Мьянма на сегодняшний день является наименее освоенной туристами страной Юго-Восточной Азии. Хотя она не закрыта для туризма как минимум лет 20, раньше поездка туда осложнялась дороговизной авиабилета и фактической невозможностью заехать по земле, а также ценами специально для туристов в долларах. Особо щепетильные европейцы старались туда не ездить, чтобы не поддерживать своими деньгами хунту, которая правила до 2011 года (и серьезно влияет на жизнь и сегодня). За последние годы многое изменилось, в страну начала проникать цивилизация, и сейчас Мьянма не так загадочна, хотя про нее в интернете по-прежнему ходит множество мифов и ужастиков.
Как обычно, дальше я все поясняю по хардкору.
По дням:
Моламьяйн - 2 ночи
Баго - 1 ночь
Янгон - 1 ночь
поезд Янгон-Мандалай - 1 ночь
Мандалай - 3 ночи
Моунъюа - 1 ночь
Паган - 3 ночи
озеро Инле - 1 ночь
автобусы - еще 2 дня
Виза
В Мьянму нужна виза. Можно получить ее через интернет, но это стоит $50, и въехать можно только через аэропорт. Обычная виза в посольстве стоит $20. Чаще всего ее получают в Бангкоке, потому что почти все дороги в Мьянму идут через Таиланд. Я получил в Лаосе. У этого есть определенные плюсы: цена $20, а не 800 бат, за эти деньги визу выдают на следующий день (а в Бангкоке через три дня, а за выдачу на следующий день нужно переплатить вдвое), народу мало. Документов никаких не надо, кроме анкеты, копии паспорта и фотографий. У визы коридор для въезда месяц, можно находиться в Мьянме 28 дней, что более, чем достаточно.
Билет на самолет Бангкок-Янгон на AirAsia стоит 50-60 долларов в одну сторону без багажа, если купить заранее, то можно найти за $30, но по земле в любом случае дешевле - долларов 20 в сумме получится. Между Мьянмой и Таиландом четыре наземных перехода:
- На самом севера Таиланда возле Чианграя. Этот переход популярен для визаранов, там можно пройти в Мьянму без визы в приграничный город батов за 500, но дальше можно доехать только в еще один маленький город, откуда в центр страны дорога для иностранцев закрыта из-за якобы активности сепаратистов (которые на деле давно уже вяло партизанят в горах на тайской границе), можно только улететь за $100+
- На севере Таиланда недалеко от Сукхотая (город Мэсот). Это самый удобный и популярный переход. В прошлом году от границы построили 100 километров новой дороги через горы, что сократило путь до Янгона с 15 часов до 10.
- В центре Таиланда недалеко от Канчанабури. Вглубь Мьянмы проехать можно, но это дороже, дорога плохая, и попадаешь в города Давей, откуда до приличных мест ехать тоже неблизко.
- На юге Таиланда в Ранонге (крайний юг Мьянмы). Тоже популярный переход для визаранов, но бесполезный для туристов, потому что из Кодауна даже до ближайшего города ужасная дорога, по которой трястись сутки.
Из Китая и Индии тоже можно заехать по земле, но эти переходы в таких жопах мира, что туда нужны специальные пермиты, которые стоят недешево.
Деньги
Валюта Мьянмы традиционно называется по-русски "кьят", хотя произносится "чат", видимо, это транслитерация с английской транслитерации. $1 ~ 1300 кьятов в конце января, а к середине февраля упал до 1200, так что я вовремя. Самый лучший курс возле границы в банке - я получил 1286 кьятов, тогда как многочисленные менялы, сидящие за столиками с кипами денег, предлагали максимум 1260, а некоторые явно держали за лоха и говорили 1200. Как в Таиланде, у крупных купюр выше курс.
Раньше иностранцам нужно было многие вещи оплачивать наличными долларами (а еще раньше была даже специальная квазивалюта, как на Кубе), но теперь это не так. За все можно платить кьятами. Только в гостиницах по привычке цену всегда называют в долларах. Входные билеты в разные достопримечательности раньше тоже оплачивались в долларах, но теперь их перевели в кьяты, причем во многих местах по курсу 1 к 1000, т.е. предлагается платить либо 3000 кьят, либо $3 - понятно, что выгоднее. Наличным долларами, однако, выгоднее оплачивать билеты в Паган и озеро Инле, которые привязаны к курсу, округленному не в вашу пользу (а еще их можно оплатить наличными евро, который для такого случая приравнен к доллару). Банкоматы уже есть во всех городах далеко не в единственном числе. Я ни разу не пользовался, подозревая, что там такие же низкие лимиты, как в Лаосе и Вьетнаме.
Язык
Бирманский язык есть в Google translate, но его нельзя скачать для перевода офлайн. Читать я не научился. На удивление много дублируется на английском, похоже, сейчас такая мода - сделать себе рекламу с английской фразой это стильно и молодежно.
Жилье
Гостиница - самая серьезная проблема в Мьянме. Лет 10 назад все было отлично - туристов не было, номера стоили 3-5 долларов, за такую цену можно было простить и плохое качество. Сейчас туристов в Мьянме очень много (не так, как в Таиланде, но ощутимо много), а гостиниц новых практически не появилось, поэтому цены взлетели до небес. Похоже, в последние пару лет ситуация начала улучшаться. Почитав путеводители, я печально рассчитывал на $20 в день за гостиницу, но реально получалось в среднем где-то $13 (как в Китае), хотя дешевая гостиница в каждом городе чуть ли не в единственном экземпляре. Если поехать за пределы самых популярных туристических мест, то все будет очень плохо. Дело в том, что иностранцев селят только в гостиницы, имеющие соответствующую лицензию, а в нетуристических городах у большинства гостиниц ее нет. Я прибалдел, когда в привокзальном притоне в Моунъюа мне с улыбкой предложили убитый номер с холодным деревенским душем за $30 - такова суровая реальность Мьянмы. На практике это означает, что за пределы ниже описанных мест в Мьянме поехать некуда (впрочем, там и достопримечательностей не особо, кроме золотых пагод и гор мусора вокруг).
Качество жилья за эти деньги ниже, чем в Таиланде, Камбодже и Вьетнаме. Во многих гостиницах даже нет горячей воды. В некоторых гостиницах подают завтрак в европейском стиле - видимо, наследие колониальных времен. Фрукты, кофе/чай, тосты с маслом и джемом, яичница/омлет.
Плохая гостиница в Янгоне
Напишу подробно про каждую гостиницу актуальную информацию.
Моламьяйн, Nawarat Hotel. 12000 кьят за двухместный номер даже со слабым кондиционером. Горячей воды нет, интернета нет (возможно, есть на ресепшене, на проверял). Находится напротив железнодорожного вокзала, недалеко от автовокзала. До центра города пешком минут 40. Одно из более-менее приличных мест, точно лучше дорогих гостиниц в центре. Баго, San Francisco Hotel. 12000 кьят (после торга), но оно этого не стоит. Горячей воды нет, мрачно, пыльно (как впрочем и все в этом городе). Дешевле в этом городе нет. Янгон, Mahabandoola Guesthouse. 15000 кьят ($12). Горячей воды нет, зато есть Wi-fi. Очень убого, но в Янгоне все остальное гораздо дороже.
Мандалай, Garden Hotel. 15600 кьят ($12). Первый зачетный номер, в котором удалось нормально отдохнуть. Горячая вода есть! Шикарный вид с балкона, правда, приходится подниматься пешком на шестой этаж. Интернет есть, но нестабильный. Завтрак.
Моунъюа, Green Arrow Hotel. 25000 кьят (после торга). В этом городе все очень-очень плохо в плане приемлемого по цене жилья, но за $20 эта гостиница нормальная, хотя и не новая и не блестящая. Горячая вода и кондиционер.
Паган, Pann Cherry Guesthouse. 17500 кьят ($14). Горячая вода есть. Интернет худо-бедно тоже. В Пагане я ожидал худшего и был приятно удивлен ценой. Няунгшве, Diamond Star Hotel. 19000 кьят ($16), дешевле не найти. Горячая вода и интернет есть. Есть завтрак.
Транспорт
Транспорт далеко не так плох, как я ожидал, но все же еще оставляет желать лучшего.
Перелеты внутри Мьянмы дорогие, динамическое ценообразование не используется, цены фиксированы, и начинаются где-то от $100.
Поезда - самый дешевый транспорт. До 2014 года иностранцам билеты продавали только за доллары с наценкой примерно в 20 раз. Наверное, дураков платить такие цены не находилось, так что теперь цены для всех одинаковые. Есть три класса - деревянные лавки, мягкие кресла и спальные полки (последние есть не на всех поездах). В мягких креслах ехать удобно, потому что расстояния там, как в бизнес классе самолета, но спать не очень по двум причинам: я привык спать в тесных автобусах, где можно упереться ногами, и в вагоне реально холодно, потому что не все закрывают свои окна.
Поезда трясет, но автобусы трясет сильнее, так что это не проблема. А вот низкая скорость отбивает желание ездить на поезде по многим направлениям. Поезда медленнее автобусов чуть ли не вдвое, зато их вокзалы в центре города.
Автобусы ездят между любыми городами, стоят очень дешево. Если в Таиланде я прикидываю один час на автобусе (по обычной дороге, не горной) за 50 бат ($1.5), то в Мьянме один час будет стоить 600-1000 кьятов. Это касается местных автобусов, чтобы на них попасть, нужно найти автовокзал. Там все написано на бирманском, но народ подскажет. В таких туристических местах, как Паган и озеро Инле, автобусные билеты продаются в турагентствах и гостиницах, как во Вьетнаме. Цена выше, хотя я оба раза брал билеты на большие расстояния, где ходят несколько боле комфортные автобусы, чем на короткие дистанции днем. Впрочем именно в этих двух местах и нет особо выбора - там нельзя приехать на автовокзал и взять билет перед отправлением, так как автобусов 2-3 в день, и места ограничены.
Цены на проезд.
Мьявади - Моламьяйн, коллективное такси, 10000 кьят (в Пхаане однако пересадили на автобус без доплаты)
Моламьяйн - Баго, автобус, 5500 кьят
Баго - Янгон, поезд, 600 кьят (низший класс, но проводник пересадил белых мистеров в высший)
Янгон - Мандалай, поезд, 9300 кьят (ночной поезд, сидячий вагон с мягкими сидениями. С жесткими сидениями вдвое дешевле, спальный вагон - 12700, но в него не было билетов)
Мандалай - Моунъюа, автобус, 3000 кьят
Моунъюа - Паган, автобус, 2500 кьят
Паган - озеро Инле, автобус, 11000 кьят
озеро Инле - Баго, автобус, 14000 кьят
Баго - Мьявади, коллективное такси, 15000 кьят
Местный транспорт представлен маршрутками, переделанными из грузовичков-пикапов. Автобусы имеются в Баго и Янгоне, в основном списанные из Кореи и Японии. Проезд стоит очень дешево - 200-300 кьят. В соседние города тоже добираться можно на таких пикапах, если понять, откуда они отправляются. Такси по городу стоит тоже очень дешево, обычно любая поездка на тук-туке 1000 кьят (в Бангкоке таки суммы и обсуждать не будут). В Моунъюа брали мототакси до гигантской статуи Будды, это за городом, ехать туда-обратно километров 40 в сумме. Поездка обошлась всего в 8000 кьятов ($6). В Пагане для осмотра территории велосипед в аренду стоит 1500 кьятов в день, электрический мопед - 6000.
Еда
Еда феерически дешевая. Даже Таиланд и Вьетнам посрамлены - в Мьянме можно на четыре доллара вдвоем буквально шикануть в ресторане, взяв 5-6 блюд.
Особо известной национальной кухни нет, но готовить в Мьянме умеют. Чувствует китайское влияние - у многих блюд чувствовались знакомые специи. Есть и аутентичные китайские заведения, где говорят по-китайски (и при этом дешевле, чем в Китае).
Если место не очень туристическое, то лапша/рис с мясом будут стоить 1500 кьят, в туристическом - 2000, в самом дорогом фешенебельном ресторане для белых мистеров - 4000. В Мьянме я вообще не нашел ни одного заведения, которое показалось бы мне адски дорогим (в Таиланде таких полно, считай все рестораны для туристов слишком дорогие).
Ритейл развит не очень хорошо, хотя в Янгоне уже есть несколько солидных супермаркетов. Приятная особенность Мьянмы в том, что из-за санкций и международной изоляции здесь есть своя пищевая промышленность, то есть не все привозится из Таиланда (в отличие от Лаоса). Из местной продукции отмечу чипсы с домашним вкусом и очень вкусное дуриановой мороженое в круглой формочке по 250 кьят. Но даже импортные товары, как это ни парадоксально, стоят дешевле, чем на родине. Например, круглые печеньки OREO, которые продаются в Таиланде в любом магазине за 30 бат (если очень поискать, то за 28), в Мьянме стоят 800 кьят, то есть около 23 бат.
Покупки на рынке осложняются тем, что Мьянма - одна из трех стран (вместе с Либерией и США), в которых не используется система СИ. Вроде как пару лет назад начали переход, но все механические весы используют традиционные единицы веса, где одна единица - примерно 1.6 килограмма. Продавцы говорят цену то ли за кило, то ли за эту единицу, то ли за ее половину. По весам и гирям без надписей не поймешь. Возможно, туристам за 1000 кьятов продают килограмм мандаринов, а местным - 1.6 килограмма. В любом случае фрукты остаются очень дешевыми, дешевле, чем в Таиланде минимум на треть. Клубника повсеместно продается по 2000 кьят за приличную порцию (порядка полкило).
Интернет
Во всех гостиницах был Wi-fi, и во всех он работал очень плохо. Вспомните лихие 90-е, времена dial-up - вот примерно такая там скорость. Особенно низкая скорость аплоада. Скажем, загрузить фоточки вконтакте практически нереально. В общем, интернет в гостиницах подойдет только для самых экстренных нужд. Если вам нужен доступ с приемлемой скоростью, то вам прямая дорога в офис местных мобильных операторов за SIM-картой. Еще пять лет назад SIM-карта стоила $2000 (ДВЕ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ), но сейчас она стоит чуть больше одного. В 2013 году в дополнение к государственному оператору MPT появились два новых, организованных иностранцами: Ooredoo и Telenor. На текущий момент тарифы у всех трех операторов примерно одинаковые: я платил 1500 кьят за карту и по 2700 кьят за пакет из 500 мегабайтов. MPT актуален, если ехать далеко за пределы туристических зон, потому что туда два новых оператора еще не добрались, у них есть покрытие 2G везде, но сеть 3G не самая лучшая. Ooredoo первыми запустили сеть, и у них только 3G (2G просто не стали делать), но сейчас Telenor их обогнал по ширине покрытия, поэтому я взял именно его. Все места, где я был, покрываются Telenor, в том числе интернет хорошо работал во время поездок на автобусах и поездах. Скорость хорошая.
Вся страна обклеена рекламой сотовых операторов, она на каждой столовке в любой глухой деревне. SIM-карту продают в любом ларьке, никаких документов не надо.
Развлечения
В основных туристических местах дерут за вход с иностранцев безбожно (в прямом смысле - платный вход в храмы), в остальных обычно бесплатно. Моламьяйн, "Золотая скала" - бесплатно, только за подъем и спуск на грузовике заплатили по 4500 (если бы он был полон, то было бы 2000, но местных почти не было). Есть более известный аналогичный храм в Чайттийо (ближе к Янгону), там тоже подъем на грузовике в гору, но вход $6, и добраться туда сложнее и дороже. Баго, золотая пагода, находящаяся на реставрации и покрытая бумагой вместо золота - 10000 кьят. Я не пошел внутрь.
Янгон, золотая пагода, куда ходят все туристы - $8. Пройти по чужому билету, как написано в wikitravel, нельзя. Я не пошел. Судя по фотографиям, в Моламьяйне главная пагода примерно такая же.
Мандалай, поездка на корабле до городка Мингун вверх по реке - 5000 туда-обратно. Там вход в туристическую часть стоит еще 5000, но это легко обходится по маленьким улицам подальше от реки.
Моунъюа, розовая барокко-пагода - 3000 кьят. К гигантскому Будде вход бесплатный.
Паган - $20. Мы однако же прошли бесплатно. Касса находится на трассе, ведущей от автобусного и железнодорожного вокзалов в город Няунг-У, где все гостиницы. Если пройти пешком не по трассе, а сначала по проселочной дороге вдоль аэропорта, затем по улицам жилого квартала, то кассу можно обойти. Расстояние около 6 километров. На территории Пагана билет нигде не проверяли.
Озеро Инле - $10. Собрали в автобусе на въезде в Няунгшве. В интернете почему-то нет информации о том, как это обойти. Возможно, если ехать местным пикапом из Таунджи, то можно проскочить. Или пешком, но это крюк километров в 8. Экскурсия на лодке по озеру Инле - 20000 за лодку. Без заезда в Индейн будет 15000, но Индейн это самое главное. Лодку легко зафрахтовать, подойдя утром к причалу.
Итоги
Расходы за 15 дней составили $510, то есть $34 в день.
Три последних дня подкосили статистику, потому что я решил не зависать на озере Инле, а сразу двинуть в Таиланд.
Таким образом, даже с учетом более дорогого жилья Мьянма получается самой дешевой страной Юго-Восточной Азии, хотя и далеко не самой комфортной при аналогичных расходах. Если путешествовать одному, то будет значительно дешевле, потому что одноместный номер стоит часто вдвое дешевле двухместного (в других странах такой разницы нет).
Часто говорят, что в Мьянму надо ехать сейчас, пока она не опопсела и не потеряла свою аутентичность. Я с этим не согласен. Китай не перестал быть Китаем от того, что там на каждом углу Макдональдс, а между городами ходят поезда со скоростью 300 километров в час. На данный момент главный колорит Мьянмы - это огромные горы мусора, как в Индии, которыми завалены все города и даже храмы, а также плохие дороги. Раньше еще было отсутствие мобильной связи и грабительские цены в долларах, но это уже ушло. Если лет через пять в стране появятся гостиницы и дороги, а помойки начнут убирать, путешествовать по Мьянме станет гораздо приятнее. Цены поднимутся, но им еще есть, куда расти до Таиланда. Сейчас по Мьянме путешествовать интересно, но не очень комфортно, и не везде можно доехать.
24/03/2016 10:00
Материалы по теме
- Страны: Мьянма
- Отзыв о поездке: Мьянма в картинках..., зима 2016
- Фоторепортаж: Бирма. Bagan, 23.03.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.