В процессе подготовке предыдущего поста об острове Филэ в Египте подсознательно на ум приходили недавно увиденные мною сооружения культуры Чампа в городе Нячанг во Вьетнаме. Этим индуистским и буддийским храмам более 1000 лет, которые были частью храмового комплекса VII-XII вв. во времена существовавшего в то время королевства Чампа (Тямпа).
Тямпа или Чампа (вьетн. Chăm Pa, Chiêm Thành) - государство (объединение княжеств), существовавшее в VII-XVII веках на территории современного центрального и южного Вьетнама.Достигнув расцвета в X-XI веках, Тямпа в последующие века подверглась с севера нашествию вьетов (Дайвьет); около 1470 года пал главный город Тямпы, Виджайя, а в конце XVII века - последнее княжество Тямпы, Пандуранга, стало вассалом вьетских императоров. В 1832 году Дайвьет поглотил последние территории того, что было Тямпой. Это государством контролировала центральные прибрежные провинции современного Вьетнама с такими городами, как Фантхьет, Хойан,Дананг, собственно Нячанг, Куинён, часть территорий нынешнего Лаоса, но, тямы, основная народность Тямпы, оставались приморским, торговым народом и редко селились вдали от берега. Тямпу образовывали 5 прибрежных княжеств, названия которых связаны с индийскими истоками культуры народа тям, главные города которой располагались в устьях рек. Все исследователи признают факт сосуществования пяти княжеств, поочередно испытывавших периоды расцвета и упадка, но в отношении самой Тямпы существуют две полярные теории: на одном полюсе находятся сторонники единого государства, политический центр которого мигрировал из северных городов в южные, на другом - сторонники теории о конфедерации самостоятельных княжеств, не имевшей единого центра.
В настоящее время часленность народа тямов (чамов) оценивается в 500,000 человек по данным от 2007 года, из них около 350,000 человек живут в Камбодже, 127,000 - во Вьетнаме. Ислам проник в страну в X в., став господствующей религией в XVI в., поэтому до сих пор после утраты государственности многие из них исповедуют ислам суннитского толка, некоторые и индуизм с буддизмом. Причём, в Камбодже тямы преимущественно мусульмане-сунниты, во Вьетнаме- индуисты, в Таиланде- буддисты. Вопрос о происхождении народа остаётся до сих пор открытым среди учёного сообщества. Возможно, это остатки автохтонного населения, занимавшего более широкий ареал, или это - пришельцы из Индонезии. По языку они близки малайцам, индонезийцам, австронезийским народам Тайваня и другим австронезийским народам. Считается, что вьеты (основной народ Вьетнама, скажем так, политический стержень страны), их ближайшие соседи, оттеснили их из центра на юг страны. В Камбодже живут переселенцы из Вьетнама, где в годы правления "красных кхмеров" тямы были почти полностью уничтожены, поскольку все они являлись мусульманами; формальным поводом к геноциду стало то, что незнание кхмерского языка было объявлено преступлением.
Государства Чампа (Тямпа) были проводниками индийской культуры в здешнем регионе, обладая собственной оригинальной письменностью.
Основа хозяйства - поливное рисосеяние, но разводят также коз, кур, уток. Распространено рыболовство. В земледелии используется буйвол. Как и у вьетов, буйвол - рабочее животное, его мясо в пищу не употребляется.Тямы отличаются чувством национального единства и поддерживают обычаи взаимопомощи. Западные тямы сохраняют матриархат. В большой семье главной фигурой является бабушка. Родство считается по матери, наследство передается женщине, жениха выбирает невеста. У восточных тямов - наоборот, патриархат, родство считается по отцу, наследство переходит от отца к сыну. Нередки случаи многожёнства
У вьетнамских индуистов народа тяма почитается Бхагавати, супруга Шивы, в честь неё есть один из этих храмов комплекса. Гора Ку Лао (Cù Lao), на которой расположены башни - интересное местечко. Отсюда виден весь Нячанг. Входной билет - 20,000 донг (6о рублей). Необходимым условием при посещении любого из храмов является соответствующая одежда (закрытые плечи и колени, без головного убора). Здесь это продумано и при желании вам выдадут напрокат (бесплатно) балахон. Но надевать его необходимо только в случае, если вы хотите зайти непосредственно в одну из башен, а если вы хотите просто походить по территории, закрывать плечи и колени не нужно.
Музейный комплекс расположен рядом с городскими туристическими районами. По мосту через реку Cai River вы дойдете до него за 30-35 минут. Кроме этого, до башен можно доехать на арендованном байке или на автобусе № 4 (стоимость проезда составляет 4000 VDN).
Комплекс состоит из 4 башен, самая большая из которых посвящена богине Понагар, научившей людей ремеслам и сельскому хозяйству. Фронтон башни украшен изображением богини, а внутри находится ее статуя. Башни были построены в разное время, поэтому заметно отличаются по архитектурному решению и размерам. Каждая из башен По Нагар служит для поклонения определённому божеству. Закрыв глаза, легко представить, как века тому назад здесь совершались жертвоприношения, молитвы о богатом урожае и просьбы о спасительном дожде.
Северная башня - главная и самая большая (ее высота 28 м), она сооружена в честь матери-королевы По Нагар. Вход в башню украшен изображением бога Шивы, танцующего на быке, а внутри можно увидеть 23-метровую каменную статую, которая изображает саму богиню По Нагар с десятью руками, сидящую в позе лотоса.
Попадая внутрь башен-храмов, сразу же ощущаешь терпкий аромат благовоний, которые заполняют всё помещение мистической дымовой завесой. Внутри башен пахнет благовониями, ароматические палочки создают мистический туман, а на фоне черных закопчённых стен золото божеств и аксессуаров выглядит очень экзотично. Здесь довольно тесно, с трудом помещаются даже алтари с индуистскими божествами. Башни в Нячанге вьетнамцы считают очень сильным духовным местом и проводят тут не только буддистские церемонии, но и обряды культа предков.
Три другие башни посвящены богам Кри Камбху, Сандхаке и Ганеше.
Воинствующая богиня Дурга (санскр. दुर्गा, Дурга́, "труднодоступная" или "непобедимая") - убийца демона-буйвола, одна из самых популярных богинь в индуизме. Дурга приносит победы над преградами, болью и страданиями. Магическая сила приписывается каждой букве имени Дурги: Д - устраняет демонов; У - уничтожает препятствия; Р - отвращает болезни; Г - избавляет от грехов; А - приносит бесстрашие.
Фрагменты письменности из тямских языков.
Такое вот самое красивое место Нячанга.
Далеко от города выезжать не нужно. Такое вот прикосновение к древней истории.
29/04/2016 11:00
Материалы по теме
- Страны: Вьетнам
- Города: Нячанг
- Фоторепортаж: Louisiane Brewhouse в Нячанге, 28.04.2016
- Фоторепортаж: Жемчужина Нячанга - Винперл!, 22.03.2016
- Фоторепортаж: Пагода Long Son и Белый Будда в Нячанге, 20.03.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.