В этом репортаже мы посетим с вами Краеведческий музей г. Белёва в Тульской области, экспозиция которого, помимо отделов о биоразнообразии района и бивней мамонта, отличается тем, что там есть картины (копии), подаренные музеем Лувра, и сохранившееся образцы белёвского кружевоплетения.
Существенную роль в развитии белёвского краеведения сыграли историки И. Ф. Афремов и В. А. Левшин, священник М. Бурцев, писатель и общественный деятель Н. А. Елагин, исследователь истории Белёва Пётр Мартынов, собиратель народных песен и преданий И. Сахаров. Музей размещён в купеческом особняке 1898 года постройки.
Основатель музея- художник Павел Жуковский (1845-1912 гг. жизни), сын поэта Василия Жуковского (учителя Александра II). Сам же музей был основан в 1910 году.
Художественный отдел музея открывается залом, посвященным Белеву-городу мастеров. В начале 20 в. почти 40% населения Белёвского уезда занимались кустарно-ремесленными промыслами. Край до сих пор славится своими гончарными, кузнечными изделиями, печными изразцами, глиняной игрушкой, обработкой растительных волокон, плотничьим делом, плетением кружев, вышивкой, яблочной пастилой, которую вывозили в Германию и США. Мировую известность получили ножи, изготовленные кузнецом Вязмитиным.
В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения, и соответственно два типа кружева - белевское и одоевское. Расцвет белевского относится к 1840-м годам. Лучшее изготовлялось в уезде, по деревням у помещиков. Оно было многопарным, тонким, некоторые рисунки схожи с блондами, хотя выполнялись в льняном, а не в шелковом материале. В самом городе Белеве для себя плели мерное, так называемое "верховое" кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать целые вещи, но мелкие - воротники, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды. В конце века распространилась и сцепная техника плетения. В 1880 году в городе вместе с уездом насчитывалось 2000 кружевниц.
Упоминание о плетении кружев в Белёве отмечены в источниках XVII века. В XVIII веке в России вошла мода на тонкое нитяное кружево, которое широко использовалось всеми сословиями в качестве отделки женского и мужского платья.
В Белёве всё женское население, начиная с 6 лет, занималось плетением кружев.
Особенностью белёвского кружева являлась чрезвычайная простота орнаментальных мотивов. Работали кружевницы 8 парами коклюшек, но многочисленные вариации простейших элементов рождали огромное многообразие узоров. Плелось кружево по заранее приготовленному сколку , рисунок которого придумывался опытными мастерицами. В ассортименте белёвских кружевниц было аршинное кружево из хлопчатобумажных белых нитей , использовавшихся для отделки полотенец, постельного белья, а также шали, косынки, воротнички, отдельные детали и целые платья из чёрных, белых,креповых шёлковых нитей. Эти изделия вывозились в Петербург ,Стамбул, Москву, Одессу, Париж.
В. Ленин в труде "Развитие капитализма в России" в качестве примера рассматривал белёвский кружевной промысел при анализе тежёлого положения кустарей-производителей и кабальной системы скупки и сбыта их изделий. В 1880-1890 гг. XIX века некогда процветавший промысел пришёл в упадок. В 30-е гг. XX века промысел вновь оживился, открыв в Белёве мастерскую с 20 мастерицами под названием "Красный производственник". Сейчас уже мастерской нет, остаются несколько человек-любителей, занимающихся кружевоплетением.
Комната с личными вещами поэта Василия Жуковского.
Зал, посвящённый Великой Отечественной войне.
Французский художник Надежда Леже.
Родилась она в семье белорусского крестьянина Петра Ходасеевича в деревне Осетищи под Витебском в 1904 году. Во время 1 мировой войны попадает в Белёв, где она начинает учиться рисованию в художественной студии, образованной Т. Катуркиным- выпускником Петербургской Академии Художеств, учеников И. Репина. В 1919 году переезжает в Смоленск, где поступает в высшую художественную мастерскую, затем продолжает обучение в Варшавской академии художеств. В 1924 году она поступает в Парижскую Академию Нового искусства, открытой художником Фернаном Леже. В 1952 году она становится его женой. Сама Надежда Леже стала известная как художник-монументалист в технике мозаики.
В 1968 году в дар Белёву Н. Леже прислала из Франции 78 живописных полотен западноевропейских мастеров (копии), а в 1978 году - скульптуры из муляжной мастерской Лувра, отлитых из гибса и искусно имитирующих материал подлинников: мрамор, терракоту, известняк.
Теперь её дары украшают Белёвский краеведческий музей.
А это картина уже самого Белёва, отражающую "золотой век" города 2 половины XIX- начала ْXX вв. К сожалению, почти все краеведческие музей любого райцентра иллюстрируют обращение к "золотому веку" по классификации английского философа Арнольда Тойнби в работе "Постижение истории". Когда-то в РУДН я писал дипломную на тему: "циклическая модель истории: проблема упадка". Увы, Белёв XIX века на картине отличается от Белёва начала XXI столетия намного в лучшую сторону.
21/02/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Тульская область
- Города: Белев
- Отзыв о поездке: Родовое кладбище дворян Игнатьевых, осень 2014
- Отзыв о поездке: "Живая" заброшенная церковь в селе Изволь, лето 2015
- Фоторепортаж: Храм, кладбище, часовня... в Юрьево, 04.09.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.