Наступил ХХ век, в начале которого Россия стала непосредственным участников первой мировой войны 1914-1918 гг., коренным образом девальвировавшей ценность человеческой жизни по всему тогдашнему миру и положившей конец т.н. "прекрасной эпохе" с золотым веком автомобилестроения, крупных достижений мировой науки и культуры (та же самая "Россия, которую мы потеряли", только в мировых масштабах во всех воюющих странах). В нашей стране события перешли в две революции, а затем отгремела гражданская война. Так Россия, взявшая в руки винтовку в 1914 году, и проходила с ней до 1922-1923 гг., т.е. почти 10 лет.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И - как естественное продолжение - новая архитектура в лице конструктивизма, когда в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего "старого", новаторы провозглашали отказ от "искусства ради искусства". Отныне искусство должно было служить производству, а производство - народу.
Материалов по данной теме у меня набралось на 3 поста в общей сложности в 100 снимков, поэтому решил данный доклад разбить на 3 равные части, благо, в Иваново нам удалось найти практически все здания межвоенной архитектуры ещё до становления "советского монументального классицизма" (сталинок). Иваново в период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого "производственного искусства". Они призывали художников "сознательно творить полезные вещи" и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Карта общего путеводителя по конструктивизму в Иваново. В 1 части - конструктивизм от жд-вокзала до "дома-подковы".
Один из теоретиков "производственного искусства" Борис Арватов писал, что "...будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены...".
"Производственное искусство" стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова "конструкция", "конструктивный", "конструирование пространства").
Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно "производственное искусство" с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов. Термин "конструктивизм" использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин - автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Гана, которая так и называлась - "Конструктивизм".
Дополнение по тему архитектуры авангарда - нереализованный проект Памятнику III Коммунистического интернационала. Оригинал фото здесь
Теоретик искусства Александр Ган провозглашалось, что "...группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей... Тектоника, конструкция и фактура - мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры". То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
"И вот мне квартиру дает жилищный, мой рабочий кооператив.
Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета...."
(В. Маяковский)
"Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм..."
(В. Маяковский в очерке о французской живописи).
Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
В советской России 20-х гг. жилые конструктивистские кварталы для рабочих проектировались и строились по очень простой и функциональной схеме. Каждый дом высотой четыре или пять этажей, без лифта, но со всеми удобствами. Группы домов образовывали благоустроенные внутренние дворы. И при крайней экономии средств на строительство, кварталы получили свой запоминающийся облик. Акцентирование лестничных клеток, угловые окна, балконы и лоджии, озеленение и благоустройство дворов, плоские кровли с соляриями - вот такими простыми средствами были созданы эти кварталы.
Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие "консерваторы", отстаивавшие своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова. В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.
В 1920-е гг. Иваново воспринимался в качестве "третьей пролетарской столицей" РСФСР, оттого и многие здания проектировали выдающиеся архитекторы (братья Веснины, Разов, Каверин). Теперь посмотрим отдельно здания в этом стиле. В Иваново находится единственный в России крупный ж/д вокзал в конструктивистском стиле, построенный в 1930-1934 гг. архитектором В. Каверинского ( в Костроме тоже вокзал в этом стиле, но сильно переделанный реконструкцией в начале 1980-х гг., отчего он напоминает больше уже "брежневку"). На момент открытия это было 7 по размеру здание в СССР.
Подчёркнутый геометризм объёмов усиливается благодаря применению различной формы окон: широких вертикальных, горизонтальных, узких вертикальных, освещающих лестничные клетки, и круглых.
Главный вход в здание расположен между двумя низкими полукруглыми эркерами. Этот композиционный акцент сильно сдвинут влево с центра фасада. Площадка перед входом перекрыта консольным бетонным козырьком, как бы прорезающим объём эркеров.
Внутреннее убранство.
Бывший Дом Культуры железнодорожников, сейчас здесь - выставочный зал народного творчества (ул. Карла Маркса, 62).
Пересечение Пограничного переулка и Октябрьской улицы. 208-квартирный жилой дом Губжилсоюза, построенный в 1929-1931 гг. по проекту архитектора В. Панкова и группой архитекторов московского объединения АСНОВА, т.н. "Ассоциации новых архитекторов" (Г.И.Глущенко, Ю.К.Спасский, А.Я.Карра, В.А.Лавров).
187-квартирный дом Второго рабочего посёлка 1931 года постройки местного ивановоского архитектора Василия Панкова. После окончания Гражданской войны население Иваново-Вознесенска начало расти быстрыми темпами (с 52 тысяч в 1920 году до 130 тысяч в 1926-м). Остро встала проблема с жильём. Для решения жилищной проблемы по всей стране начали создаваться рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества (РЖСКТ). Постановление ЦИК и СНК СССР в 1924 году им безвозмездно выделялась земля. Одним РЖСКТ в Иванове стал "Второй рабочий посёлок", образованный в 1924 году.
2-этажный дом с башенкой обсерватории из красного кирпича и оштукатуренными серыми вставками. Сейчас здесь школа, а здание называется "дом-птица", построенное в 1927 году по проекту архитектора Василия Панкова.
"Дом -корабль" 19290-1930-х гг. по адресу проспект Ленина 49 является постройкой работы архитектора Даниила Фридмана по заказу РЖСКТ "Второй рабочий посёлок". Это яркий памятник архитектуры 1920-х годов, в его архитектуре проявились символико-романтические поиски, характерные для того времени. Облик главного 5-этажного корпуса напоминает корабль: скошенный торец и подходящая к нему скруглённая стена имитируют нос корабля, а восьмиэтажная башня на противоположном торце - корму, две галереи балконов опоясывают фасад словно палубы, сплошное остекление первого этажа, имитирующее водную гладь, отделяет "корабль" от земли. Важными композиционными акцентами являются членящие фасад треугольные эркеры и угловые балконы.
Корма "дома-корабля". Стены кирпичные, в главном корпусе оштукатурены и окрашены в бордовый цвет, но изначально главный корпус был окрашен в светло-серый цвет, за исключением двух последних этажей восьмиэтажной части. В первом этаже частично применён каркас, над магазинами железобетонные перекрытия, остальные - смешанные. Первый этаж главного корпуса имеет сплошное остекление.
Главный корпус имеет 39 однокомнатных квартир и 77 двухкомнатных
А это вспомогательный корпус, относящийся к комплексу "дома-корабля", называемый "домом-баржей", который предназначался для заселения рабочими, в то время, как главный комплекс для членов партии.
По улице Громобоя, 13 находится 104-квартирный "дом-подкова" для сотрудников Объединённого Государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ) архитектора Василия Панакова в 1932-1934 гг. В плане здание образует полукруг. Необычная форма здания не являлась задумкой ивановского архитектора, а была продиктована требованием заказчика сделать постройку как можно более компактной.
Несущие стены из силикатного кирпича (частично проёмы между окнами выполнены в красном кирпиче).
Социалистическая революция 1917 года в России дала миру приобретение женщинами избирательными правами и правовое положение в обществе наравне с мужчинами, возникновение развитого профсоюзного движения, защищавшее возможность рабочим отстаивать свои права в трудовой деятельности, нормированная продолжительность трудового дня и массовое образование прежде всего среди бывших податных сословий, - всё это стало возможным не только в нашей стране, но и в Европе и США (что ещё, можете предложить в комментариях). Иваново имел значение в 1920-1930-х гг. "третьей пролетарской столицы" в СССР, который имел значение своеобразной колыбели, когда в 1905 года во время 1 русской революции 1905-1907 гг. в тогдашнем Иваново-Вознесенске был создан 1 в стране общегородской Совет рабочих депутатов, избираемый населением представительный орган власти. На основе подобной символической роли в Иваново сохранилось около 60 памятников конструктивизма, ставшим первой большой вехой в архитектуре после Октября 1917.
Чем вообще интересна в целом межвоенная архитектура 1920-1930-х гг.? К примеру, в Беларуси польское наследие очень интересно в жилой застройке Бреста, Гродно, Новогрудка. В Калининградской области сохранилось немало образцов т.н. архитектуры "Новой вещественности", архитекторы этого направления по-своему пытались отрефлексировать прошедшие события 1 мировой войны и горечь от поражения в ней.
У меня лично при взгляде на конструктивизм видится воплощение в архитектуре видения Казимира Малевича и одновременно 10-летний опыт внешней и внутренней войн.
Жилой "104 квартирный дом Горсовета" по адресу улица Громобоя 15 рядом с уже показанным "домом-подковой" в предыдущей части 1931 года постройки по проекту ивановского архитектора И. Кадникова. В основе композиции фасадов лежит принцип симметрии, подчёркнутый контрастным сопоставлением сдвинутых относительно друг друга объёмов разной этажности.
Сама улица в 1927 году названа в честь честь большевика Романа Семенчикова, который носил подпольную кличку Громобой, участника 1 русской революции 1905-1907 гг.
Общий вид дом на пересечении улиц Громобоя и Калинина.
100-квартирный "дом специалистов" по адресу улица Калинина, 17 1935 года постройки. Автор проекта - предположительно А. Снурилов (хотя, судя по информации из сети, его уже не было в живых). Фасады расчленены сложно проработанными ризалитами, которые завершаются щипцовыми фронтонами. Угол здания подчеркнут балконами.
Изначально предполагалось, что улица Калинина станет парадной в грядущем пролетарском городе, вдоль которой и возводилось значительное количество построек в конструктивистском стиле.
Один из 2 жилых домов Облсовнархоза работы архитектора Н. Кадникова 1929 года постройки постройки.
Композиционными акцентами являются динамично решённые угловые части: центральные трактованы как своеобразные "пропилеи" в виде выступающих цилиндрических объёмов, завершённых аттиковыми стенками, а фланги отмечены объёмами, повышенными до 6 этажей. Чёткий ритм крупных квадратных окон и балконов строг, лаконичен и выразителен. Огибающие балконы и характерная разделка простенков горизонтальными выпусками кирпичной кладки, создающими эффект ребристой поверхности, подчёркивают углы зданий и скругления объёмов.
Внутренний двор.
Второй дом Облсовнархоза тоже 1929 года.
Его внутренний двор.
Напротив двух показанных зданий на улице Калинина, 8 находится образец позднего конструктивизма 1936 года постройки архитектора Александра Панова для 2 хлопчатобумажного треста.
Жилой дом фабрики НИМ Александра Панова 1936 года постройки уже в явных переходных формах к советскому монументальному классицизму (как и здание на предыдущем фото).
Здание на Комсомольской улице 19.
Интересный комплекс из 4 домов, формирующих целый квартал, был создан ленинградским архитектором Сергеем Грузенбергом
2 дома для рабочих фабрики "Красной тапки" 1928-1929 гг.
Жилой дом текстильного треста 1933 года постройки того же Сергея Грузенберга в формах, переходных от конструктивизма к классицизированному стилю 1930-х годов по адресу улица Ленина 62. Угол, выходящий на перекрёсток, повышен дополнительным этажом и акцентирован угловыми балконами. Поздний конструктивизм уже отличается более светлыми цветами в отличие от неоштукатуренного красного кирпича.
30 квартирный дом в Пограничном переулке того же Грузенберга 1934 года постройки.
"102-квартирный жилой дом Горсовета" 1928-1929 гг. архитектора Александра Панова на улице Ленина 23. Хотя большая часть ивановского конструктивизма неоштукатурена, в этом доме эффектно используется контраст белой штукатурки и красной кирпичной кладки.
Ещё один "72-квартирный жилой дом Горсовета" архитектора Александра Панова 1929 года постройки по улице Батурина 17.
В заключительной части - конструктивизм в центре города с южной части реки Уводь. Не пропустите.
Перед нами корпуса 400-квартирного "дома-коллектива", который считается одним из наиболее ценных памятников конструктивизма Иваново, являющийся первым примером строительства жилья для рабочих с учётом требований "нового быта" и символом утопичного революционного настроя конца 1920-х - начала 1930-х годов.
В 1928 году жилищно-строительное кооперативное товарищество "Первый рабочий посёлок" запланировало начать строительство крупного жилого комплекса, который должен был реализовать концепцию дома-коммуны, предполагавшую максимальное обобществление быта. Для реализации был выбран проект московского архитектора Ильи Голосова, автора дома культуры им. Зуева (об этом здании вы можете подробно почитать в блоге архитектора Григория Одинцова archistorik здесь). Согласно ему, комплекс задумывался как комбинат с элементами обслуживания и включал ясли, детский сад, столовую, прачечную, зал собраний. Идея максимального обобществления быта стала терять популярность и уже во время строительства коридорная система планировки была заменена секционной. Также был сделан ряд других отступлений от проекта: фасады остались неоштукатуренными, изменён вынос козырьков верхних лоджий. Строительство завершилось в 1930-1931 годах
"Дом коллектива" расположен на участке, ограниченном улицами Красных Зорь, Мархлевского и Калужской. Корпуса, выходящие торцами на начало улицы Красных Зорь, соединены попарно одноэтажными помещениями магазинов и других заведений (бывшие учреждения обслуживания). Этажность корпусов возрастает с 4 до 6 этажей по направлению к улице Красных Зорь, где в торцах устроены лоджии. Стены кирпичные, перекрытия деревянные, над подвалом - железобетонные. В доме 362 квартиры, несмотря на то, что он называется 400-квартирным. Во дворе стоит отдельное здание прачечной, устроены детская игровая и спортивная площадки.
Архитектура комплекса обладает выразительностью благодаря динамичному ритму объёмов и контрастному сопоставлению глухих плоскостей ограждений лоджий, стеклянных лент витрин и выступающих козырьков плоских крыш.
Другие 2 материала об ивановском конструктивизме вы можете увидеть здесь и здесь
Ещё дополнительно вы можете почитать о московском конструктивизме, о котором вы можете почитать опять же у Григория Одинцова
archistorik
Это малоизвестный памятник конструктивизма в здании трансформаторной подстанции на улице Зверева 14 по проекта Сергея Грузенберга.
Теперь пойдём в центр города и на пересечении улиц Красной Армии и Театральной увидим здание ивсельхозбанка, который был построен в 1927-1928 гг. по проекту архитектора Виктора Веснина, автора проекта Днепрогэса в Запорожье. С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма. Многие проекты они сделали вместе, но иногда выполняли самостоятельные проекты или совместно с другими архитекторами. Для архитекторов 1920-х годов было принято работать бригадами по 3-5 человек. Но такие бригады часто распадались из-за психологической несовместимости. "Бригада" же Весниных отличалась своей органичностью. В их коллективе не только была идеальная психологическая совместимость, но и творческие амплуа братьев дополняли друг друга, что немаловажно. Виктор обладал трезвым взглядом и рациональностью мышления, глубоко понимал технические проблемы. На стадии эскизирования он выступал в роли главного критика, к мнению которого братья прислушивались.
Композиция здания строится на составлении двух корпусов разной длины (больший выходит фасадом на Театральную), объединённых полукруглым объёмом лестничной клетки, нависающим над входом в виде эркера. На фасаде глухой монолит стен контрастирует с прозрачными плоскостями остекления сплошных витрин первого этажа, крупных высоких окон второго и небольших - третьего. Зрительное нарастание массы стен и убывание стеклянных поверхностей снизу вверх придаёт архитектуре здания особую выразительность, создаёт впечатление приподнятости его объёма над землёй.
На Палехской улице рядом с площадью Победы расположен Жилой дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества РЖСКТ "Прогресс", возведённый по проекту ивановского архитектора Виктора Панкова в начале 1930-х годов. Четырёх-пятиэтажное кирпичное здание с магазином на первом этаже имеет в плане бизкую к Г-образной форму (угол менее 90°).
В объёмной композиции выделяется более высокая угловая часть со срезанным углом, акцентированным балконами на бетонных столбах и аттиком, прорезанным круглым окном. Примыкающие к ней крылья состоят из пятиэтажных частей в три оси окон по фасадам, с выступающими витринами магазина, и более низких, четырёхэтажных флангов, слегка выдвинутых на линию витрин. Короткое крыло, вытянутое вдоль Палехской улицы, имеет лёгкий выступ лестничной клетки по центру, а длинное - вдоль улицы Варенцовой - балконы по краям фасада.
Дворовый фасад отличается сильным выступом торцового пятиэтажного объёма и двумя ризалитами лестничных клеток в протяжённом крыле. Окна прямоугольные, большей частью близкие к квадрату; в завершении стен - лёгкий карниз.
Напротив дома РЖСКТ "Прогресс" находится дом служащих Ивсельхозбанка с балконом-капитанским мостиком и узкими вертикалями окон работы архитектора С. Минофьева 1931-1933 гг. постройки на Палехской улице 14.
Типичные конструктивистские окна "в стык" под прямым углом на первом этаже срезаны:
Рядом с площадью Революции по адресу Аптекарский переулок 2/1 в конструктивистском здании 1932-1935 гг. постройки по проекту ленинградского архитектора Владимира Гальперина (автор Круглых бань в Ленинграде), расположены департаменты областной администрации, магазины и офисы. Сама постройка является частью неосуществлённого проекта постройки Дома Советов на месте снесённых в 1932 году местных Рождественского и Крестовоздвиженского храмов.
На Шереметьевском проезде 33А находится Административно-общественный корпус ИВПИ (Иваново-Вознесенского политехнического института им. М.В.Фрунзе) 1934 года постройки по проекту московских архитекторов Н. Круглова и Б.Кондрашева. Сложность объёмно-пространственного решения здания подчёркивает его главенствующее положение в ансамбле общежитий ИВПИ. Выразительность фасадов основана на использовании функциональных архитектурных элементов, находящихся в чётком соподчинении: динамическое взаимодействие сдвинутых относительно друг друга объёмов поддерживается ритмом балконов, контрастом краснокирпичных стен и белых бетонных деталей, варьированием формы и размеров окон.
Изящно выполненные пролетарские символы на здании ивановского политеха.
На угловом участке при пересечении Шереметьевского проспекта и улицы 10-го Августа расположена гостиница Центральная 1929-1930 гг. постройки по проекту архитектора Д.В.Разова при участии Я.Ф.Попова, который является интересным примером соединения стилистики конструктивизма с приёмами строительства доходных домов.
Несущими конструкциями являются кирпичные стены, в угловой части сооружения применён железобетонный каркас. Перекрытия железобетонные, кроме чердачных. Фасады оштукатурены и окрашены в серый цвет. В плане здание имеет неправильную форму (обусловлено конфигурацией участка), близкую к П-образной. Здание состоит из прилегающих друг к другу корпусов - двух шестиэтажных и одного пятиэтажного - поставленных по трём сторонам узкого двора-колодца. Акцентом лаконичной архитектурной композиции служит угловая часть - над западающей плоскостью срезанного угла, в которой находится главный вход, нависают четыре яруса глубоких лоджий, огибающих эту часть здания. На фасаде горизонтали белых ограждений лоджий ярко выделяются на тёмном фоне стены, что придаёт облику всего сооружения динамичность и выразительность. В 2008 году гостиница была закрыта, теперь здесь отделы областной администрации.
Общежития Ивановского политеха, возведённые в 1929-1931 гг. московскими архитекторами Н.А.Кругловым и Б.А.Кондрашевым. Это значительное произведение архитектуры конструктивизма; важная часть крупнейшего в области градостроительного комплекса учебных сооружений 1920-1930-х годов.
Краснокирпичные стены снаружи неоштукатурены. Из бетона выполнены колонны каркаса, переходы между корпусами, балконы, лестницы, перекрытия подвалов. Здания остались незаконченными: не осуществлено большинство предусмотренных проектом балконов. В процессе эксплуатации изменена форма некоторых окон.
Выразительность фасадов основана на использовании функциональных архитектурных элементов, находящихся в чётком соподчинении: динамическое взаимодействие сдвинутых относительно друг друга объёмов поддерживается ритмом балконов, контрастом краснокирпичных стен и белых бетонных деталей, варьированием формы и размеров окон.
Коропуса общежитий однотипные, ступенчатые в плане, попарно соединены крытыми переходами на уровне второго этажа. Плоскости кирпичных стен расчленены чётким ритмом оконных проёмов (крупных прямоугольных, узких щелевидных, вертикальных полос сплошного остекления и т.д.). Эффектно выглядит узкое внутреннее пространство между двумя корпусами, замкнутое широкой светлой лентой крытого перехода с квадратными "прорывами" между бетонными столбами.
Внутренняя планировка зданий проста - вдоль продольного коридора, по обе его стороны, распологаются жилые комнаты. Санузлы и подсобные помещения находятся в торцах, лестничные клетки (одна на каждый корпус) - в середине, в месте смещения объёмов.
Общежитие № 1 текстильной академии, построенное в 1933 году по проекту ивановского архитектора Н.И. Кадникова. Здание построено из красного кирпича, в оформлении главного фасада применён силикатный кирпич. Имеет симметричную композицию, что характерно для позднего конструктивизма.
Вот найденные артефакты ивановского конструктивизма. Чуть позже я выложу один большой общий пост со всеми снимками из уже показанных трёх частей. Далее - посмотрим сам город.
30/01/2017 13:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Иваново
- Отзыв о поездке: Иваново: город без центра, январь 2016
- Отзыв о поездке: Короткая прогулка по центру Иваново, июнь 2015
- Фоторепортаж: Поездка в Иваново и Плес, 23.05.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.