НОВОЕ ИСКУССТВО И НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Если от лицея перейти через узкую улицу и нырнуть в дружелюбно распахнутую калитку... Переходим по пешеходному переходу, ныряем в калитку, заходим в дом и отдаем милой девушке кровные 6 евро. Вот оно.
Когда вы просите показать "Школу Нанси", то никто почему-то не думает про "Chopiu", а стремится тыкнуть пальцами в небольшой дом через дорогу. Это "Школьный музей" (или Мюзе де л'Эколь де Нанси), но называется он так вовсе не потому, что расположен в непосредственной близости от школы. И даже не потому, что школьники из "Chopiu" работают в музее смотрителями, экскурсоводами и уборщиками. Но сразу всего не объяснить...
Как соотносятся "ар нуво" и "модерн"? С этими стилями сплошная путаница - мутная история о том, что появилось раньше: курица или яйцо. Фактически это два термина обозначающих одно и то же, только у нас принято использовать второй термин, а во Франции и Бельгии - первый. Англичанам, конечно, обидно, ведь это именно они фактически открыли в 60-е годы XIX века новый стиль, избегающий углов и параллельных линий, использующий промышленную продукцию, электричество, современные материалы, который назывался "Arts & Crafts" ("Искусства и Ремесла"). Но нет в мире справедливости, и "артс-н-крафтс" не вошел в обиходный лексикон мирового искусства. Молодых и ушлых по Европе оказалось достаточно, чтобы параллельно в разных странах понять привлекательность и перспективность нового подхода. Первыми среагировали французы, потащив "новое искусство" на всемирные выставки. Но даже они пользовались по первости словосочетанием "современный стиль". Единого названия стилю так и не дали, используя три основных словосочетания: "современный стиль" (Франция, Бельгия; Россия, в то время западавшая на все французское, взяла себе их термин, сократив до "модерн"; Каталония юзала "модернизм"), "молодое искусство" (Германия, Испания) и "новое искусство" (Португалия, Италия, Нидерланды).
Разброд и шатания в какой-то мере были упорядочены немцами. В Германии появилось единое название "Югендштиль" (по одной из версий название было дано благодаря модному арт-магазину с очаровательным названием "Умри молодым", по другой - мюнхенскому журналу "Молодость"). А в Париже немец Зигфрид Бин (торговец предметами искусства) в 1895 году открыл галерею "Дом Нового Искусства" ("Maison de l'Art Nouveau"), в которой было представлено исключительно современное творчество. И вот получите и распишитесь: "Ар Нуво".
Казалось бы, пространство имен стало двумерным, но легко им, мобильным европейцам, а что делать с Россией, похожей на запущенный в космос "Титаник"? Модерн сопротивлялся под ударами, но продолжал свое движение по шкале времени. А тут еще от "ар нуво" начали отпочковываться отдельные несознательные элементы и сбиваться в небольшие стайки. Стилей становилось все больше. Внутри "ар нуво" появились "цветочный стиль", "стиль лилии", "стиль лапши", "стиль угря" и "стиль волны". Благодаря Эктору Гуимару, создавшему знаменитые павильоны для входа в парижское метро, появился "стиль метро". Популярность в Италии арт-объектов из лондонского магазина "Liberty & Co" стала причиной рождения "стиля свободы". Бешеный успех работ из стекла Луиса Тиффани привел к появлению в США стиля "тиффани". Локализовавшиеся в Вене австрийские художники во главе с Климтом выделились в "Венский Сецессион" (или "Венское Отделение"). Став новатором конструктивной линии "ар нуво" с характерной для нее прямолинейностью форм, Чарльз Макинтош вызвал такой ажиотаж вокруг своих работ, что в итоге стал основателем отдельного течения в модернизме - стиль "Глазго" или "Макинтошизм".
От всего этого пестрого стилистически-лингвистического многообразия можно сойти с ума и окончательно забыть про первоначальную постановку вопроса о курице и яйце. Поэтому - стоп! Возвращаясь к началу, надо помнить только о том, что мы живем в России. Наш термин - "модерн". Учитывая географические особенности распространения стиля и его внутренние нюансы проще всего остановиться на следующем: весь "ар нуво" - это "модерн", но не весь "модерн" - "ар нуво". Эдакая локализация с упрощением.
После столь краткого вступления пора возвращаться в Школу, история названия которой имеет непосредственное отношение к вступлению.
В конце XIX века основные центры развития "ар нуво" во Франции находились в Париже и Нанси. Париж был естественным средоточием талантов и генераторов идей, используя свое положение, в регионах же авторы были более разрозненны и предоставлены самим себе. Нанси держался в первую очередь на Эмиле Галле, завоевавшем мировую известность в 1889 году на всемирной выставке в Париже, где он представил свои работы из стекла с акцентом на натурализм и цветочные мотивы. В 1900 году популярность Галле достигла пика. Продукция фабрики Galle завоевала "Гран при" и золотую медаль очередной выставки. Художник Эмиль Галле получил звание Командора Ордена Почётного легиона.
Куй железо, пока горячо! И Эмиль бросился ковать. В январе 1901 года он опубликовал открытое письмо всем художникам Лотарингии с призывом объединиться в региональную организацию, что и произошло уже 13 февраля. Президентом организации был выбран Эмиль Галле, а название ей дали слишком замысловатое, чтобы оно стало жизнеспособным - "Провинциальное объединение художественных индустриальных производств" ("Alliance Provinciale des Industries d'Art"). Не удивительно, что само собой родилось второе название: Школа Нанси. Оно-то и стало, спустя некоторое время, основным. Эмиль одновременно тянул сто семнадцать лямок, будучи не только художником, промышленником и декоратором, но еще и разнузданным правозащитником: организовал в Нанси вечернюю школу для рабочего класса, был казначеем нансийского филиала Лиги прав человека во Франции, публично выступал в защиту румынских евреев и поддерживал ирландских католиков в борьбе против Соединенного Королевства. Тянул много, но недолго, а в 1904 году, решив, что большего уже не достичь, пошел и умер от лейкемии. "Ар нуво" прожил ненамного дольше, еще до Первой мировой войны уступив место для "ар деко". В последний раз представители Школы Нанси совместно выставили свои работы в 1909 году.
От всей школы Нанси остался только домик мецената и филантропа Эжена Корбена, ставший в 1964 году музеем. В бурно-промышленные семидесятые в Нанси было разрушено множество зданий в стиле "ар нуво" под новое строительство. Вот такая ирония судьбы: новое искусство уничтожалось новым строительством. И только в 1998 году Школа Нанси была открыта вновь. За два года около 350 сооружений были признаны памятниками архитектуры и отреставрированы. Город возвращает свою былую славу регионального центра искусств, а символом возрождения стал Школьный музей.
Музей от пола до потолка превращен в один большой экспонат в стиле "ар нуво". Школа Нанси, как и сам город, умеет удивлять. Кто бы мог подумать, что обыкновенная ванна может выглядеть вот так:
Мебель, посуда, картины, росписи, статуэтки, мелочевка за стеклом, лампы, перила - всё-всё выполнено в едином стиле.
Спальный гарнитур Луи Мажореля настолько прекрасен, что трудно представить, как на это роскошество можно положить человеческое тело.
А вот пример встраиваемой мебели. Своеобразный прообраз шкафов "Stanley". Куда всё подевалось?
В музее, как правило, немноголюдно и тихо. Слышно, как в некоторых местах поскрипывает старый (натертый до блеска) паркет. И это так по-домашнему. А потом выходишь во дворик, где разбит сад. Надо сказать, что вся флористика восстановлена и максимально приближена к той, что была высажена Эмилем Галле и его единомышленниками.
Разумеется, без пруда не обошлось. И без символического растения "ар нуво" - кувшинок. Да что там кувшинки, здесь даже стрекозы летают!
На берегу пруда стоит небольшое круглое здание в стиле "ар нуво", называемое аквариумом. Витражи с рыбками позволяют относиться к такому названию не слишком скептически. А неподалеку установлен если не самый первый, то один из самых ранних примеров погребальной скульптуры ар нуво: памятник-кенотаф (т.е. надгробный памятник без останков покойного), украшенный скульптором Пьером Роше (1901). Флоральный декор на надгробии - это впечатляет.
Перед тем, как попрощаться с истинно модерновыми ивами, мягкими извивами ветвей стекающими в пруд, нелишне отметить, что Эжен Корбен - не только филантроп и меценат, но и владелец сети магазинов FNAC. Разумеется, что в Нанси FNAC тоже имеется, и очень неплохой. Но об этом в следующей части.
30/03/2016 15:00
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Регионы: Эльзас и Лотарингия
- Города: Нанси
- Отзыв о поездке: Нанси. Площадь Станислава, 2013
- Отзыв о поездке: Новогодние каникулы, Nancy, январь 2013
- Отзыв о поездке: Lorraine, октябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.