Мумбаи - самый большой город в Индии, здесь живет почти 20 миллионов человек. Это столица штата Махараштра, до 1995 года город назывался Бомбеем. Еще это самый активный и богатый город, финансовая столица страны. Здесь проживает больше состоятельных людей, чем в любом другом городе Индии. Похоже, это такой индийский Нью-Йорк, но судя по тому, что я видел, сохраняется невероятное социальное неравенство. В городе много трущоб, в самых известных я прогулялся с гидом, но об этом ближе к концу, а пока посмотрим на более приличные места.
Судя по пейзажам по пути из аэропорта, город активно развивается. Много строят, экономика растет. Огромный город, из аэропорта в гостиницу мы ехали почти час, вокруг везде кипит жизнь.
Вид из окна отеля в сторону залива.
В районе на юге города, где мы жили, много старых интересных зданий, наверное, оставшихся от англичан.
Вечером вышли поужинать, прошли немного от охраняемой территории отеля, а тут небольшой филиал трущоб. Они разбросаны в разных местах по городу небольшими райончиками, иногда буквально на пустыре сто на сто метров можно встретить небольшое поселение.
Детишки играют в футбол около бизнес-центра, куда мы ходили в офис Oman Air. Конечно, на входе в центр пришлось пройти контроль безопасности, и даже получить временный пропуск с фотографией! Обратите внимание на колючую проволоку на заборе. Вскоре вышел охранник и начал прогонять детей палками прочь с тротуара.
Инфраструктура в городе намного лучше, чем в Ченнаи и в Джайпуре, почти везде есть нормальные тротуары, по которым можно ходить, не опасаясь за свою жизнь. Но до настоящего благоустройства еще далеко.
Кое-где гуляет скотинка.
Отлично целое семейство погрузилось на один мотоцикл. Как часто бывает, мужик в шлеме, женщина в платке. Мне говорили, что из-за жары у людей начинаются реальные проблемы с волосами, они просто выпадают, если много ездить в шлеме. Может быть, женщины больше этого боятся и жертвуют безопасностью ради красоты.
Если убрать мусор, получится очень даже приятная улица. В районе, где мы жили, много зелени, это, конечно, облагораживает окружающее пространство.
Еще одна хорошая улица. Аккуратная парковка, убирают мусор, тротуары на месте, деревья. Красиво!
"Старбакс" по-индийски. Внутри, конечно, одни туристы. На входе контроль безопасности. Здание справа - большой дорогой отель Taj Mahal Palace, наследие колониальной эпохи. В 2008 году пакистанские террористы атаковали отель, 31 человек был убит.
Красивый тротуар. Уложить бы ровнее плитку и расширить немного, и любая благополучная Европа бы обзавидовалась.
Большая достопримечательность - Ворота Индии. Были заложены в начале 20 века в честь визита короля Георга V. Здесь в 2003 тоже произошел теракт, теперь пройти к ним можно только через досмотр, причем показалось, что женщин проверяют более тщательно. Здесь же огромное количество индийских туристов, я даже запилил с одним селфи. Вообще нас несколько раз просили сфотографироваться вместе, в Джайпуре аж с целым семейством позировали. Потом они обязательно спрашивают как зовут, откуда, жмут руки. Странная забава.
Очень красивый музей, Чхатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалая! Теперь жаль, что не зашли, судя по описанию, должно быть интересно.
Очень красивый центральный вокзал. Построен в конце 19 века в честь юбилея королевы Виктории.
На вокзале, конечно, народу тьма. В 2008 году здесь тоже произошел теракт, людей расстреливали и забрасывали гранатами. Одного террориста удалось поймать живьем, и в 2012 году его казнили.
У ворон саммит.
Один очень загруженный перекресток. Движение в Индии - просто хаос. Все одновременно едут, идут, сигналят, кричат, высаживают пассажиров. Мы потом пересекли этот участок, для избалованного Европой пешехода приключение еще то!
Внезапно оказались на огромном базаре. Я здесь даже перевесил рюкзак вперед, всерьез опасаясь за имущество. Плотность людей как в метро в час пик, при этом здесь иногда еще проезжают автомобили, расталкивая людей. Продают все: тряпки, посуду, мебель, еду, бытовую технику. Очень веселое и живое место.
Вдали виднеется мечеть Джама Масджид, возведенная в конце 18 века. Интересно, что она стоит на водном резервуаре и поддерживается над водой несколькими колоннами.
Ну все, пора в трущобы! Железная дорога отделяет город от Дхарави, так называются самые населенные трущобы в городе и третьи во всем мире. В Мексике и Пакистане есть трущобы больше.
Вход в трущобы. Это большая улица, даже машины могут разъехаться. Внутри квартала обычно очень узкие проходы, там только пешком. Горы пластиковых бутылок - на переработку. Утилизация отходов - важная часть экономики Дхарави. Годовой оборот оценивают в 1 млрд долларов.
Река в Дхарави щедро удобрена мусором. Причем рядом стоят специальные мусорные машины, куда можно выкинуть все отходы. Но видимо, система работает не очень надежно. Гид говорил, что раньше с мусором было еще хуже...
Улица. В Дхарави живет до миллиона человек, по разным оценкам, хотя на карте это не очень большая часть города. Можно представить, какая там плотность населения.
Одна из больших улиц. Дхарави образовался в конце 19 века, когда колонисты начали переносить производство из центральных частей города подальше, плюс жители деревень мигрировали в Мумбаи для заработков и оставались в трущобах. Сейчас в разных трущобах Мумбаи проживает примерно половина всех жителей города, то есть больше 10 миллионов!
Детишки радуются белому человеку с камерой. Гид рассказал мне, что это школа. Школа в трущобах! Здесь не так все плохо, как я думал. Есть школы бесплатные, есть даже платные, как бы улучшенного класса. Некоторые школы финансируются государством, другие существуют на деньги благотворительных фондов.
Гид показал мне множество людей, которые работают в трущобах. Здесь, например, сортируют пластмассовый мусор. Клавиатуры, старые игрушки, калькуляторы, мониторы, и так далее. Потом их перемалывают и отправляют куда-то дальше на переработку, детали я уже забыл. Один человек в жарком помещении плавил алюминий (как мне сказали). В некоторых мастерских стоят станки, производятся товары, например чемоданы. Видел много горшков, стоящих рядами прямо на улице, готовые к продаже.
Гид рассказал байку - дескать, несколько лет назад в трущобы завалилась толпа китайских туристов с фотоаппаратами, они лезли во все щели, в том числе приватную жизнь обитателей, и в итоге случайно открыли дверь, где семейная пара наслаждалась уединением. В итоге китайцев прогнали, а камеры забрали. Ну что ж, не убили же, безопасно!
В некоторых местах действительно очень тесно, проходы между домами меньше метра, и на этой площади происходит вся жизнь. Гуляют дети, женщины стирают одежду, кто-то сидит моется и прямо на проходе намыливает голову.
Подозреваю, дома пристраивают друг к другу как попало без лишних мыслей. И можно выкидывать мусор из окна прямо в реку, удобно! Здесь я уже ехал на такси в аэропорт, специально попросил водителя остановиться сфотографировать колорит.
Детишки играют на пустыре. Уровень грамотности в Дхарави - около 70 процентов. Мне кажется, неплохо. Еще интересно, что треть всех жителей - мусульмане, это выше, чем в среднем по городу или по стране.
Фотография перед вылетом, другие трущобы стоят прямо вплотную к территории аэропорта. Можно заметить детей, которые смотрят на наш самолет.
Мой коллега индиец говорит, что некоторые люди в трущобах делают сумки для дорогущих брендов и получают за каждую сумку по тысяче долларов. Не знаю, звучит не очень правдиво. С ним еще учились люди из трущоб, так что трущобы это совершенно не сборище деклассированных элементов.
Кстати сейчас в Дхарави даже открыли свой бренд кожаных изделий, стоит магазин, туристов туда водят закупаться. Сам видел их склады с кожей разного цвета, так что молодцы, работают на экспорт очень хорошо.
Еще один район трущоб, очень выделяется в городе.
Мне кажется, бояться там нечего. Конечно, не стоит фотографировать, как люди моются у себя перед домом, да и заглядывать с камерой в дома тоже не нужно, но ходить по улицам, мне кажется, вполне безопасно. Может быть стоит первый раз пойти с группой и гидом, от 500 рупий за экскурсию, но потом вполне можно вернуться вдвоем-втроем.
Напоследок фотография нового элитного жилья. Я посмотрел на сайте, квартиры в этих двух строящихся башнях продаются от 1 млн долларов, это почти цены Цюриха. Для Индии - просто космические деньги, но ведь находятся покупатели. Еще один признак сильного расслоения жителей.
На этом все про Мумбаи и вообще про Индию. Очень интересная страна, в моем личном топе по рейтингу туристического интереса с целью познания мира находится на втором месте (после Израиля).
Предыдущие части:
1. Свадьба брахманов в Индии, первый день.
2. Индийская свадьба, день второй.
3. Городская жизнь Ченнаи.
4. Джайпур - "розовый город" и дворцы.
11/01/2017 13:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Города: Мумбаи (Бомбей)
- Отзыв о поездке: Прогулка по Бомбею: Дхоби Гхат или район прачечных, лето 2015
- Отзыв о поездке: Индия, Мумбай, 2013
- Отзыв о поездке: Трущобы Бомбея, 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.