Шанхай в январе. Инструкция по применению



    По следам отчета двухгодичной давности про Гуанчжоу решил сделать такой же "набор" отчетов про Шанхай, в котором мы побывали вдвоем с супругой в конце прошлого 2015 и в начале этого 2016 года. Шанхай не был самоцелью. Ехали мы смотреть Малайзию, но с удовольствием в общей сложности провели пять суток в Шанхае. В этом посте расскажу о технических нюансах пребывания в Шанхае. Я обычно всегда очень тщательно готовлюсь к поездке: изучаю достопримечательности и как до них добраться, думаю о том, где мы будем питаться и так далее и тому подобное. Просто чем больше решишь заранее, тем меньше времени и денег потеряешь в процессе поездки. Поэтому данный пост - для таких же, как я, дотошных самтуристов. В нем не будет рассказа о достопримечательностях. Я просто попытался собрать в одном месте ответы на те вопросы, которые я сам обычно ищу перед поездкой.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Маршрут всей поездки : 27-28 декабря Шанхай перелет Аэрофлотом из Москвы, 29 декабря-6 января Малайзия перелетом в Куала-Лумпур из Шанхая и обратно авиакомпанией Air Sia, 7-10 января снова Шанхай.

    Виза : Как известно, при транзитной поездке до 72 часов в определенных городах Китая россиянам можно провести безвизово. Подробнее можно почитать на форуме тут. В сторону "туда" мы вполне укладывались в требования. А вот в обратную сторону возникли у меня сомнения. Дело в том, что по расписанию мы прилетали в Шанхай из Куала-Лумпур в 0:20 07.01.16, а улетали в Москву 1:15 10.01.16. Т.е. получалось не 72 часа, а 72 часа 55 минут. Фигня, казалось бы. Для китайских пограничников - да, фигня. Потому что они измеряют 72 часа с момента подхода вас к "служивому в будке". И тут плюс-минус 15-20 минут вы вполне можете потупить в сторонке. Да еще бонусом есть отсчет с 00:00 следующих за прибытием суток (см. упомянутую выше ветку на форуме). Но авиакомпания Air Asia славиться своим визовым кретинизмом и принципиальностью требований и год назад был вот такой неприглядный случай.

    Думал я, думал и решил не рисковать и сделать таки однократную визу для обратной дороги. Нашел самый дешевый и беспроблемный вариант в Питере, который и могу смело рекомендовать: компания Orange Ticket . За неделю нам сделали визу за 2300 рублей "с носа". При официальной стоимости в 1500 рублей, считаю, что очень недорого.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Перед прибытием в Китай, еще в самолете раздают иммиграционные карточки, которые делятся на две части: arrival и departure. Первую часть забирают в аэропорту при погранконтроле, вторую отдают. Лучше заполнить обе, чтобы потом не маяться при выезде. Так как на пути "туда" мы не хотели въезжать по визе, то в карточке "прибытие" не заполняли номер визы и пограничнику сказали: "transit without visa". Нас отправили в отдельную очередь, в которой мы провели лишних полчаса времени, чем если бы "шли по визе". Каждого желающего тут оформляют в два этапа: пограничник сначала требует показать распечатку билетов, по которым вы улетаете в течение трёх суток из Шанхая, данные отеля, в котором вы будете жить, всё это внимательно читает, а потом отдаёт ваши паспорта и распечатки старшему, который уходит проверять вашу бронь билетов (да, да, нам именно так и сказали), что вы предъявляете не фейк, а на самом деле улетите из Китая. Старший возвращается с паспортами, в которых поставлен большой штамп про безвизовый транзит, а сверху уже пограничник ставит въездной штамп. Вот вид печатей.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Прошу заметить, что тема "отсчет с 00:00 следующих за прибытием суток" работает! Мы прибыли к будке пограничника в районе часа ночи 27.12, и нам поставили отъезд 30.12 включительно, т.е. почти полные четверо суток.

    Стоимости перелетов: Так как добирались мы в Шанхай из Питера с пересадкой в Москве и учитывая новогодние пиковые даты, стоимость оставила 31600 рублей с человека, хоть билеты и брались в июле. Air Asia низкой ценой не удивила, хотя билеты тоже покупались в июле: за перелет Шанхай - Куала-Лумпур - Шанхай заплатили 1750 юаней с человека и еще за одно место багажа 20 кг - 376 юаней.

    Валюта: внешний вид юаней чисто для информации можно посмотреть вот тут. Ничего сложного в них нет, все, которые нам встречались - с портретом Мао, т.е. нового образца, бумажная мелочь (цзяо) в этот раз не встречалась совсем, только монетки по 5 дзяо. Металлические юани активно в ходу (бывают только "единички"). Курс движется рывками по решению ЦБ Китая, посмотреть актуальный можно, например, ТУТ.

    Обмен долларов на юани на месте представляет из себя то еще занятие (только в банках с кучей формальностей или в гостинице по жутко неприятному курсу), судя по отзывам. Поэтому я просто купил их в достаточном количестве в обменнике в Питере. Юань уже включен в "корзину МВФ", очень распространен в мире и поэтому спред на неё невелик.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Проживание: Найти приличное и недорогое жильё в центре Шанхая (а жить хотелось именно в центре) весьма сложно. Изначально мы хотели ехать втроём, поэтому я забронировал относительно недорого номер в Green Court Serviced Apartment­People's Square .

    Подумалось, что недорогим данный отель назвать достаточно сложно - все-таки 708 юаней в сутки за трехместный номер (примерно $110). Но отзывы были очень неплохи, а когда буквально за пару дней до поездки пришлось передумать по семейным обстоятельствам (поехали мы вдвоем с супругой), то попытка на ходу найти что-то лучшее по цене, чем уже забронированное, не увенчалась успехом - уже было всё в разы (!) дороже, поэтому мы жили с ненужным комфортом - дополнительной комнатой, куда практически не заходили. Платил я наличными, при заселении требуют не только заплатить вперёд, но и оставить некоторый залог. В первый раз это было менее 100 юаней, во второй заезд почему-то попросили аж почти 300. В любом случае дают расписку и без проблем возвращают при выезде.

    Как следует из названия, отель находится недалеко от Народной площади (People's Square ). До Нанкинской улицы (Nanjing Road ) идти буквально минуты три-четыре, до входа в станцию метро People's Square (он, кстати, есть как раз в ТЦ Raffles, где мы питались, о чем скажу ниже) - минут семь. Остановка ночного автобуса из аэропорта находится на южной оконечности Народной площади, оттуда до отеля с чемоданами топать 15 минут, но мы оба раза совершенно без проблем дошли. Автобус в деревню Чжу Цзя Цзао (ZhuJiaJiao) (о ней расскажу в другом посте) также в шаговой доступности. До "старого города" и сада Радости (Yuyuan garden) пешком далековато (3.5 км), а на метро неудобно (2 остановки, но с пересадкой), поэтому лучше на такси, получится 14-17 юаней, не больше. До набережной Бунд (Bund) по Нанкинской улице идти ну минут 20-25 не торопясь. В общем, если учесть, что станция метро People's Square узловая на три линии, то местоположение отеля близко к идеальному.

    Что сказать по самому отелю. Он апартаментного типа, т.е. все номера - это одно-двухкомнатные квартиры. В однокомнатной могут жить два человека, в двух - до четырех (двоим придется спать на одном раскладном диване). В целом, нареканий нет. В "гостиной" стоит упомянутый диван, стол, журнальный стол, ТВ, кресло, шкаф, в "спальне": большая кровать, две тумбочки, шкаф. Санузел большой, сантехника нормального качества. Мебель подуставшая, но ничего не разваливается. Полотенца и постельное белье без нареканий. Из расходных материалов: в бутылочках шампунь, гель, зубной набор (щетка-паста), расческа, лосьон для тела, одноразовые тапки хорошего качества (которые каждый день кладут новые), 2 поллитровые бутылки воды, четыре пакетика чая, четыре пакетика сахара, кофе растворимый. Все обновляется каждый день, уборка нормальная, полотенца меняют. Кухня полностью оборудована всем, даже с излишествами: двухкамерный холодильник, двухкомфорочная электроплита, электрочайник, тостер, сковорода, кастрюли, кухонное полотенце, порошок для посудомойки и собственно посудомойка, всякая посуда на четверых человек. Мы всем этим счастьем практически не пользовались, только пили чай. Еще в номере есть полноценный утюг, с гладильной доской , фен и даже пылесос. WiFi по-китайским меркам просто летает. Кондиционер в каждой комнате, прекрасно работает на нагрев, что нас очень спасало.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Единственное, что весьма странно в политике отеля - это завтраки. Во-первых, потому, что в цену номера (по крайней мере, при моем бронировании) был включен завтрак только на одного человека. Т.е. при заселении вам дают "талоны" на завтрак. Один на один день на одного гостя. На самом деле, вы можете утром взять два талона и пойти позавтракать в первый день вдвоем, а во второй - завтракать уже вне отеля. Если же вдруг вам придет фантазия все-таки каждый день завтракать именно в отеле, то готовьте 60 юаней доплаты за каждый раз за "неоталоненных" спутников. И вот тут начинается вторая странность. В первый свой заезд в отель есть было практически нечего. Яичница, булка, масло, джем, чай, мюсли, молоко, колбаса (которая в Китае совершенно не употребима и мяса не содержит), никаких фруктов и овощей. И вот за это они хотят 60 юаней с человека? Ну нет. Конечно, следующее утро мы завтракали вне отеля. Во второй же наш заезд (напомню, прошла всего неделя), ситуация кардинально поменялась: к вышеописуемым "явствам" добавился вкусный рис с курицей, жареная с курицей же лапша, печеные сдобные "бельгийский" вафли (!), пирожные трех видов, сосиски с фасолью, арбуз, дыня, бананы, помидорки-"чили", пара видов сыра. В общем, ассортимент вырос минимум раза в два. 60 юаней это тоже не стоит, но разница была колоссальной. Так мы и не поняли какой же завтрак считать "нормальным". Так что для данного отеля я рекомендую проживание, но, по возможности, без "включенных" завтраков.

    Общие впечатления о городе: Шанхай самый крупный город в Китае, население за 25 миллионов, составить целостное впечатление о нем достаточно сложно, для этого надо там жить год. В центре чисто, красиво. Нанкинская улица и Народная площадь приятны для прогулок, но вызывают ощущение ненастоящести своим искусственным лоском и дикими ценами.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Отойдя 50 метров в сторону - и вы попадаете в более-менее настоящий Китай с мелкими уличными закусочными и магазинчиками. Тут уже в разы всё дешевле и присутствует азиатский колорит. А вообще весь Шанхай можно выразить, наверное, в этих вот двух фото, которые сняты с интервалом в пару секунд на противоположных сторонах улицы. Порше ...

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    ... и швея на древней машинке

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    На самом деле для Шанхая пять дней - это много. Четыре, с моей точки зрения, максимум. А в целом хватит и трёх. В следующем посте (а, скорее, и не в одном) я расскажу о достопримечательностях.

    Погода: Мы ехали в надежде, что будет от плюс 15 и выше (именно так и обещал прогноз), поэтому оделись не по сезону легко. На самом деле было сильно холоднее, максимум +9+10, а обычно+6+7. Из пяти дней два были сильные туманы, а в один день периодами дождь. Светает где-то уже в 7 утра, начинает смеркаться в 17, к шести вечера уже темно. Мы мерзли как цуцики и старались раньше 11 часов утра из отеля не выходить.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Транспорт. Метро: чистое, современное, удобное, понятное. Вагоны не раздельные, т.е .поезд представляет из себя единую целую "змею". Везде все указатели и схемы продублированы на английском (иначе я не представляю как бы им пользоваться). Все выходы с каждой станции промаркированы буквами (А,В,С и так далее). Выходов иногда может быть штук 15, как на пересадочной People's Square, например. Линий в метро много, 14 штук, хотя почему-то 14 и 15 отсутствует, зато есть 16-ая.

    Сайт метрополитена достаточно удобен. Можно посмотреть маршрут, длительность и стоимость поездки от одной станции до другой, скачать карту себе на смартфон, например, что очень помогало в передвижении.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Теперь о тарифах и способах оплаты . Тариф зависит от километража. В среднем мы платили за поездку от 3-4 юаня. Дальняя поездка, например в аэропорт, стоит 7 юаней с человека. Перегон между соседним станциями может стоить всего 2 юаня.

    Оплата происходит следующим образом: на каждой станции метро есть автоматы по продаже одноразовых карточек. Вам нужно на большом экране автомата справа вверху нажать кнопку "English", затем внизу выбрать линию и потом, на появившейся графической схеме, конкретную станцию, куда вы хотите поехать. Затем выбрать количество билетов и после этого можно платить. Автоматы принимают купюры и монеты. Но номинал принимаемых купюр будет зависеть от суммы, которую вам надо заплатить. Если вы должны например 8 юаней (за две поездки по 4 юаня), то купюру в 20 юаней автомат не примет. Впрочем, эта информация будет отражена на экране. Сдача дается монетками в один юань. На любой станции метрополитена есть будка, где сидит как минимум один сотрудник, как правило хоть немного понимающий по-английски. Там можно поменять любые ваши крупные купюры на те, которые подходят для потребления автоматом. После покупки автомат, кроме сдачи, даст вам требуемое количество карточек. Их нужно приложить к турникету при входе и, обязательно сохранив в течение поездки, всунуть в щель турникета при выходе. Мы всегда покупали разовые карточки, так как катались не очень много. При желании доступен суточный (18 юаней) и трёхсуточный (45 юаней) проездные. Подозреваю, что купить их можно в кассе на любой станции.

    Учитывайте, что на определенных станциях метро (пересадочных) в часы пик и в выходные адское столпотворение народа. Это мегаполис. И в вагон приходится иногда утрамбовываться. Еще из особенностей метро в Шанхае. При поездке в аэропорт (линия 2) поезд приходит на станцию Guanglan Road , где нужно пересесть в состав на этой же платформе напротив. Если не пересядете, то уедете просто обратно по той же линии. То же касается, само собой, и поезда из аэропорта. Причем, если "из города" приходит обычный поезд во всю длину платформы, то в аэропорт следует "укороченный" вариант в половину платформы длиной.

    Такси: Его много и оно очень не дорогое. Но все равно удобнее метрополитен, так как пробки. На такси ездили всего один раз - от Сада Радости до отеля. Вышло всего 16 юаней. Такси ездят строго по счетчику. Принцип тарификации прост: днём посадка 14 юаней (сюда включено 3 км пути), дальше весьма странно - от 3 до 10 км идет по 2.4 юаня за км, а выше 10 км - в полтора раза дороже, 3,6 юаня за км. Обычно во всех странах мира ровно наоборот - чем дальше, тем дешевле. Но это Китай. Ночью (после 23:00 до 5:00) тарифы возрастают - посадка 18 юаней, а затем - 3.1/4.7 юаня за километр соответственно.

    Немного о том как добраться из/в международный аэропорт Pudong . Подробно про это расписано вот тут (меню слева). Самый дешевый вариант - это упомянутый выше метрополитен, всего 7 юаней с человека. Путешествие из центра по второй линии даже без пересадок займет в районе полутора часов. Есть неприятный нюанс: метро в аэропорт работает только с 6:00 до 22:00. Тогда как основной метрополитен работает существенно дольше (минимум на час). Почему так сделано - совершенно не понятно. Мы, например, оба раза прибывали в аэропорт за полночь.

    Второй вариант - понтовый поезд на магнитной подушке Maglev . Стоит удовольствие 50 юаней в одну сторону и 80 юаней при покупке туда-обратно. Заканчивает ходить еще раньше в 21:40. Как и откуда он движется - даже не изучали, потому как совершенно без надобности.

    Третий вариант - дорогущий для двух человек. Такси . В силу удаленности аэропорта от центра (ехать минут 40-45 даже при пустых дорогах) такси по ночному тарифу выйдет в сумму в районе 250 юаней.

    Мы пользовались оба раза самым демократичным вариантом - автобусом. Если днем на автобусе не имеет смысла ехать из-за варианта постоять в пробке, то ночью дороги свободны ! Но есть нюанс. Все автобусы прекращают работу в 23:05, но ... есть ночной автобус, который ходит с 23:00 до 6:00 каждые 45 минут. Да, не часто, но оба раза нам везло и мы уезжали быстро. Надо сказать, что никакого расписания этот автобус не придерживается, как приехал, так приехал. Так что рассчитать ничего не получится. Проезд до центра (Народная площадь) стоит всего 20 юаней с человека. Теперь о том, как найти это счастье. Между терминалом 1 и терминалом 2 есть переход. Вот в этом переходе есть с обоих сторон автоматические двери с указателем "Night bus". На самом деле там же останавливаются и дневные автобусы, поэтому смело идите от выхода с прибытия по указателям "Buses". Вам нужно в правую дверь (если идти от терминала 2), вниз по эскалатору и пройти буквально 20 метров до крайней остановке. Там будут стоять люди и ждать. Они все будут китайцы почти наверняка. Туристы, видимо, не знают про ночной автобус и едут на такси. Тут же будут крутиться нелегальные таксисты, которые будут вас уговаривать, что автобус не ходит, что надо ехать на такси. Слушать их, конечно, не надо. Автобус имеет фиксированные остановки и центр города (Народная площадь) - это третья от аэропорта остановка, будьте внимательны, водитель, конечно, кричит название остановки, но вы же не понимаете по-китайски. Ехать даже ночью минут 40, не меньше.

    Пропитание . Искренне завидую людям, у которых в желудке "и долото сгниёт". Они могут питаться в любой уличной забегаловке в любой стране и им за это ничего не будет. Увы, к таким не отношусь, за 45 лет жизни накопил очень много болячек ЖКТ, из-за которых не могу позволить ничего острого, жирного, кислого (особенно содержащего уксус). Согласитесь, что в путешествии по странам Азии такой расклад представляет некоторую проблему. Еще в прошлую поездку в Гуанчжоу мы открыли для себя возможность качественно и недорого питаться в фудкортах торговых центров. Особенно привлекают фудкорты фирмы Food Republiс. В Шанхае такой есть прям на Народной площади в ТЦ "Raffles" на шестом этаже. В нём мы и питались все 5 дней безвылазно. Вот ссылка на описание этого фудкорта и еще двух в Шанхае.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Как правило завтракали, в районе 11 утра (если это происходило не в отеле), а затем уже плотно ужинали где-то в районе 5-6 вечера после осмотра очередной достопримечательности. Всего в этом фудкорте порядка десяти кафе с национальной кухней различных направлений: китайской, сингапурской, корейской, японской, гонконгской, тайваньской, тайской.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    В каждом кафе, кроме меню с картинками, выставлены пластиковые макеты основных блюд в натуральную величину (или в гипертрофированном виде). По оплате это работает так: есть касса (а также есть автомат), на которой можно купить возвратную карточку (за 10 юаней) и "положить" на неё сколько нужно денег, а затем пополнять её по мере необходимости. Карточку и оставшиеся деньги можно будет после трапезы вернуть, а можно оставить у себя на следующий раз. Потом просто идете по кафешкам, показываете пальцем на понравившееся блюдо, отдаете карточку, с нее снимают нужную сумму, дают вам чек и через минут 5-10 вы получаете свою еду.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Не обращайте внимание, что на фото пусто. Это 10 утра понедельника и фудкорт только открылся. Уже к обеду там будет полно народа, а выходные вечером непросто найти себе место

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Стоимость блюд, в основном, лежит в пределах 20-40 юаней. Для напитков есть отдельная стойка в центре фудкорта, но там было почему-то очень дорого (кола по 12 юаней, к примеру) и поэтому есть смысл принести свои. Конкретно мы на завтрак "упирались" в местные дим-самы с мясом по цене 10 юаней за шесть штук.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    На ужин как правило ели что-то посерьезнее. Мне полюбился, например, большой свиной шницель с рисом, салатом и подливой за 38 юаней. Порция настолько сытная, что больше ничего съесть уже было не реально. Супруга брала, например, в гонконгской кафешке рис с печеным яйцом, кусками куры и утки за 35 юаней, а также пельмени из куры и креветки в бульоне за 20 юаней. Тут я всегда вспоминаю, что не люблю фотографировать еду. В целом, очень плотно пожинать выходило на двоих не более 90 юаней, а позавтракать и того менее - в районе 50. Всё очень вкусно, не остро и вполне употребимо даже для больных европейских внутренностей.

    Шанхай в январе. Инструкция по применению / Китай
    // snus71.livejournal.com

    Кроме того, в магазинчиках недалеко от Нанкинской улицы (упаси вас бог покупать провиант на самой Нанкинской улице - раззоритесь) покупали питахайю за 16-17 юаней килограмм, манго за 30 юаней кг (после Малайзии казалось, что очень дорого) и прочие мелкие радости типа плюшек-печенюшек вечером в отель.

    Туалеты. Еще перед поездкой меня много пугали туалетной темой. Что, мол, ужас-ужас в каком виде эти места общественного пользования в Китае и элементарной туалетной бумаги там нет и все такое. Ответственно заявляю: не про Шанхай эти россказни, все вполне в благопристойном виде. Более того, у каждой достопримечательности типа какого-нибудь храма есть обязательно туалет, не говоря уж про торговые центры. И обязательно бесплатно.

    "Домашние заготовки". Как и в прошлую поездку заранее запасся адресом и названием отеля, а также названиями достопримечательностей в написании иероглифами. Это всегда нужно, так как ни читать, ни говорить на басурманских языках подавляюще количество жителей Китая не обучено. Это касается как таксистов, так и обычных прохожих на улице. Редко-редко кто может выдавить из себя слово по-английски. Когда не знали куда идти, то просто показывали листочек с надписью иероглифами любому прохожему или продавцу в магазине и говорили "ы !", всегда помогало. Ну и не лишне знать три слова по-китайски: нихао (здравствуйте), хао (ответ на нихао) и сесе (спасибо), элементарная вежливость. Все остальное "добирали" языком жестов.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    snus71
    23/02/2016 18:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    15.11.24 S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    06.11.24 Belavia открывает регулярное сообщение между Минском и Урумчи
    27.10.24 Uzbekistan Airways будет выполнять рейсы из Ташкента в Ханчжоу
    Hainan Airlines начала летать между Владивостоком и Пекином
    Группа "Аэрофлот" в зимнем расписании будет совершать рейсы по 33 новым направлениям
    05.09.24 "Аэрофлот" совершает рейсы на Хайнань из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска
    13.08.24 "Аэрофлот" будет летать из Екатеринбурга в Санью
    29.07.24 Hainan Airlines полетит из Москвы на Хайнань