Перед нами город Белёв Тульской области, ровесник Москвы, согласно Ипатьевской летописи, впервые упоминающийся в 1147 году. Расположен он в 120 км на юго-запад от Тулы, в 250 км от Москвы и 40 км от Козельска Калужской области. Козельск же в своё время мне представился одним из самых благоустроенных городов в России, о Белёве же не всё так однозначно.
В XIV веке город попал под власть Великого княжества Литовского. С конца XIV - начала XV веков до 1558 года был центром удельного Белёвского княжества. В 1437 году у Белёва произошла битва между татарским войском под командованием хана Улу-Мухаммеда и русской ратью, в которой русское войско потерпело сокрушительное поражение. Что любопытно, в те годы Белёв принадлежал Великому княжеству Литовскому, и Улу-Мухаммад, захватив Белёв, пытался продемонстрировать лояльность московскому великому князю и предлагал союз. Но князь не мог пойти на конфликт с Литвой и был вынужден отвергнуть предложение хана. Нападения и грабежи крымских татар в Белёве произошли также в 1512 и 1544 годах. В 1536 году нападение было успешно отражено неподалеку от города под селом Темрянь, воеводой Семеном Лёвшиным - предком Василия Лёвшина (историка-краеведа, исследователя Тульской губернии).
Со 2 половины XVI века крепость Белёв входила в засечную черту на южных окраинах России. Иван Грозный лично приезжал осматривать рубежи и побывал в Белёвской крепости. Белёв вошел также в число так называемых "опричных" городов. Позже крепость Белевская входила в Украинскую линию (системы военно-инженерных непрерывных земляных оборонительных укреплений, копирующих рельеф местности, предназначенной для защиты степной зоны юга России от набегов крымских татар в XVIII веке).
В Белёве уже в XVII веке был проведён водопровод с деревянными трубами. В 1777 году город становится уездным центром Белёвского уезда Тульского наместничества (с 1796 года - Тульской губернии).
Могила полковника Михаила Затонского, начальника инженерных войск 61 армии, погибшего на обеспечении пункта пропуска войск через заграждения немцев на болховском направлении в 1943 году.
Давно у Вячеслава soullaway была интересная идея, чтобы привозить различные продукты, производимые в том или ином посещаемом месте, что я и сделал. Город также своими промыслами- белёвскими кружевами, о которых я рассказывал в одном из предыдущих репортажей, и белёвской пастилой. Начало производства белёвской пастилы связано с именем купца Амвросия Прохорова, который в 1858 году заложил большой плодовый сад, а в 1888 году открыл сушильню для переработки плодов, на которой стал производить пастилу. В 1890 году белёвская (также известная как "прохоровская") пастила завоевала первый приз на выставке садоводства в Санкт-Петербурге, после чего Прохоров основывает собственные магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Тбилиси. В 1899 году Прохоров выпускает работу "Приготовление белёвской чисто-яблочной пастилы".
Сама пастила готовится из взбитой с сахаром и яичным белком мякоти печёных яблок сорта антоновка. Чаще всего белёвскую пастилу делали слоёной - в виде рулетов.
С Белёвым связана биографии и жизненные пути поэта и учителя Александра II Василия Жуковского, славянофила, фольклориста Пётра Киреевского, поэтессы Зинаиды Гиппиус, военачальника белого движения Владимира Каппеля, писателя Михаила Пришвина, который на основе народных преданий города написал цикл рассказов "Крутоярский зверь" и "Птичье кладбище".
4 мая 1826 года в Белёве, проездом из Таганрога, скончалась русская императрица Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I.
Спальные районы.
В Белёв обязательно нужно будет съездить через несколько лет, если город приведут в порядок. Ещё раз предлагаю вам посмотреть мой же материал из поездки в Козельск, который в 40 км от этого города. Там вы увидите, что далеко не везде безысходность, что есть пример благоустройства города, находящегося в таким же условиях удалённости от федеральных магистралей и главные линий железных дорог.
Памятник Василию Жуковскому.
Алексеевская надвратная церковь (1693-1697 гг.) и колокольня (1820 год) Спасо-Преображенского мужского монастыря
Кирпичная трапезная церковь в южной части монастыря. Сооружена в 1698-1700 гг.
Образец московского зодчества, Собор Спаса Преображения 1683-1886 гг. постройки. Двустолпный трёхапсидный четверик собора завершен пятиглавием на горке кокошников. В 1920-е гг. был закрыт. Сейчас восстанавливается бригадой рабочих из Таджикистана, внутри храма и живут.
Надвратная церковь и колокольня со стороны проезжей части. Внутри него есть магазинчик, где продают белёвскую пастилу.
На берегу реки Ока. Здесь она намного меньше, чем в Касимове и Муроме.
Дореволюционные могильные плиты монахов.
Этот снимок очень сильный, на мой взгляд.
Река Ока.
Полуразрушенный женский Крестовоздвиженский монастырь является самым древним женским монастырём на территории нынешней Тульской области.
На фото -кирпичный четырёхстолпный собор в духе эклектики, завершавшийся декоративным пятиглавием, сооруженный в 1870 году.
Церковь построена из красного кирпича, была оштукатурена и покрашена в малиновый цвет и венчалась тремя куполами, символизирующими Троицу. Храм крестово-купольный, трехнефный, двухстолпный, с одной трехгранной в плане центральной апсидой. Алтарные части отделены от нефов аркадой. Сами аркады - очень древний архитектурный прием, встречающийся в Византии с пятого века. Это ряд арок и поддерживающих их столбов или колонн. Аркады часто использовали для организации внутреннего пространства храмов и при устройстве галерей. По боковым углам храма - двойные лопатки (плоский вертикальный выступ), представляющие собой имитацию византийской колонны. Также лопатками храм делится на три нефа. Эти лопатки без имитации византийской колонны. Верхняя плоскость церкви украшена аркатурным поясом, который идет по всей плоскости стен, кроме восточной.
Формы церкви эклектичны, т.е. наблюдается стилевое смешение. Это и декоративный аркатурный пояс по периметру, свойственный Византии, и наличники в виде трехлипесковых кокошников (прием, утвердившийся в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв.), и классические пилястры. Окна полуциркульные, на втором этаже - сдвоенные. По краям восточной стены два окна, а по центру - три. В таком расположении окон прослеживаются византийские мотивы. Нижняя часть окон второго яруса представляет собой профили, выложенные из кирпича. По бокам - полуколонки, без эхинов. На них находится архитрав. Это также имитация ордера. Архитрав украшен сдвоенными закомарами, на которых стрельчатая арка образует треугольник. В нижнем ярусе - по одному окну, украшенными полукружиями и сверху акцентированными "бровками". Точно такие же окна и на остальных фасадах.
В центре северной и южной стены на кирпичном профилированном пояске - голгофский латинский четырехконечный крест. Ветви его заканчиваются сердцевидным окончанием. Такой крест называется также крестом восхождения или нисхождения. На нем изображаются три ступени христианских добродетелей: Вера, Надежда, Милосердие. Выше, на плоскости стены, над крестом, византийские полуколонки с трехчастным завершением, выполненные в кирпичной технике с применением белого камня. Это также наследие Византии. Апсиды, высотой в два яруса, также с окнами. В первом этаже с "бровками", а во втором - с архивольтом.
Вход в церковь представляет собой притвор, украшенный сверху аркатурным поясом. В притворе также полуциркульные окна, по одному с каждой стороны, и арочный вход.
Внутри храма толстые прямоугольные устои крестовой формы, массивные арки по всему периметру храма. В центральной части есть три арочных входа в алтарную часть. Своды крестовые, кроме апсиды, где коробковый свод переходит в сомкнутый. Вообще, арка, как архитектурный элемент, присутствует во внешнем и внутреннем убранстве церкви, в том числе и колокольни, в очень большом количестве. Арка - материальное воплощение твёрдости человеческого духа, победа над хаосом, который отчаянно стремится разрушить арку и сломить дух. Это архитектурный символ восхода и света; это - венец, это и радуга - знак завета между Богом и человеком. Арка мощно и грациозно перелетает по воздуху от опоры к опоре, являя собой аллегорию взлёта и падения одновременно, воплощая образ нашего короткого жизненного пути. При всей своей мощи эта форма хрупка, изящна, воздушна. Свод и купол - производные арки. Они являют собой лишь проекцию движения арки в пространстве. Свод - движение её в глубину, купол - движение вокруг своей оси. Второй этаж сделан в виде больших хор, на который раньше вела деревянная лестница.
Фундамент высокий, из белого камня, выложен крупными блоками. Это тоже византийская традиция.
Колокольня (1801 год постройки) выполнена в духе провинциального классицизма конца XVIII века. Об этом говорят декоративные пилястры, фронтоны, "бычий глаз" (горизонтальное или вертикальное овальное окно) над аркой. Украшена лопатками и профилями. Карниз нижнего яруса и треугольный фронтон украшены дентикулами. Декоративное убранство фасадов колокольни, построенной в эпоху зрелого классицизма, выполнено в традициях архитектура раннего классицизма. Его отличало отсутствие крупных ордерных членений и стремление к максимальному заполнению плоскости стен мелко профилированными деталями.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в стиле барокко, возведённая в 1780-х гг. (колокольня в 1850- х гг.)
Прогуляемся теперь по улицам Белёва и посмотрим на уездную застройку. В конце репортажа- несколько слов о недавно закрытом участке пассажирского движения поездов между Белёвым и Сухиничами Калужской области.
Население Белёва на момент 2015 года - 134000 человек при максимальной численности жителей- 18300 человек в 1989 году.
Краеведческий музей, о котором я рассказывал.
Его боковой фасад.
Удивительно, но это бывший единоверческий храм Вознесения Господня 1818 года постройки. В здании бывшей церкви проходило бальзамирование умершей супруги Александра I Елизаветы Петровны.
Центральная улица Карла Маркса.
Дом, судя по выбитому году на воротах, построен в 1879 году.
Улица митрополита Евлогия (в миру- Василия Георгиевского), православного эпископа, митрополита, доктора богословия и депутата Государственной Думы 1907-1912 гг., называемого "мужицким архиереем" за оказываемую помощь простым людям.
Напротив колокольни Крестовоздвиженского монастыря расположен храм Рождества Пресвятой Богородицы 1715 года постройки.
Пройдёмся по центральной улице.
Медучилище.
ПТУ
В этом доме с 1884 по 1888 годы жил военачальник 1 мировой и Гражданской войн Владимир Каппель.
Барочный кладбищенский храм Троицы Живоначальной 1785 года постройки. Около храма находится могила Оптинских монахов, которые после разорения Оптиной пустыни большевиками приехали в Белев. Это место особенно почитается прихожанами.
Посмотрим на деревянные наличники.
А это железнодорожная станция Белёв, открытая в 1899 году вместе с проведением железнодорожной ветки, связывающая город с Козельском и Сухиничами (Калужской областью). С января 2016 года прекращено пригородное пассажирское движение на участке Белев-Козельск. Самое место для изучения любителям малодеятельных железных дорог.
Паровоз-памятник Эм725-18
28 октября 1910 году здесь останавливался Лев Толстой после ухода из Ясной Поляны накануне смерти.
Вот такая теперь станция, как и участок в Брянской области от Унечи до границы с Украиной, где уже пути разобраны. На автовокзале спросил относительно автобусов до Козельска или Сухинич, куда были были отменены поезда, мне ответили, что ходят по пятницам и воскресеньям. Поезда же до своей отмены курсировали каждый день. Теперь только остаётся ездить в областной центр в Тулу или в Москву (на прибывшей из столице маршрутки выходило много мужиков, работяг-охранников).
Водонапорная башня с разрушенным рядом продуктовым магазином. Прошу прощения за столь грустный пост, но хотелось всё-таки того, чтобы в городе начался процесс экономического развития.
26/03/2017 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Тульская область
- Города: Белев
- Отзыв о поездке: Белёв, Тульская область: Краеведческий музей им. П. Жуковского, зима 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.