
Двор.
Начало Советской улицы в виде своеобразных "ворот" по направлению от Базарной площади.
Небольшие "торговые ряды" конца XVIII в.
Памятный знак в честь трудовых и ратных подвигов жителей города (1974 г.)
Бывший Тихоновский монастырь, от которого сохранилась Никольская церковь 1697 года постройки (слева), одно из первых каменных зданий города, ранний образец "торопецкого барокко".
Она отличается богатым изразцовым убранством.
В 1764 году указом Екатерины Второй монастырь был упразднён. Покровская церковь была построена как приходская в 1764-1777 годах местным зодчим в столичной традиции.
В здании - музей истории фотографии и народного быта.
Здание гостиницы "Торопа".
Бывший дом купца Шерапова конца XVIII в. Классические формы здания старательно скопированы со столичного здания с желанием отличиться от местной строительной традиции города. Дом больше схож дворянским особняком, чем с городской усадьбой купца. Будучи угловой постройкой, она имеет 2 одинаковых фасада, выходящих на 2 разные улицы.
Барочные окна с характерной пластикой.
Сталинка, которую можно принять за дореволюционную барочную постройку, если не серп и молот над колоннами.
Как вы видите, многие здания достаточно обшарпанны, но это единственная именно заброшка в городе, не считая частных домов умерших или уехавших бывших хозяев. На фото - Успенская церковь в стиле барокко 1768 года постройки.
Удалось залезть во внутрь церкви.
Восстанавливать там много ещё надо в условиях отрыва от крупных жд и автодорог. По степени уровня жизни, к сожалению, Торопец сравним с посещённым в феврале этого года Белёвым Тульской области. Города эти с большой историей, но запустением.
Забытая старина.
Уютная старина.
Торопецкий ампир.
Памятник Ленину, подаренный городу в 2011 году одной из воинских частей.
Церковь Казанской иконы Божией матери 1698 года постройки. Церкви, подобные Казанской, встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. Это вполне определенный, сложившийся в начале XVII столетия двустолпный тип здания, образовавшийся в результате поисков новых конструктивных приемов перекрытия больших площадей и освобождения внутреннего пространства от дополнительных опор для сводов. Как правило, такие церкви строились большими и высокими, иногда на подклетах, с одним или двумя приделами. Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которое умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора - характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи 1698 года. Храм относится к типу бесстолпных одноансидных церквей. Отличается полукруглой формой ансиды и наличием своеобразного фигурного покрытия сводов. Такие покрытия - доминирующие в городе. Широко применявшиеся в Торопецком строительстве XVII-XVIII веков, они берут, по-видимому, свое начало из культового зодчества Украины. Размерами, пропорциями и расположением (в хитросплетении старинных улочек, практически во дворах жилых домов) напоминает псковские храмы.
Церковь Спаса Преображения 1680-1720 гг. постройки. Храм имеет две характерные особенности: угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки и зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей. Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике, богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный арочный портал, украшенный кирпичной нарезкой. Церковь принадлежит к типу одноапсидных бесстолпных храмов, которые были широко распространены в Московском зодчестве XVI-XVII вв.
Спасо-Преображенская церковь - любопытный пример зданий, не раз претерпевавших изменения и имеющих множество напластований из-за частых пожаров.
Монумент в честь 40-летия победы в Великой Отечественной войне, установленный в виде стелы с самолётом СУ-9
Советская улица.
Дом патриарха Тихона. Торопец - малая Родина патриарха Тихона (Беллавина), 1 после восстановления патриаршества (1917-1925 годы). Тихон был известен открытым неприятием большевиков и антисоветскими воззваниями (как говорили про Тихона противники, "он служит не Христу, а контрреволюции"). Умер Тихон от болезни, канонизирован был в 1989 году. Впрочем, другая точка зрения утверждает, что Тихон усугубил конфликт между советской властью и церковью, и последствия для Церкви оказались тяжелее, чем могли быть
Краеведческий музей Торопца.
01/05/2017 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Псковская область; Тверская область
- Отзыв о поездке: Торопец и зенит "местной архитектурной школы барокко", осень 2016
- Отзыв о поездке: Торопецкий краеведческий музей и дореволюционные панорамные виды города, сентябрь 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.