Самарская область. В этом году исполняется 100 лет, как была построена Винтовая дорога в Коптевом овраге.
24 мая 1916 г. постановлением Совета Министров принято решение о строительстве Самарского порохового завода (5-й казённый завод), утверждённое Николаем II (т.е. получившее силу закона) 15 июня 1916 года. Эту дату принято считать основанием посёлка, который в последствии назовут Управленческим.Этот поволжский регион был выбран потому, что в то время отстоял на тысячи километров от государственных границ и через него проходили важнейшие водные и железнодорожные пути России.Участок для постройки самих фабричных зданий находился в двух верстах от Волги на высоте 70 саженей. Для удобной доставки материалов от пристани к месту строительства порохового завода и было сооружено шоссе для гужевого передвижения - Винтовая дорога. Было проложено 5 верст, из них три версты замощены камнем, а ещё две засыпаны щебнем и утрамбованы. Для её строительства были возведены подпорные стены на крутом склоне оврага. Это шоссе сохранилось до сегодняшнего времени - винтовая дорога, ведущая от Коптева оврага к территории ныне снесённого комплекса Здравницы - санатория "Красная Глинка".В сезон 1917г. были построены временные бараки и землянки, а также зимние бревенчатые бараки для рабочих и администрации. Всего было возведено 63 деревянные постройки. Оборудование пироксилинового завода закупили в Америке. Построили пристань, лесопилку, собственный кирпичный завод, а также мастерскую по производству черепицы, провели Винтовую дорогу и подвесной транспортный путь по Коптеву оврагу.
Но к постройке фабричных зданий так и не успели приступить. Революция и последующая гражданская война прервали строительство заводов.
Здравницу снесли в 2013 году, деревянная лестница продержалась до середины 80-х, на месте посёлка Коптева оврага сейчас стоят дачи. И только Винтовая дорога и её подпорные стены продержались целое столетие.
Карта-схема из Викимапии. На верху - территория снесённой Здравницы. Жёлтым зигзагом петляет Винтовая дорога, упираясь на верху склона в Берёзовый проезд. Внизу оранжевым отмечена дорога, проходящая по дну Коптева оврага.
К берегу Волги мы решили поехать дорогой, идущей от Управленческого по дну Коптева оврага. Когда-то здесь проходила узкоколейка.
Конец ноября. Снег выпал, потом подтаял: ни зима, ни осень. Склоны оврага ещё в лучах заходящего солнца, а на дне уже сумерки.
Чуть не проскочили нижнюю подпорную стену. А летом её даже не видно из-за зелени кустов и деревьев. Часть стены разрушена, видна большая трещина.
Внушительные подпорные стены, выложенные из обтёсанного бутового камня, имеют толщину от 70 сантиметров до метра и поднимаются в высоту до 8 - 9 метров. Витки дороги достигают 180 градусов при поворотах.
Выходим в устье Коптева оврага. Таких дач на искусственных террасах я не видел нигде.
Над террасированными дачами видна верхняя подпорная стена Винтовой дороги.
Берег Волги.
На берегу дома посерьёзней.
Первый поворот Винтовой дороги.
А когда-то посёлок Коптева оврага выглядел вот так.
Единственный дом, оставшийся от старого посёлка.
Ещё четыре года назад на вершине возвышалась Здравница. Более чем на 150 метров надо было подняться, чтобы достичь санатория. В 1933-1935гг. при строительстве Здравницы построили и Деревянную лестницу. В лестнице было 495 ступеней.
Подъём происходил в несколько этапов. Для отдыха были созданы удобные и разные по архитектуре площадки. На них даже были опоры фонарных столбов, но сами фонари так и не были установлены. Деревянную лестницу дважды капитально ремонтировали, в 1948 году и в конце 60-х. Ветшая и разрушаясь, она продержалась до середины 80-х годов.
Теперь горный склон, где проходила лестница и возвышалась Здравница, пустует. Но на вершине уже начали возводить такие привычные и милые сердцу любого россиянина коттеджи и трёхметровые заборы.
Заросшая деревьями дорога удаляется от Волги параллельно дороге на дне оврага. Практически, мы идём назад.
Осталось пройти 300 метров вперёд, потом столько же назад, и мы будем у верхней стены.
Поворот, подпорную стену которого мы видели со дна оврага.
Плоты на Волге и лагерные бараки на берегу.
Противоположный склон оврага покрыт тенью, а нас ещё освещают лучи заходящего декабрьского солнца.
Сколько труда надо было приложить, чтобы построить эти террасы!
При советской власти за дорогой следили. Её выравнивали, подсыпали щебень, отводили воду. Теперь по ней ездят только экстрималы и рыбаки на "Нивах".
В 2009 году и я спускался по ней на своей "десятке". Хорошо, что рыбаки у берега показали дорогу по дну Коптева оврага. В Управленческий посёлок мы возвращались уже по ней.
Вот и верхняя подпорная стена. Казалось бы, что она должна была быть размыта или раздавлена под тяжестью массы грунта и сметена, но она стоит. Винтовая дорога была построена российскими работниками под руководством российских же инженеров.
По этой дороге возили грузы с пристани несколько грузовых автомобилей, принадлежащих Пороховому заводу, и гужевой транспорт.
На высокой подпорной стене можно увидеть две каменные плиты с выпуклыми цифрами 1917.
Фото 2009 года, ещё видна колоннада Здравницы.
Именно факт существования Винтовой дороги стал основой легенды о начале строительства санатория "Красная Глинка". Вот она: в 1927 году по Волге проплывал пароход, на борту которого был Михаил Иванович Калинин. Увидев подпорные стены, пассажиры парохода приняли их за крепостные бастионы. Высадившись на берег, Калинин и его окружение поднялись по этой догоре на верх. "Всесоюзный староста" был очарован открывшейся панорамой Жигулей и предложил построить на самом обрыве Дом отдыха для Членов Правительства. По легенде, тогда и было принято решение о строительстве Здравницы ВЦИК, ставшей впоследствии санаторием "Красная Глинка".
Судя по документам, М.И.Калинин был в Самаре только в самом начале Гражданской войны, а легенда пошла от местного краеведа И.Андреева, перекочевав в последствии в интернет.
А на фото начала 50-х есть даже деревянная лестница.
Ещё один участок подпорной стены.
В 2009 году мы на двух машинах с трудом спустились по этой дороге. Подниматься назад не решились, поехав в объезд.
Поворот, укреплённый верхней подпорной стеной.
Коптев овраг. Он разрезает горный массив Сокольих гор на глубину около 4-х километров. Высота крутых склонов достигает 160 метров.
Издавна здесь, вдали от города, сезонно проживали бригады углежогов. Они выжигали берёзовый уголь, который пользовался большим спросом в Самаре. Уголь шёл на растопку самоваров и использовался при производстве водки, для очистки от примесей.Постоянно коптящие кучи угля и дали название оврагу.
Впереди ещё один поворот дороги, а выше - единственный уцелевший фрагмент Здравницы - фундамент, на котором раньше стояло южное здание комплекса.
Прямо под нами виден поворот, который мы только что прошли.
Ещё один вираж дороги.
А вот и самая верхняя, завершающая часть дороги. Кто-то огородил свой участок в стиле подпорной стены Винтовой дороги. Забор отлично вписался в общюю картину.
Вид от Здравницы на Винтовую дорогу.
Летом с обрыва открывается прекрасный вид на окрестности. Вдалеке скрытая лёгкой дымкой видна Самара.
Теперь ничто не напоминает о том, что с 1943 по 1948 год в устье Коптева оврага находился лагерь немецких военнопленных, которые работали на разборке плотов и строительстве зданий в посёлке Управленческий.
Часть информации взята из книги С.А.Ильинского "Управленческий".
Старые фотографии семьи Гюнтера Шпора взяты здесь: http://www.bichurov.ru
О Здравнице ВЦИК или санатории "Красная Глинка" здесь: http://tourist0515.livejournal.com/3988.h
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com
или в Тематическом каталоге моих записей http://tourist0515.livejournal.com/6166.h
16/01/2017 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Самарская область; Самарская Лука
- Отзыв о поездке: Дорога на Ширяево. Солнечная Поляна, осень 2016
- Отзыв о поездке: Поездка на Гаврилову поляну, август 2016
- Отзыв о поездке: Жигулёвск: город из прошлого, лето 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.