Думали, что всё знаете о Египте, побыв в Луксоре, Асуане, Каире, Александрии и курортах Красного моря? Сейчас мы отправимся с вами к слабосолёному озеру Карун, расположенному на глубине в -45 м ниже уровня мирового океана, в полностью нетуристический Египет, куда возят в основном только тех студентов, кто учится в ВУЗах "страны Пирамид".
Начнём с самого города Эль-Файюм (الفيوم), бывшего Крокодинополя, расположенного в одноимённом оазисе со всех сторон окружённого Ливийской пустыней с населением 315,000 человек. Основанный в 4000 г. до н. э. этот город - самый древний в Египте и самый старый из всех древних городов мира.Современное название города происходит от коптского payom, что переводится "озеро" или "море".
Оазис Эль-Файюм представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м ниже уровня моря. В далёком прошлом оазис называли садами Египта и его размеры в несколько раз превышали нынешние. В Файюмском оазисе фараон Аменемхет III устроил древнейшее гидротехническое сооружение - Меридово озеро.Геологические исследования, проведенные здесь, выявили следы бурных климатических изменений и как следствие - трансформацию местной фауны. Некоторые находки ученых просто поразительны. Помимо ракушек самых разных форм и габаритов, найдены скелеты древних акул, крокодилов, гигантских черепах, каких-то большерогих млекопитающих и даже скелет гигантского кита. Это в пустыне-то! Однако теперь, по прошествии многих веков, тишину Каруна нарушают лишь весла прогулочных лодок.
В Древнем Египте Эль-Файюм был административным центром 21 нома Верхнего Египта. Фараоны 12-й династии часто останавливались в Эль-Файюме, который назывался тогда Шедет, то есть "море".В более поздние времена Шедет был известен как Город гадов, или Крокодилополь, покровителем которого был бог Себек с головой крокодила. Курганы к северу от нынешнего города отмечают расположение древнего Крокодилополя, где жители в водах Меридова озера разводили и поклонялись крокодилам. Это озеро было искусственно вырыто ок. 3900 лет назад, в качестве резервуара, наполняемого Нилом. В додинастическую эпоху современная территория Эль-Файюма была заболочена. В правление Аменемхета II и Сенусерта II площадь была осушена каналами и дамбами для возделывания почвы.
Птолемей II Филадельф (309-246 гг. до н. э.) дал городу и всему ному новое благозвучное название в честь своей обожествляемой супруги Арсинои (316-270/268 гг до н. э). Находясь под протекторатом Рима, город стал частью провинции Аркадия и его называли Арсиноя в Аркадии, чтобы не путать с другими городами.
Масштабные археологические раскопки, осуществленные в этом месте в 1888-1910 годах английской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри, позволили сделать сенсационную находку - множество портретов, получивших впоследствии название "фаюмских".
Происхождение их весьма любопытно. В эпоху Позднего Царства на культуру угасающей древнеегипетской империи стало оказывать возрастающее влияние эллинистическое и римское искусство. Под его воздействием, начиная с I века н.э., традиция надевать на мумию погребальную маску была вытеснена другим обычаем - класть поверх мумифицированного тела портрет усопшего. Сохранив культовое назначение, он развил художественную традицию древнеегипетского портрета.
Вскоре фаюмские портреты были обнаружены и в Мемфисе, Фивах, Саккаре, в Нижнем Египте, других уголках Египта. Одним из крупнейших центров по созданию портретов была Александрия, ставшая столицей Египта после завоевания Страны пирамид Александром Македонским в 332 году до н.э. Здесь осело большое количество художников, скульпторов и ученых мужей, выходцев из Греции. Внимательное изучение фаюмских портретов показало, что их авторы виртуозно владели техникой светотени. В дальнейшем это искусство стало забываться и получило широкое распространение лишь в эпоху Возрождения. Роспись древними мастерами выполнялась в редкой и сложной по тем временам технике энкаустики, ранее известной только по сочинениям античных авторов. В состав смеси, которую художник наносил на тонкий слой дерева или холст, входили подогретый воск, свинцовые белила, красная охра и железная окись. Этот метод позволял живо и достоверно запечатлеть облик людей, населявших Египет, подчеркнув при этом индивидуальность каждого. Обращают внимание тщательная проработка деталей лица, передача реального цвета кожи и глаз. Некоторые художественные приемы, примененные при создании фаюмских портретов, можно также обнаружить в византийской и коптской иконописи.
На сегодняшний день в мире известно не менее 750 фаюмских портретов, разбросанных по музеям мира и частным коллекциям. Солидная часть их находится в Египетском национальном музее, некоторые вывезены в Европу, небольшая коллекция добралась и до России - хранится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С Пушкина... На снимке- канал Юсуф, вырытый по приказу фараона Аменемхета IV на месте одного из малых притоков Нила в 2000-1700 гг. до н.э. В период Нового царства канал имел 5 метров в глубину и 2 дамбы, регулировавшие водосток. Высох вместе с Меридовым озером во времена Птолемеев, но был возобновлён арабами, которые считали, что его построил библейский патриарх Иосиф.
Самая высокая температура в 46 °C была зарегистрирована 13 июня 1965 года; самая низкая 2 °C - 8 января 1966 года
Так как снимки 2009 года, я тогда не следил за людьми и машинами в кадре, зато как-то естественнее снимки получились с отображением повседневной жизни провинциального египетского города.
Так как мы передвигались на автобусе, то из окон наблюдали за сменой ландшафтов от окраин мегаполиса Каира, пустыни, города Эль-Файюм, сельскохозяйственные угодья.
Размеры оазиса оцениваются в 1270-1700 км², из них на 1000 км² ведётся сельскохозяйственная деятельность. В основном выращиваются зерновые культуры, хлопок, инжир, виноград, олива. Развито производство розового масла из местного сырья. Имеются пастбища овец. В далёком прошлом оазис называли садами Египта (этакая Кубань) и его размеры в несколько раз превышали нынешние.
В центре города над каналом Юсуф работают ч4 водяных колеса, которые стали национальным символом провинции Эль-Файюм.
А теперь посмотрим, как живут простые египтяне, к которым в гости пожаловали гости из Грузии и России. Да, Лану из Сакартвело я уже не видел 7 лет. С Лёшей мы встретились 3 месяца назад, он недавно в Москву перебрался, ведёт собственные исследования в РГГУ.
Нафоткались мы тогда снова, что ни поездка.
Торговцы возле своих глиняных домиков.
Вход во дворик частного дома.
Буквально, между жилыми домами - ручей.
Дети счастливы были фотографированию. Зачастую, не так, как в России, когда начинают сами взрослые отворачиваться или смущаться.
Предметы утвари посреди пальм.
Это древнее озеро Карун (بحيرة قارون, древнеегипетское Ми-ур, или Мер-ур, древнегреческое название - Меридово озеро), его площадь около 233 км², 42 км в длину и 9 км в ширину (до противоположного берега на фото 9 км), расположено, как выше отметил, ниже уровня мирового океана на 45 м и наибольшей глубиной в 10 м.
Современное озеро Карун является остатком крупного озера, располагавшегося на этом же месте и имевшего площадь от 1270 до 1700 км². Изначально это было обширное водное пространство, которое постепенно высыхало по до сих пор неизвестным причинам (геологический обвал, инфильтрация, сильное испарение из-за потепления климата и т. д.).в период Древнего царства Меридово озеро, будучи пресноводным, использовалось в целях ирригации, но уже в те времена уровень воды понизился настолько, что Аменемхет I (XII династия) провел ирригационно-дренажные работы, в результате которых вода поднялась до нынешнего уровня. При фараоне Аменемхете III часть озера осушили, и оно было превращено в искусственный водоём, соединенный с Нилом каналом Юсуф (середина XIX века до н. э.).
Вот, дорогие читатели, вы имели возможность прикоснуться к древней истории, куда почти не доезжает массовый турист.
25/04/2016 11:00
Материалы по теме
- Страны: Египет
- Отзыв о поездке: Гора Моисея, полуостров Синай, весна 2016
- Отзыв о поездке: Сафари на Синае, осень 2015
- Отзыв о поездке: Площадь Тахрир, 2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.