Всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие по Карелии подходило к концу. Рассказ о нём я заканчиваю Петрозаводском. В первых трёх частях я показал основные достопримечательности и объекты города - на Онежской набережной, в центре и на окраинах. В качестве заключения предлагаю посмотреть городскую бытовуху: транспорт, фонари, магазины, стрит-арт, нечищенные улицы и т.п. В качестве дополнения - несколько видов Александровского завода, когда-то бывшего сердцем города. Ничего особо интересного, на самом деле, но имеет принципиальное значение: Петрозаводск благодаря нему получил жизнь и имя.
Начнём, пожалуй, именно с завода. К нему можно подойти, углубившись в парк, расположенный в самом центре города - вдоль проспекта Карла Маркса. По территории парка мы спускаемся к реке Лососинке - и вот, корпуса старого завода уже видны на другом берегу. Здесь же есть и пешеходный мостик, чтобы подобраться поближе к заводу:
Завод этот старше самого города. История Петрозаводска начинается именно с его основания. Я уже писал о нём во второй части, в контексте истории города: завод здесь был заложен в 1703-м по указанию Петра I, для снабжения армии в войне со Швецией.
Попасть на территорию, само собой, нельзя. То, что можно увидеть через забор, оптимизма не внушает:
Завод изначально был Шуйским, по имени находившегося здесь погоста, потом Петровским, благодаря чему впоследствии получил название сам город, и наконец Александровским. Облезлые и ветшающие стены завода сегодня стали холстом для граффити:
Физически, Петровский и Александровский завод - это немного разные вещи. Петровский находился ближе к озеру. Памятный знак в его честь, установленный на месте его основания в нынешнем ПКиО, я показывал в первой части. Между Северной и Русско-Турецкой войнами он успел зачахнуть, и Александровский завод на нынешнем месте возводили почти заново, по указанию Екатерины II. Однако надо понимать, что тогда города тут не было и завод, фактически, определял наличие здесь сколько-нибудь значимого поселения. Между войнами солидная часть жителей призаводских слобод покидала это место. Так что формально можно считать Александровский завод прямым преемником Петровского. Обходим завод вдоль забора, по периметру:
В начале советской эпохи завод оказался на перепутье. Оборудование, квалификация и традиции уже на закате царской России не позволяли успевать за прогрессом, завод устаревал и качество продукции тоже падало. Требовалась масштабная реконструкция, которая вылилась в смену направления деятельности.
Примерно 20 лет тут не могли определиться с профилем деятельности, производя то ремонт подвижного железнодорожного состава, то выпуск огромного спектра различных машин и запчастей. После войны и финской оккупации завод оказался в полуразрушенном состоянии. Был уничтожен, например, один из двух корпусов-близнецов заводоуправления, которые можно видеть на исторических снимках. Второй, сохранившийся, корпус - на фото №8. На время оккупации заводские мощности эвакуировали преимущественно в Красноярск, кое-что увезли в Беломорск. Близлежащие окрестности завода - не самое уютное место Петрозаводска. Догадываюсь, что когда-то эти предместья были местом жительства рабочих и сосредоточением призаводской инфраструктуры. С окончанием производства здесь всё это, само собой, приходит в упадок:
В ходе послевоенного восстановления у завода появилось новое направление - тракторостроение. В качестве Онежского тракторного завода он выступает и по сей день. В середине 2000-х заводские мощности перенесли на новую площадку на окраине города. Там продолжается производство десятка модификаций лесозаготовительного трактора. Перед главным корпусом исторической площадки завода по-прежнему стоит трактор на постаменте:
А вот историческая территория и корпуса завода были проданы петербургской девелоперской компании, которая планировала создать здесь лофт-квартал с жилым комплексом, гостиницами и торгово-развлекательными центрами. У проекта даже есть свой сайт. Только судя по состоянию сайта и территории, проект этот приостановлен на неопределённый срок. Отштукатурили и покрасили только фасад главного корпуса. Обратите внимание на буквы на фронтоне - там уже успели сменить вывеску, написав "Деловой центр". Это жёлтое здание и есть слегка видоизменённый сохранившийся исторический корпус заводоуправления. Второй, как я уже писал, был уничтожен во время войны. В начале XX-го века два корпуса-близнеца сфотографировал Прокудин-Горский. Его фото, увиденною мною в краеведческом музее города, я показывал во второй части:
Во второй части я писал, что в Петрозаводске много зданий, которые условно, по внешнему виду, можно назвать "Домами культуры". Продолжаю их показывать. В этом здании на окраине раньше находился центр культуры и досуга молодёжи. После длительного периода заброшенности, здесь разместилась стройбаза:
А это - бывший Дом офицеров. Здание, между прочим, дореволюционное. Построено в 1912-м для архиерейского дома. Как ни странно, "красные" тут ни при чём: церковь сама продала его ещё до революции. Несколько реконструкций превратили его в типичную сталинку. В 2011-м Дом офицеров прекратил своё существование. Ныне, судя по всему, здание никак не используется.
Напротив Дома офицеров - шикарные ворота воинской части. На территории должно быть ещё одно красивое дореволюционное здание и памятник Ленину, но к ним, по понятным причинам, не подберёшься:
Одной из очень странных особенностей Петрозаводска для меня стало то, что в нём не нашлось рынка. Т.е. мы объехали приличную долю городских улиц, побывали в нескольких местах, где на карте отмечен рынок, но тщетно! В центре, где угадывается что-то похожее на советское рыночное здание и на карте обозначен рынок "Центральный", базируется какой-то грязный ТЦ с барахолочными точками. На средней удалённости окраине, где рынок должен был быть, прохожая бабушка сказала, что рынка давно нет, а на его месте построили ТЦ. Наверное перый крупный город такой на моей памяти...
Напротив "центрального" рынка, перед входом в парк 50-летия Пионерской организации, установлена портретная галерея Героев Советского Союза. Здесь по кругу выгравированы портреты 26 участников ВОВ, Героев СССР, уроженцев Карелии:
Сам парк 50-летия мы посетили уже летом, в ожидании Метеора на Кижи. Парк располагается в овраге на берегах реки Неглинки. Из интересного - здесь есть памятник медведю:
Видно, что в советские годы тут пытались создать какой-то ландшафтный дизайн. Само место в рельефной низине на берегах извилистой речки к этому располагает. Однако сегодня всё это пришло в относительный упадок. Дорожки, скамейки и ограды давно не ремонтировались, всё разваливается и зарастает. Много мусора. От реки идёт грязно-сыроватый душок. В итоге, этот парк - одно из самых слабых мест в центре Петрозаводска.
Между красиво разошедшимися стволами берёз в парке попытались организовать модный нынче городской атрибут - "свободную библиотеку", место для бесплатного обмена книгами. Этот симптом обычно появляется в крупных городах, поражённых хипстерством и прочими современными ванильно-кофейными течениями. Встречал такое, навскидку, в Красноярске и, как ни странно, в Тарусе Калужской области. Однако если в этих двух случаях сделано всё было по всем ванильным канонам, в хорошем винтажном стиле, то в петрозаводском парке этот ящик выглядит скорее совковенько:
Ну и здесь не смогу удержаться. Удивляет не цель, конечно, а исполнение. На плите написано следующее: "Деревья высажены в рамках Всероссийского специального проекта "Лес Победы". 9 мая 2015 год". При этом, деревья за плитой ну никак не похожи на высаженные два месяца назад. Какие-то свежие саженцы действительно есть, но на другом берегу реки, метрах в ста от камня с табличкой. Организация мероприятия не на высоте...
Дальше в этом же парке - мемориал "Сынам Карелии, погибшим в Чечне":
Возвращаемся в ноябрь 2014-го. Метель хоть и застала нас врасплох и парализовала город, кому-то она была только в радость. Петрозаводские дети весело валялись в снегу, кубарем скатываясь с ещё не обледеневших горок. Этой публике любое событие в радость... Одно из многих в столице Карелии деревянных зданий не из частного сектора. Процент их весьма ощутим: они сильно влияют на городской пейзаж, наряду со сталинками, спальными коробками и новстроем:
Чтобы познакомиться с бытом, обязательно надо пройтись по магазинам. Посмотреть, чем живёт город, что интересного и необычного здесь продают. Во время первого визита безумно понравился магазин, расположившийся в сталинском послевоенном здании:
Помимо экстерьера, тут и внутри всё неплохо сохранилось со времён Карело-Финской ССР. Несколько вполне аутентичных залов делают процесс покупок гораздо приятнее. Плюс к тому, здесь нашлась масса товаров местного производства. К сожалению, в июле 2015-го этот магазин уже был закрыт.
В Карелии вообще имеет место неутешительная тенденция: рынок массово занимают торговые сети из Петербурга. В них и ассортимент соответствующий - дешёвый неинтересный ширпотреб питерского производства. Карельские товары (хотя бы молочка и хлеб) ещё есть, но искать их надо во всяких мелких магазинах, зачастую неудобно расположенных.
Как я уже говорил в предыдущих частях, есть в Петрозаводске какой-то домашний уют. Столица Карелии обжита, комфортна и обладает множеством атрибутов большого города. На фоне остальной Карелии, которая кроме средних по уровню ухоженности Сортавала и Кондопоги выглядит вовсе нищей, Петрозаводск смотрится откровенно жирно. ТЦ "Пирамида". В Москве аналог уже снесли.
Карелия - единственный регион страны, где официально используется латиница. Не повсеместно, конечно, но встречается, особенно в Петрозаводске и в глуши на западе. Слышал, правда, версию, что надписи преимущественно даже не на карельском, а на финском. Впрочем, государственный язык в Карелии один - русский. Карельский, наравне с финским и вепсским, является национальным. Этот статус позволяет применять в их написании латиницу, т.к. по закону для государственного языка в российском регионе может использоваться только кириллическая письменность:
Влияние Финляндии в Петрозаводске ощущается сильнее, чем в Петербурге. Здесь и вывески на финском, и прямое транспортное сообщение с городами Финляндии, и множество совместных проектов, и помощь местным лютеранским приходам, и современные постройки не просто "под Финляндию", а построенные финскими компаниями.
Такое ощущение, что Финляндия взяла Карелию под своеобразный "протекторат", как Польша Украину например. Хотелось бы надеяться, что это сотрудничество так и останется позитивным культурным обменом. Но вряд ли голый культурный обмен, тем более с вложением немалых денежных средств в отдельный регион соседнего государства, в Финляндии кому-то нужен... Финно-угорская школа:
А в иных местах Петрозаводск ещё завис в прошлом. Вот, например, красочная вывеска "Карельский филиал академии наук СССР":
Немаловажной деталью быта является транспорт. Помимо железной дороги (вокзал я показывал в первой части), почти погибшего водного транспорта и стандартных автобусов и маршруток, в Петрозаводске довольно плотная и развитая сеть троллейбусов. Правда сам подвижной состав уже не первой свежести:
Ещё в городе сохранились раритетные милицейские будки. Название, само собой, актуализировано:
Одна из негативных деталей петрозаводского быта и транспорта в частности, проявившаяся в метель, заставшую нас здесь сразу по прибытию, это то, что автомобильные дороги тут не чистят вообще. По крайней мере, сложилось такое ощущение. Снег валил не переставая почти три дня. Машины старательно укатывали и утрамбовывали эту кашу. А при том, что температура была чуть ниже нуля, спрессованный снег быстро превращался в ледяную корку. Когда мы уезжали из города, дороги по-прежнему находились в этом состоянии. Видимо, лучшая снегоуборочная техника здесь - весна...
В городе повсеместно - оригинальные столбы. Аналогичные видели в Сортавала. Откуда они пошли интересно?
В Петрозаводске неожиданно активно работают эвакуаторы, забирающие неправильно припаркованные автомобили. У меня на глазах полицейский с помощью мегафона патрульной машины с юморком обстебал водителя, бросившего своё авто как попало и уже собравшегося уходить. В результате тот вынужден был перепарковаться. Порадовало, что страж закона сработал на результат, заставив нарушителя убрать свою машину. Последний в итоге отделался лёгким испугом. А ведь могли бы дождаться, пока водитель уйдёт, и увезти его ласточку на штрафстоянку.
В первой части я упоминал про городскую навигационную систему для туристов - маркеры в узловых местах. Там, на набережной, был маркер в виде корабля. Вот второй из пяти, в форме птицы, у национального театра Карелии. Также радуют новые скамейки с социальной рекламой на спинках. В Петрозаводске вообще очень круто развита туристическая инфраструктура для города, в котором, давайте будем честными, рядовому туристу смотреть почти нечего.
Памятники заметало до курьёзного состояния. Вот например с сугробом на голове - композитор А.К. Глазунов у петрозаводской консерватории, которая носит его имя:
Памятник Андропову, напротив управления ФСБ. Установлен к 90-летию политика. Причём изначально он должен был стоять в Москве, у парка Коломенское. Однако из-за протестов общественности пристанище ему нашли в Петрозаводске, где он работал с 1940-го по 1951-й:
Церковь Иоанна Богослова 2004-го, к которой я так и не смог найти прохода. Она находится за территорией нескольких учреждений. Ведёт к ней одна тропинка, которую я не разглядел, вероятно, из-за метели и снега:
Петрозаводск - пример города, в котором почти при полном отсутствии каких-либо исторических или просто значимых достопримечательностей всегда полно туристов, т.к. он используется как перевалочная база для продвижения вглубь Карелии, особенно - на Кижи.
И не скажешь, что это место - в 400-х метрах от центральной улицы города:
Это единственный комфортный город с хорошими условиями на сотни и сотни километров вокруг, поэтому туристам так или иначе приходится здесь задерживаться - ночевать, кушать, покупать сувениры. Соответственно вся эта инфраструктура развита здесь как если бы в центре Петрозаводска стоял какой-нибудь огромный собор или замок, а вокруг него - кварталы старинных улочек. Голуби кучкуются у военного мемориала, под плитами которого заложены капсулы с землёй из каждого города-героя:
Более того, Петрозаводск стал обрастать своими достопримечательностями, которые вряд ли бы появились просто так, словно предлагая транзитникам задержаться на денёчек и пройтись по городу - хорошие и интересные музеи, обилие современных скульптур и модного благоустройства, уютные улицы, магазины со всяким бессмысленным рукодельным скарбом. Видимо из-за метели утки тусуются рядом с берегом Онежского озера, но не взлетают и не заходят в воду. От человека убегают очень неохотно. Кажется, что ещё чуть-чуть - и их можно потрогать:
Петрозаводск словно не очень красивая женщина, которая на закате третьего десятка сквозь всю свою разочарованность в жизни вдруг поверила, что кому-то интересна. И вот она уже примеряет платья и украшения, достаёт из шкафов запылившуюся косметику, в глубине души понимая, что если её надежда окажется ложной, то вряд ли она когда-нибудь вновь так же загорится. Непонятная конструкция у входа в один из магазинов. Буквы на стёклах витрин не менее непонятны:
В отличие от женщины, Петрозаводску всё это пошло однозначно на пользу. При полном отсутствии достопримечательностей принаряженный город смотрится и вызывает приятные эмоции. На долгий осмотр его, конечно, не хватит, но не найти себе занятий на денёк здесь сможет только совсем уж заскорузлый скептик. В Петрозаводске неожиданно популярны армейские магазины и прочие военторги. Попадались по паре штук на квартал:
Вообще, у Петрозаводска есть вполне ощутимый дух - благородного северного города. Спокойный, неторопливый, основательный, с чувством собственного достоинства. В нём вполне приемлемо смотрятся и старые деревянные бараки, и качественные европейские новостройки, и аккуратный ухоженный центр, и небольшое количество старинной архитектуры. С верой в будущее, заканчиваю свой рассказ о Петрозаводске фотографией роддома и тематических скульптур перед ним:
19/04/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Карелия
- Города: Петрозаводск
- Отзыв о поездке: Продолжаем прогулку по Петрозаводску, зима 2016
- Отзыв о поездке: Поморский берег Белого моря, осень 2015
- Отзыв о поездке: Петрозаводск. Зарека, лето 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.