В Уч-Коргоне, конечно, хорошо. Город - сад, не побоюсь этого слова. Тепло, вкусно, что еще нужно для счастья? ))Но шило в заднице покоя не дает. Следующий переход, получался таким: Уч-Коргон-Ош-Мургаб-Хорог. Причем было сильное желательно преодолеть этот пусть в один присест. Но, можно конечно много пить за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями, судьба и воля случая все равно перевернут все по своему.
День первый. Напрямую из Уч-Коргона добраться до Хорога нельзя. Машины идут из Оша до Мургаба, пересекая киргизо-таджикскую границу, после чего в Мургабе желающие пересаживаются на таджикскую машину уже до Хорога. В случае успеха, в Мургабе можно сразу пересесть на машину до Хорога, в противном случае, придется заночевать там.
Собственно дорога до Мургаба знаменита своими перевалами за 4600 метров и марсианскими пейзажами.
Сам по себе Мургаб интереса особого не представляет. При союзе там добывали урановую руду или что-то в этом духе, а после отъезда русских спецов, возят афганский героин в Киргизию. По этому поводу там иногда случаются разборки между авторитетными гражданами.
Но вернемся к нашим баранам.Машина из Оша, по словам отвечавших за этот вопрос людей, выходила в 5 вечера. Пришлось поторопиться. За полтора часа и 200 рублей на наши деньги, я преодолел 120 км до Оша и прибыл на алайскую (памирскую) стоянку.
Тут выяснились две не очень приятные вещи: Первая - в Оше жара +41 и ни малейшего дуновения ветерка, а вторая - пассажиров не набралось в достаточном количестве для поездки в Мургаба и сегодня отсюда не уехать. Оставалось заселиться в гостиницу и смириться с тем, что прийдется провести целую ночь на горячей сковородке.
Ни одного кадра из города Ош у меня не будет, когда +41 в тени, вообще уже не важно что происходит вокруг, до воды бы добраться ...
Название гостиницы как-то не осело у меня в памяти. Так она и осталась no-name. Единственное, что осталось в мозгах после этой дивной ночи - слоган, родившийся в полубредовом забытьи, когда я пытался уснуть на мокрых от пота простынях в 2 часа ночи.
"Не хватает звезд в гостинице? Докупите на базаре!"
Этот слоган нужно было повесить при входе и тыкать в него пальцем недовольным постояльцам, в случае предъявления претензий.Вечером позвонил водитель и назначил выезд на 4 утра. Я обрадовался - поедем по прохладе. Уснул я в 2 ночи, а уже 4 я проснулся в образе зомби. Я даже не удивился и не испытал вообще никаких эмоций, когда водила заехал за мной в только в половину шестого утра.Обычное дело ...
День второй.
Утренняя пейзажная Киргизия.
Часа через четыре после старта, преодолев первый перевал, мы остановились пообедать, или позавтракать, как кому удобнее. На улице оказалось достаточно прохладно.
Местным жителям бесплатно выделяют уголь для отопления, поэтому топят они круглогодично. Горячее шурпо, в теплом помещении немного привела меня в чувство.Дальше, до границы с Таджикистаном, добрались без остановок и приключений. Час на киргизской границе, час на таджикской и мы на Памире.На таджикском КПП, водила-киргиз раздал четыре баклажки кваса - так, штришок к общей картинке ))
А пейзажи, действительно хороши!Правда дорога, иногда просто пропадает.
Вообще, Памир вел себя в этот раз совсем другому. Я познакомился с ним в прошлом году и на нашем первом свидании Памир был душкой. За пятнадцать часов поездки не случилось ничего такого, что могло серьезно повлиять на мои планы, или осложнить пребывание в регионе.
"Памир вел себя как девушка во время конфетно-букетного периода, был милахой и поворачивался только своими хорошими сторонами. Как и в любых отношениях, сначала мы все хотим выглядеть прилично и скрываем свои недостатки. Но демо-версия когда-нибудь заканчивается и начинается проза жизни.Так случилось в этот раз. Памир, как коварная восточная красавица, манил пальчиком, а потом больно щелкал по носу. Как сварливая жена - бил посуду, ломал мебель, фыркал и воротил нос. Прятался и убегал, и только звонкий девичий смех доносился из ниоткуда."
Началось все с пыли. "Афганец" - ветер, приносящий с собой тучи пыли, и приходящий в этот регион в сентябре, появился на пару месяцев раньше. "Верная подруга красавицы чинила препятствия нашей встрече на ранних подступах."
Если дорога пропадает, добрые люди ставят камушки и красную тряпочку на палке.
А если ты, водитель, не заметил в ночи палочку с тряпочкой, то другие добрые люди сложат и камней холмик и поставят другую палочку, но уже жестяной табличкой. И если тебе повезет, и твои документы найдут, то на жестянке выцарапают твое имя и годы жизни.И спустя много лет, случайный проезжий турист сможет прочитать только последний, 2001-й год... "Любовь бывает смертельной."
Скажу честно, этот высокогорный участок дался мне с большим трудом. Постоянно клонило в сон, а от гипоксии, на высоте 4000 метров, дико разболелась голова. Мои попутчики же - эндемичные жители этого района - чувствовали себя не в пример лучше.
Проскочили Кара-коль - самое высокогорное озеро и одноименный кишлак.
К моменту приезда в Мургаб, я был в состоянии близком к коме. К тому же выяснилось, что все машины до Хорога уже ушли, а единственная оставшаяся, ждала каких-то пассажиров - сотрудников КПП на границе с Китаем, и не известно когда она отправится.Из всей машины, на которой мы прибыли, до Хорога нужно было только мне и еще одному студенту, учившемуся в Бишкеке в мединституте.Время было уже около шести вечера. В пути мы были двенадцать часов.
Кроме того, что я уже рассказал про Мургаб, он еще является промежуточной точной остановки всех полусумасшедших путешественников, шатающихся по Памиру в поисках приключений. В основном это иностранцы, на велосипедах по одиночке или в составе групп. Мне иногда кажется, они вообще бессмертные. Крутить педали на высоте 4000 м, это достойно либо серьезного уважения, либо поездки к психиатру :-))
Для таких отшельников в Мургабе есть пара гостиниц с патнадцатидолларовыми номерами.
Когда я уже смирился с необходимостью ночевки в этом богом забытом уголке вселенной, появились ангелы-спасители.Ангелы-спасители прибыли в образе трех врачей из Хорога. Они приехали к своему другу, у сына которого им необходимо было взять какую-то пункцию и этим же вечером они отправлялись обратно. Такое бывает либо в кино, либо со мной :-)))Мы познакомились. Они, по традиции местного гостеприимства, пригласили нас за стол. А поскольку студент был молод, пить водку пришлось мне.Я водку не пью совсем, но не скажу, что я был не доволен. Спустя некоторое время голова перестала болеть. Хотя обычно бывает наоборот ))Наконец, мы погрузились в машину и тронулись в путь, в сторону Хорога. Ехать нам оставалось 300 километров. Всего лишь, часов 5 тряски по убитым дорогам.
К тому времени, как последняя сотня километров пошла на убыль, за окном машины стемнело. Я приодически дремал на своем рюкзаке, лишь изредка подскакивая на особо глубоких выбоинах и стукаясь головой о крышу. Где-то за 80-ти км от Хорога, нам пришлось вынужденно остановиться.
"Памирская красавица продолжала бить посуду. "
Сильным потоком смыло несколько метров дороги. Смыло, видимо давно и местные жители уже сделали времянку - объезд через приток реки. Но на этом объезде застряла какая-то фура и теперь дорога была заблокированна полностью. В ночи, без какого-либо освещения, невозможно было рассмотреть вообще ничего. Масштаб трагедии не читался. Где-то по кустам только бегали суетливые фонарики, куда-то светили, что-то кричали. У обрыва начала собираться пробка.День второй начинал подходить к концу.
Я предположил, что есть вариант объезда через Ишкашим, правда крюк получался минимум километров 400. В реалиях памирских дорого и ночного времени суток это заняло бы часов 20.Но тут ангелы-спасители предложили другой вариант - ночевка!Оказалось что недалеко, в больнице соседнего кишлака, работал их однокурсник и они уже договорились переночевать прямо там. К нашему приезду дежурные медсестры собрали на стол, что бог послал в этот поздний вечер. А бог послал нам холодный плов, колбасу, шер-чой и печеньки... Для завершения этого вечера недоставало только одного. Пришлось выставить ангелам-спасителям 0.7 из личных запасов. Был уменя один подарочный вариант киргизского производства.
Бухали (ужинали) мы непосредственно в кабинете главврача.
По традиции, молодому студенту не наливали, так что пить водку за него пришлось опять мне.
Надо ли говорить, более вкусного ужина, мне давно не доводилось пробовать. Быстро покончив с едой, мы разбрелись по больнице спать. Мне достался процедурный кабинет.
Кушетка была маловата, но учитывая, что за последние двое суток я спал часа два, было уже все равно. Уже хорошо, что хоть не прозекторский стол, я считаю.Но перед сном, я не мог не прогуляться по больнице и не ознакомиться с интерьерами.
Приемный покой
Наглядная агитация.
Поскольку все было на таджикском, я могу перевести достаточно вольно. Первый плакат звучит примерно так: "Если у тебя на голове тюбетейка и ты жмуришься, жмурься в тряпочку и выкинь ее потом в мусор. Никогда не жмурься в локоть!"Перевод второго плаката я уже не осилил. Сказалась усталость дороги.
Уснул я еще не успев как следует укрыться. Дальше руки сами рефлекторно укрыли тело уже во сне.Так закончился день второй.День третий.Спустя часов в пять прозвенел будильник. А точнее, кто-то вломился в процедурку и с акцентом разбудил меня.Я вышел оправиться и прихватил фотоаппарат.
Розовый рассвет. Пять утра, безымянный кишлак на реке Гунт.
"Восточная красавица манит пальчиком..."
Я вообще не понимаю, как мы вчера нашли эту больницу в ночи.
Мы выдвинуль в сторону Хорога, даже сейчас, в середине июля, ночи в горах морозные, но наши души грела надежда, что за ночь суетливые фонарики вытолкали фуру и освободили проезд.Реальность оказалась не такой радужной.
Фура все еще торчала посреди протоки и сдвинуть ее за ночь не смогли. К тому же, ночью, тракторист послал всех в жопу и ушел спать, сказав, что утро вечера мудреннее. "Восточная красавица больно щелкает по носу..."
Хочется закатить глаза и, вздернув руки к небу, задать вопрос в никуда: "Ну каким же надо быть упоротым дебилом, чтобы полезть в ночи через реку, на такой колымаге, с такой низкой посадкой и без страхующего трактора?"Оставалось только ждать.
"Девушки же любят, когда их ждут ))"
Либо другая фура вытащит тросом, либо придет тракторист и сделает новый объезд а потом вытащит этого китайца.Народ покорно ждал, когда что-то изменится. Сделать в общем, ничего нельзя было.И только один гражданин решился плюнуть на все и форсировать события. С криком: "По*уй, пляшем!" он ринулся в бой.
На уазике-буханке, практически вывесившись на груде камней, он все таки сумел преодолеть преграду.
Публика привествовала побдителя криками и аплодисментами.
Владельцы полноприводных японских джипов известных марок, тихо курили в сторонке.
Моднэ молодые таджички пилили постики в инстаграммчики со своих планшетиков.
Как всегда, "специалисты-по-всем-вопросам" обсуждают варианты решения проблемы. А обсудить было что. В довесок ко всему, у этого упыря лопнули тормозные шланги и колеса наглухо заблокировались. Ничего так вишенка на торте получилась!
Наконец, появился тракторист и стал делать объезд.
Приехал мент. Убедился, что порядок обеспечивается, распития не допускается, тяжкие телесные не наносятся, потрепался с трактористом и присоединился к зрителям.
Приехало телевидение. Хотя, я бы предпочел, чтобы вместо мента и репортеров прислали пару тракторов и экскаватор.
Наконец, решение было найдено. Спереди фуру возьмет на буксир другая фура, а сзади даст поджопника трактор. Чтобы зрителям не скучно было.
И надо же?! Сработало!
Трактор стал потихоньку перетягивать гражданские машины на другую сторону.Скоро дойдет очередь и до нашего джипа, так что я перебазировался на другую сторону провала.
Добрые люди даже мостик уже соорудили.
Публика в ожидании и предвкушении.Кстати, певый слой асфальта еще советский.
Ожидания и предвкушения, в общем, оправдались )))
Один горячий, горный джигит решил не дожидаться трактора, а нахрапом проскочить водную преграду.
Закончилось все довольно предсказуемо.
Джигит заглох, и пока его не смыло нафик в Гунт, кинулся прикручивать трос от трактора.
Наконец, и этого васю вытащили.После него прошел наш джип.
Можно было двигаться дальше. В процессе ожидания, со стороны Хорога, тоже образовалась немножечко пробка. "Кажется, свидание, все таки состоится!"
Все выдохнули, оставалось 80 км до Хорога.Правдв выдохнули рано. Спустя 60 километров мы наткнулись на еще одну пробку. "Памирская красавица продолжала хулиганить!"
В этот раз река, решив, что старое русло ей надоело, просто пошла через кишлак, смыв несколько домов и накидав камней на дорогу.
Экскаватор активно расчищал местность. Видимо это был как раз тот экскаватор, которого так не хватало на первом участке.
Если тангемка прошла, то и мы пройдем. Это чудо, хоть и выглядит жалкой поделкой на японский микровэн ( Дайхатцу, по моему?), на удивление, выносливая, вместительная и проходимая колымага.
Аккуратно, стараясь не соскочить на скользких камнях, мы форсировали поток.
Невезучие владельцы седанов с низкой посадкой тоскливо провожали нас взглядами. Больше происшествий не случилось. И во второй половине дня я прибыл на место.
UPD №1:
И спустя некоторое время там где мы успели проскочить, в двадцати километрах от Хорога сошел, не знаю какой по счету, сель. В результате которого река Гунт заблокировалась, вышла из берегов, смыла к хуям два кишлака ( вроде без жертв), а так же повредила магистральные линии электропередач. Из-за этой аварии весь регион на несколько дней остался без света, мобильной связи и интернета. Ко всему прочему похолодало и зарядил моросящий дождь.
"Нет, все таки памирская красавица и тут решила показать характер. Хулиганистая засранка выкрутила пробки, врубила душ и ушла из дома гулять..."
UPD №2:
Электричество и интернет появились чуть позже, но с другой подстанции в Ишкашиме ( я уже покиинул Хорог). В Хороге, тем временем, разразился настоящий атракцион неслыханной щедрости. В связи с отсутствием электричества, весь скоропортящийся товар бесплатно разадют населению: молоко, мороженное, сметану и прочую простоквашу. Восстановительные работы будут идти еще долго...FIN.
18/03/2016 16:00
Материалы по теме
- Страны: Киргизия; Таджикистан
- Отзыв о поездке: Таджикистан. Худжанд - Фанские горы, осень 2014
- Отзыв о поездке: Таджикистан. Ямчун - Лянгар - Мургаб, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.