Во время одного из зимних посещений Гранады я решил не ходить целый день по её знакомым местам, а выбрать для посещения какой-нибудь новый близлежащий город. Выбрал. Находится он менее чем в 100 километрах от Гранады и имя ему - Хаэн (Jaén)
О Хаэне я не знал ничего, кроме того, что это мировой лидер по производству оливкового масла. Тем интереснее было посмотреть, что же он из себя представляет.
Погода была пасмурная, пока я дремал в автобусе, шёл дождь. К моему приезду он только что кончился, но небо оставалось очень тёмным и серым. Как это часто бывает у меня в небольших посещаемых городах Испании, я пошёл от автобусной станции по наитию, и пошёл правильно. Первое, что я встретил - памятник оливковому маслу. Логично для его мировой столицы
На соседней площади угрюмо смотрелось здание местной мэрии
И через дорогу не менее зловеще нависал собор
Особенность собора в том, что он построен на неровной покатой поверхности, поэтому пришлось немало постараться, чтобы всё было ровно
Вход в собор был платный, но я почему-то решил в него зайти, хотя меня уже мало что удивляет в испанских храмах. Так и тут - добротный барочный собор, видали мы такие.
Однако была тут одна важная деталь. Вот она:
Орган. Как только я вошёл, меня сразу же взъерошил своим грозным и мощным звучанием церковный орган. Впервые живьём орган я услышалза год до этого дня, на рождественском концерте в католическом храме в Бухаресте. Но тогда был полный "зал", праздничная атмосфера. А тут я был почти один в огромном пустом храме, и всюду меня настигала органная музыка. Очень сильное впечатление, всё благодаря органисту, который сидит за пультом в левой нижней части следующей фото
В общем, мой визит в собор окупился. Ну и дежурная фотография фасада. Чтобы она была не такой скучной, разбавил её эффектом "Рыбий глаз" из настроек камеры
От собора я зашёл в старый район с улицами под уклон и маленькими домиками. Шёл вверх, думал выйти к краю города на высокой точке. И тут неожиданно над собой я увидел крутую гору, а на ней...
А на ней неприступно высилась местная крепость. В каждом андалусском городе с холмом есть локальная Альгамбра. Справа от неё видится крест. Под крестом были люди. Стало быть, там смотровая площадка. Это означает, что я непременно должен до неё добраться. К замку вёл автомобильный серпантин, а я шёл по почти горной тропиночке среди деревьев
Из-за недавнего дождя землю немного размыло, поэтому скоро ботинки оказались ощутимо в глине. Но делать нечего. Я упорно поднимался всё выше
И наконец я добрался до первых стен. Скала и правда почти отвесная
И вот он - замок святой Екатерины (castillo de Santa Catalina).
Он открыт для посещения до двух часов дня, после чего закрывается на сиесту до 17 часов. Я пришёл примерно в 12:45. Если бы я поднялся в два и обнаружил закрытые двери, я бы бросился с этой скалы.
Как и всегда, большую крепость тут построили арабы, максимума она достигла к XII-XIII векам, хотя арабы строили не на пустом месте, древние иберские упрепления тут тоже были. Однако почти всё, что мы видим - христианские модификации. Также стоит отметить, что и здесь наследил Наполеон. Его войска квартировали тут два года, устроив заодно тюрьму для испанских партизан и вообще вмешавшись в исторический ландшафт. Как видно, многое в замке угадывается по остаткам и фундаментам. Кстати, святая Катилина присутствует в центральной башне справа, за раскрытыми дверями, за которыми небольшая готическая часовня в её честь.
Стоит отметить, что в защитный комплекс с арабских времён входили другие постройки, в частности, старый Алькасар (дворец-крепость), но они в середине ХХ века были разобраны (!) для постройки элитного отеля. Словом парадóр (parador) в Испании называются отели, расположенные в исторических старинных зданиях. Местный был открыт в 1965 году. Неслыханное варварство, конечно. Вот парадор:
А в сохранившейся крепости есть любопытные вещи, например, средневековый незамысловатый туалет.
Всё было продумано с точки зрения вентиляции, чтобы окрестности не страдали от характерных запахов. "Канализация" была простая, но впечатляющая, как иллюстрирует нам рисунок
Длина тоннеля - около 30 метров.
Пока я ходил по крепости, неожиданно выглянуло солнце и преобразило всё вокруг. Та же крепость стала выглядеть совсем по-другому
Башня справа - одна из обзорных. Учитывая высоту скалы, вид с неё открывается на весь город
Вот крупный план посещённого мною собора
После крепости я прошёл вперёд, до той площадки у большого креста. Оттуда хорошо видно далеко внизу, откуда я начинал свой путь наверх
Видите тонкую жёлтую ниточку тропинки? С левого её конца я и начал восхождение.
Виды видами, но время не ждёт и пора спускаться. Я бодро спустился в тот район, откуда начал. Там есть интересная деталь: ограждения дороги от тротуара жизнерадостно покрасили, что положительно преображает этот скучный элемент среды
По дороге мне попалось несколько культурных граффити. Оказалось, я не первый, кто запечатлел собор Хаэна с помощью рыбьего глаза
А вот посмотрите, как по-иному смотрится собор на солнце!
Или вот очень мрачное в начале поста здание мэрии теперь всё сияет
Неподалёку я нашёл инфопункт и вооружился картой. Поразмышляв, куда мне направиться, решил выбрать самые большие сохранившиеся в Европе и Северной Африке арабские бани. Находятся они в подвальном этаже одного из средневевовых дворцов знати, ныне это многофункциональный музей, причём с бесплатным входом. Для начала - план бань:
Синий цвет - холодные залы. Вот как они выглядят
Вот в проёмы виден жёлтый тёплый зал
А вот и он сам
Горячий зал (красный) не подходит для удачных кадров, но бани эти и правда большие, заслуживают внимание.
Музейные экспозиции на других этажах рассказывают о разном, в основном это такая краеведческая бытовая тематика. Конечно же, часть посвящена оливковому маслу. Вот, к примеру, старые аппараты для извлечения косточек из оливок
А вот крупные сохранившиеся "стиральни", то есть места, где раньше стирали
Не буду грузить краеведением. После беглого осмотра экспозиции я поднялся на шестой этаж, там был неплохой по ценам ресторанчик, где я перекусил, а также купил оливкового масла. Было бы странным уехать из Хаэна без его главного продукта. Тут же была отличная видовая терраса
У меня ещё было немного времени. Неподалёку от музея я набрёл на такой вот ограждённый объект
За сеткой находится источник воды, который на протяжении многих веков бесперебойно снабжал город водой. Назван он по имени окружающего района - источником Магдалены. С ним связана знаменитая легенда о ящерице Магдалены (lagarto de Magdalena), которая входит в десятку нематериального культурного наследия Испании. Хотя, судя по легенде, было бы уместнее говорить о ящере или драконе. В общем, много лет назад в источнике поселилась огромная ящерица, которая питалась зазевавшимися по ночам прохожими. Аппетиты её росли, поэтому испуганные жители перестали ходить к источнику. Голодная ящерица начала шастать по улицам. Тогда все уже боялись выходить на улицу. Так бы все и окончили дни в своих домах, но один заключённый, приговорённый к смерти, попросил свободу в обмен на обещание убить чудище. Отчаявшиеся власти разрешили ему это. Смельчак попросил много свежих хлебов, коня, порох и шкуру только что убитого барана. Пока ящерица спала, он положил около неё несколько караваев хлеба. Когда ящерица от запаха хлеба проснулась, он начал скакать подальше от города, бросая по дороге хлеб. Голодный зверь съедал хлеб, а на окраине города для него приготовили шкуру барана, в которой спрятали порох. Учуяв запах баранины, ящерица проглотила тушу и порох внутри неё взорвался и разнёс чудище на куски. Конец.
На этой радостной ноте и у меня конец. Добавлю только, что недалеко есть фонтан-памятник ящерице Магдалены. Правда, там она выглядит как милая маленькая ящерка. А ещё в городе отмечается даже день ящерицы.
В завершение поста - снова об оливках. После выезда из Хаена всё, что видно вокруг - оливковые деревья. Они везде и всюду. Такой вот оливковый город
25/04/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Города: Гранада
- Отзыв о поездке: "Дикарем" по Испании и Португалии или Рассказ о безрассудно любопытных, июль 2002
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.