"А скажи-ка, социалистический брат мой болгарский, камрад Тодор, - спросил однажды Эрик Хонеккер своего балканского соратника Живкова, - до каких пор ты будешь ездить в своём кондово-раритетном, идеологически неправильном поезде? Генеральный секретарь, а используешь царский состав, сделанный при Третьем рейхе, будь он неладен. Непорядок, камрад Тодор! Давай мы тебе сконстуируем наш гёрлицевский современный поезд. Ты будешь очень крут, зер гуд! Почти как Тито будешь, хотя нам, камрад Тодор, далеко до этого югославского эстета, ценителя прекрасного и его шикарного голубого поезда. Мы люди простые, хоть и Первые, ценим комфорт, удобство и безопасность, а спецы наши забацают тебе настоящий автономный дом на железнодорожных колёсах".
Разговор происходил в 1973 году во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине. А может и ранее. А может и вовсе не было такого разговора. История за давностью лет и ввиду ушедших в вечность политиков Восточного блока умалчивает, когда же точно Тодор Живков восхитился хонеккеровским литерным поездом и поручил болгарскому Политбюро заказать у немецких товарищей такой же. Зато стопроцентно известно, что особый заказ для болгарских товарищей поступил в спецдепо София уже в 1975 году. Спустя 41 год болгарский литерный поезд Тодора Живкова и высокого партийного руководства, поддерживаемый в идеальном техническом состоянии, до сих пор находится в депо и активно используется под заказ у киношников и туристов. В отличие от ГДРовского собрата, основа которого из почти 20 вагонов была создана в 1969 году, а в начале 90-ых, после объединения Германии, раскромсана по частям и раскидана по частным коллекциям, железнодорожным музеям и вагонным отстойникам. А вот болгарская композиция, хвала Шипке и местным железнодорожникам, сохранилась и чувствует себя великолепно.
Стоит ли говорить, что я не мог упустить уникальную возможность навестить болгарский железнодорожный борт номер 1 в софийском спецдепо Ремиз.
Написав запрос в маркетинговый отдел предприятия "Болгарские железные дороги" и озвучив свою просьбу, я получил положительный ответ на удивление быстро. Необходимо было получить разрешение, так как объект всё же до сих пор считается режимным. Все детали и время визита было обговорены с представителем БЖД(или БДЖ - Български държавни железници) и в один из дней я пришёл к их административному зданию, чтобы получить выписанное на моё имя разрешение. Удивило, что главное здание болгарских железнодорожников находится в самом центре Софии, откуда до близжайщих путей минут 30, если пешком. Далековато в принципе их начальники забрались.
Пока ждал человека с нужной мне бумагой, напротив железнодорожной администрации заметил интересный ресторан "Гара за двама", то есть "Вокзал для двоих", если перевести на русский. Ресторан был закрыт, раннее утро всё же. Стало любопытно, заглянул внутрь, заметил звёзды на стенах, какие-то железнодорожные артефакты. Явно не простое место, отмечу для себя на будущее как место для обеда :)
А дальше меня ожидал крайне приятный сюрприз. Я планировал получить разрешение и добираться до Ремиза (синоним депо на французский манер) на такси, так как время было весьма ограничено, а спецдепо находится в очень неудобном для пешехода месте. Вроде бы рядом с вокзалом, но прямого пути нет. Добираться надо при наличии времени либо пешком через путепровод, либо на общественном транспорте. В общем, такси было моим спасением ввиду цейтнота, но неожиданно меня от здания администрации отвезли на служебной машине, а после экскурсии привезли обратно на софийский вокзал, где я уехал поездом в Варну. Всё-таки респект и уважуха болгарским товарищам, сэкономили мне немало времени, и отношение приятно.
Так выглядит депо для правительственных поездов из окна вагона. Находится оно в пятистах метрах северо-западнее вокзала София.
А теперь давайте рассмотрим болгарские литерные вагоны подробнее. Моим экскурсоводом был уникальнейший профессионал и настоящий специалист своего дела, Юлиан Пейчев, работающий в спецдепо с конца 70-ых и поступивший на службу как механик дизель-генераторной установки. Сейчас на нём весь Ремиз и он полностью отвечает за техническую подготовку составов для туристических поездок. Интереснейший человек и я исключительно рад, что мне удалось пообщаться прямо здесь, в депо, в неформатной обстановке и в "домашних" для исторических вагонов условиях. Тут ведь и царский поезд обслуживается, "Корона Экпресс", аутентичный пятивагонный состав, произведённый по заказу в 1938-1942 годах в Германии для поездок болгарской знати. Он тоже, кстати, находится в отличном состоянии. А я пока сконцентрируюсь на более современном, живковском "Витоша Экспрессе".
Главный состав социалистической Болгарии состоял из следующих 10 вагонов: пяти вагон-салонов для чиновников и гостей различного ранга, включая вагон Тодора Живкова, вагона-ресторана, вагона-кухни, вагона связи (до сих пор собственность Национальной службы охраны и не используется для туристических поездок), вагона с дизель-генератором и багажным отделением, а также вагона для перевозки автомобилей.
Переговорная в главном вагон-салоне, вагоне, предназначенном для Тодора Живкова и его высокопоставленных гостей.
Вот здесь отдыхал Муаммар Каддафи и, возможно, Брежнев. А вот Ким Ир Сен во время поездки из Софии на известнейший в Болгарии бальнеологический курорт Хисаря в 1984 году путешествовал в своём поезде в сцепке с болгарским. Традиционно северокорейский "Великий Вождь" не оставлял свой роскошный, комфортный и безопасный поезд ни на минуту.
По Брежневу не нашёл абсолютно никакой информации, но известно, что литерный поезд однажды привозил в Москву болгарскую делегацию на конгресс (без Живкова и год уточнить не удалось). Остаивался и экипировался состав в особом депо "Вагонный участок центрального направления", возможно, более сведующие знают, о каком именно московском депо идёт речь.
Купе Тодора Живкова. В перспективе переговорная с телефонными аппаратами и помещение дежурного.
Между двумя правительственными купе находится санитарный узел с умывальниками...
Tуалетом...
И душем.
Вагон-ресторан, рассчитаный на 36 человек.
И его вспомогательная раздаточная кухня, где креативно сервировали уже приготовленные блюда.
Автомотриса австрийского производства (Simmering-Graz-Pauker, 1965 г.) также является важным элементом спецдепо, имеющим непосредственное отношение к поезду номер 1. При следовании литерного поезда по территории Болгарии, Румынии или Югославии автомотриса сопровождения с сотрудниками болгарского УБО (Управление безопасности и охраны) обычно шла впереди на расстоянии 4-5 минут в целях обеспечения безопасности в пути.
Тут стоит сказать о локомотивах - использовались только дизельные машины, так как электровозы были бы бессмыслены, случись обесточивание линии. Так что только тепловозы, причем два постоянных, приписанных специально к литерному поезду. Тоже австрийского производства, болгарской серии 04. Тепловозы, после полного осмотра в локомотивном депо, подавались в Ремиз не позже, чем за 24 часа до отправления спецпоезда. По некоторым утверждениям болгарских железнодорожников машинистов подбирали по линии партии из надёжных, проверенных людей. Возможно, это так и есть, я не знаю, не могу утверждать либо опровергать, но про байка с краснымм ковром является весьма сомнительной. То есть локомотивная бригада должна была остановить поезд так, чтобы выход из вагона Живкова оказался напротив красной ковровой дорожки. Машинисты прежде всего руковоствуются инструкцией и правилами движения, а коврами заведую встречающие, это им надо голову ломать над этим вопросом.
А я, к сожалению, внутрь мотрисы даже и не заглянул, так как разговорился с моим экскурсоводом, очень плотное общение у нас получилось, хотя и ограниченное по времени. Обязательно хочу вернуться ещё.
А мы тем временем осматриваем вагон для сопровождающего литерный поезд персонала, охраны и менее высокопоставленных чиновников.
У них тут даже мини-кухня имеется. Судя по всему, болгарский поезд совершенно идентичен тому, что был у Хонеккера.
Датский холодильник, вроде, так мне сказали. А раньше, до середины 80-ых, использовался советский "ЗиЛ-Москва", видел его у ребят в депо в рабочем состоянии и поныне.
Купе совершенно обычные для того времени.
Возможно, система кондиционирования воздуха более совершенна здесь, чем в обычных спальных вагонах того времени.
Межвагонное пространство в депо. Направляемся смотреть вагон-кухню и дизель-генераторную установку.
Помещение, где находится дизель-электростанция, способная обеспечить правительственному поезду автономность в течении 7 суток.
Очень напоминает рефрижераторный поезд или секцию из нескольких вагонов, только вместо грузовых вагонов-холодильников здесь вагоны пассажирские для перевозки социалистических випов.
Багажное отделение.
Рабочее место начальника поезда. Именно он отвечал за чёткое взаимодействие всех служб и за исправную работу бортового оборудования на пути следования.
Ещё одно купе - уже для железнодорожного персонала.
А это вагон с основной кухней, складом и большими холодильными камерами.
Перед заступлением на смену шеф-повар был обязан принять душ. Санитарно-гигиенические требования соблюдались неукоснительно.
Продуктовый склад с холодильниками.
Совмещённые электрическая и газовая плиты вагонного пищеблока.
Опять же отмечу, что кухонное оборудование находится в отличном состоянии и готово к использованию в любой момент. Впрочем, сейчас туристы и фанаты рето-поездов предпочитают услуги кейтеринговых компаний, предлагающих уже готовую еду.
На вагоне-ресторане осмотр поезда болгарского генсека был закончен, и мы с моим экскурсоводом перешли к царким вагонам "Корона Экспресс". Тут надо отметить одну досадную оплошность с моей стороны. Недоглядел и в моём фотоаппарате сел аккумулятор, поэтому последние снимки внутри салона были сделаны уже на его (аккумулятора) последнем издыхании. Буквально несколько фотографий, раз произошла такая досадная неловкость. В принципе, ничего страшного нет, так как я в будущем однозначно планирую ещё раз навестить Ремиз и рассмотреть вагоны более детально.
Кстати, интересно, что на текущем отрезке истории для болгар более важен именно поезд Бориса III. Так мне показалось, судя по публикациям в болгарских СМИ в последние годы о ретро-поездах, где основательный акцент делается на царский состав. Возможно, это вполне заслуженно, так как "Корона Экспресс" имеет продолжительную и впечатляющую хронику развития. Крме того, этим поездом пользовалась болгарская социалистическая элита вплоть до 1975 года. И находится поезд в безупречном состоянии, особенно что касается его деталей интерьера.
Вагон-салон с телефоном на стене и скоростемером.
Просторное купе-спальня болгарского царя Бориса III.
Умывальник в санузле.
В купе обычного вагона для персонала и сопровождающих лиц имеются даже, пристите, уткa.
Электроприкуриватель (в правом нижнем углу на фото) в чёрной пластиковой вставке.
В заключение хочу поблагодарить компанию "Болгарские государственные железные дороги" и лично Юлиана Пейчева за оказанное содействие и прекрасную организацию визита в депо правительственных поездов.
06/05/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Болгария
- Города: София
- Отзыв о поездке: Общественный транспорт Софии, осень 2015
- Фоторепортаж: Заметки о Софии, 17.11.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.