С времен советских повелись на Руси два жанра - рабкоры да музейщики.
Рабкоры пишут разную лабудень, причем делают это по шаблону. Выдают интервьюируемому список вопросов, а вместе к ним и список ответов.
Именно поэтому разные интервью с передовиками производств такие однотипные и скучные:
- "Вы выдали на гора пять тонн зерна, собираетесь ли увеличивать объемы?"
- "Разумеется, с связи с мудрыми напутствиями Партии и в полнейшем соответствии с решениями 21 Съезда, мы, передовики бригады, обязуемся перевыполнить план на 28.3 % и повысить показатели зерносбора и надоев на 14.5 % по сравнению со предыдущим периодов, по заветам товарища Владимира Ильича Ленина"
Читаешь такое, и думаешь - бли-и-ин...
А бывает и того тупее, как с моим отцом в свое время было - он в свое время успел побывать самым молодым командиром воздушного судна в Украине, а может и во всём СССР, и подошел к нему на работе журналистишка, спросил имя, как зовут членов семьи, да больше и ничего.
Трах-бах - в газете "Днепр вечерний" статья, "Крутой взлёт" (сохранилась в моем семейном музее). А та-а-ам... Ну, сказать что насвистели - это как-то неправильно, потому что вышло там так - видно, что уже была готовая болванка статьи, и на эту болванку просто тупо нанизали нужные имена.
Вышла полнейшая потеха - якобы экипаж дружит не разлей вода настолько, что вместе справляют все свята, да ездят на рыбалку, варить вместе юшку (статья на украинском была).
И что маленький Женька, это мой брат, когда якобы журналистишка шел по нашему двору (где он, естественно не был), гасал по двору с игрушечным лiтаком у руцi, и делал "вжжжж!...", а друзья шутили - "вот, Володя, пока на пенсию пойдешь, еще один командир корабля подрастет". Это невероятно ржачно, потому что нужно знать моего брательника - шизоида, худого, мрачного, нелюдимого интроверта.
Женюша бегает по двору с игрушечным самолетиком в руке - вжжжж!... Ха-ха-ха, зная реалии, это просто уписаться со смеху.
Ну да фиг с ними. Возможно они попадут в какой-то свой, специфический журналистский ад. Как у китайцев, много разных адов, вот и под них найдется.
Теперь про музейщиков - широка страна моя родная, много в ней подушек-простыней. Много разных предприятий, заводов, институтов, и работают на них мужички, соль земли. Я знаю, я сам успел в НИИ поработать года два.
Ну так вот, они приходят, как правило, во время учебы на практику. Потом приходят устраиваться после учебы. Работают "принеси-подай-идинафигнемешай", потом слесарями, потом начальниками отделов, а там уже и жизнь прошла, на пенсию пора.
На каждом предприятии есть зубры и мастодонты, которые мышей уже не ловят, но как-либо турнуть их с завода современное начальство не может - таки они всю жизнь свою на завод положили. И придумывают им какую-нибудь совершенно не делающую погоды, но почетную должность. Какой-нибудь там начальник совершенно пустопорожнего отдела.
Или вот, совершенно непыльная должность - хранитель местного музея.
А при каждом предприятии какой-нибудь хоть и завалящий, но музейчик есть.
Они не то чтобы скучные, но на десять ходов предсказуемые. В них стащят всякие грамоты, которыми кукушка награждает петуха, в то время, как он награждает кукушку.
Всякие вымпелы и медальки.
Гору забавных внутренних документов (очень умилили передаваемые по описи сторожевые собаки и ломовая лошадь с конюшней)
А также просто весь музейный хлам - выбросить жалко, а на почетную ссылку затащить, пыль потом вытирать - в самый раз.
Так и в Орле - есть тут ТЭЦ
ТЭЦ суровая и внушительная, всё как надо - дымные градирни, высокое место, с видом на живописную ленту Оки и плотину
В овраге - сгребенные бульдозером остатки старого Орловского еврейского кладбища.
По улице Энергетиков проходят остатки рельсов.
Пролетарский люд прокладывает в любую погоду тропы, вместе со сворами бродячих собак.
В рабочем квартале - зубы из стали, рабочие руки сильны.
Ну а при ТЭЦ - ожидаемо, свой музей.
Ведет экскурсию, тоже ожидаемо, почетно списанный работник. Рассказывает скучно, дикция никакая - тоже закон жанра.
Куча совершенно, абсолютно, тотально ничего не говорящих цифр. Это тоже, такая профдеформация - люди, всю жизнь работающие в одной отрасли, общающиеся с коллегами, нередко начинают считать, что весь мир разбирается в их отрасли, и нет нужды уточнять элементарные вещи. Нередко таковые люди могут начать жонглировать статистикой - "в прошлом году мы отгрузили 136 тысяч тонн, а в этом отгрузили 145" - а это много или мало? Это вообще повод радоваться или сыпать пепел на главу да втирать в лысину?
Я понимаю, когда на Красной Площади в Москве экскурсовод козыряет - "циферблат часов Спасской башни в диаметре таков, что в него легко войдет туристический автобус" - во, это я понимаю, это очень наглядно.
А тут - на долгие часы рассказ, что в такую страну поставляли вот столько электроэнергии, а в Зимбабве раньше продавали установки модель ПИОНЕР-38кр3000 ЛВ, а в этом году даже продали 50 установок МАМОНТ ИЛЬИЧА-600038УРДЭК-компонованный - а я, скромный экскурсант, офигеваю - и что это значит? Это круто, что таковые продали? Или, напротив, позор? Это крутое оборудование или каменный век? Ничего не ясно, короче.
Одно классно - слушаешь экскурсовода, а у него сплошные оговорки по Фрейду да превратности дикции - "награжден Орденом Лени", "наркоман тяжелого машиностроения". Хоть похихикать в рукав.
А в остальном - спасибо труженикам ТЭЦ, за свет и газ. Точнее не, только за свет. Я уважаю людей конкретно прикладного труда и конкретных специальностей - потому что сам не такой, и мне это кажется серьезным достижением.
Короче - да будет свет, сказал монтёр, и жопу фосфором натёр.
17/04/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: Орёл. Старый город, весна 2016
- Отзыв о поездке: Орёл. Улица Карачевская, март 2016
- Отзыв о поездке: Орёл. Дом-музей Русанова, зима 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.