Существует два города Галича - один из них на западной Украине, другой - в Костромской области, отсюда и две исторические области, Галиция (Галичина) на Украине и Костромская Галичина в России. В XII-XIII вв. во время гибели Киевской Руси переселенцы при миграции в лесные края северо-востока Руси заимствовали и названия городов: Переславль-Залесский Ярославской области России от Переяслав-Хмельницкого в нынешней Киевской области Украины; Звенигород Московской области России от нынешнего села Звенигород Львовской области Украины.
В Галиче мы побыли 2 дня, оттого такая разница в погодных условиях, хотя на второй день вновь стало пасмурно. Сам же город является собратом города Клинцы Брянской области в области промышленности, благодаря Галичскому автокрановому заводу (ГАКЗ). На долю двух предприятий этих городов приходится 80% автокранов страны (ещё 10% в Челябинске, остальные 10% - импорт).
Сам Галич был известен с 1158 года под названием Галич-Мерский (от слова "меря" - так русские называли угро-финские племена, жившие в нынешней Средней России до 12в.) в 120 км от областного центра Костромы по северному ходу Транссибирской магистрали.
Население Галича на момент 2016 года - чуть менее 17,000 человек. Город, основанный в 1159 году, дважды становился удельным княжеством. В 1247-1363 годах существовала Первая Галичская династия (основал брат Александра Невского Константин), у последнего князя которой город купил Иван Калита. В 1389-1453 гг. была и Вторая Династия - Галич пожаловал своему сыну Юрию Дмитрий Донской. В 1425 году Юрий Дмитриевич и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка развязали войну за московский престол против великого князя Василия Тёмного. Война длилась 28 лет с попеременным успехом, очень сильно разорила Русь, и закончилась бегством Дмитрия Шемяки в Новгород в ходе Междоусобной феодальной войны 1425-1453 гг. В 1450 году земли Галицко-Мерьского княжества были присоединены к Москве без каких-нибудь владетельных прав у сыновей московских правителей.
Это снимаю с земляного вала бывшей третьей галичской крепости, которая была построена в конце XV века после присоединения Галицкого княжества к Москве. Город ещё тогда оставался важным форпостом России недалеко от границы с Казанским ханством и утратил своё значение после 1552 года, когда Казань была взята русскими войсками. После этого крепость стала ветшать и впоследствии была разобрана, а до наших дней дошёл только вал.
Пересекающие улицы города валы крепости находятся уже вблизи центра Галича, но сначала давайте осмотрим пространство между железнодорожным вокзалом, куда я приехал из Москвы, и центром города, который мы осмотрим в следующей части.
Галич оказался в центре страны, потерял своё оборонное значение, но постепенно окреп экономически, поскольку через него шла торговля с Сибирью, Галич торговал с Архангельском, Вяткой и Москвой, а позднее и с Санкт-Петербургом. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией, также была развита торговля рыбой. В городе появилась Рыбная слобода, первое упоминание о которой относится у 1626 году. В средневековом Галиче и его округе было 10 монастырей. Современного же Галичу очень повезло с рядовой исторической застройкой XVIII-XX вв., однако в хорошем состоянии из храмов менее половины. Но по любому, это тот город, куда стоит поехать отдохнуть на выходные.
Если XVIII-XIX столетия закрепили за Галичем статус купеческо-торгового центра, то в начале XX века с обретением городом железной дороги северного хода Транссиба Галич приобрёл значение промышленного центра севера Костромской области. Особенно ратовал за проведение железной дороги уроженец Костромской губернии Иван Сытин (предприниматель, меценат, стоявший у истоков основания журнала "Вокруг света"), считавший, что именно железная дорога поможет Галичу превратиться в крупный промышленный центр.
Начнём с вокзала. Вот здесь проходит Транссибирская магистраль.
Привокзальная площадь и очертания города. Там же в здании жд-вокзала расположена автостанция, откуда можно доехать в уже показанные "затерянные миры" посреди бескрайних лесов, "потайной край", где начинается Север России - Чухлома, село Ножкино, Солигалич и Монзенская железная дорога.
Я ехал этим поездом сообщением Москва-Хабаровск (да, до Хабаровска, представьте, какой масштаб). Двумя неделями ранее я в Костроме видел состав Москва-Владивосток, причём поездом с самым большим сообщением в мире он стал только недавно после отмены в мае 2010 года украинского поезда Харьков- Владивосток от "Укразализницы".
Я не прошу судьбу вернуть тебя ко мне,
Я знаю, счастье не приходит дважды,
Плыву по ветру, но река моя в огне,
А я всего лишь парусник бумажный.
В поту холодном просыпаюсь, боль в груди
Мне не даёт забыть прощальные объятья,
Последний крик любви, последнее "прости",
И тело нежное твоё под летним платьем.
Я не забуду тебя никогда,
Твою любовь, твою печаль, улыбки, слёзы,
А за окном всё так же стонут провода,
И поезд мчит меня в сибирские морозы.
А за окном всё так же стонут провода,
И поезд мчит меня в сибирские морозы.
Вино допито, свет погас, но дом чужой,
Чужая жизнь, чужая женщина разбудит,
Но боль потери не расстанется со мной,
Пока истерзанное сердце биться будет.
Пускай тепло твоё останется с тобой,
А мне мой лёд несбыточных желаний,
Я стал одним из всех, сольюсь теперь с толпой
И поплыву в потоке разочарований.
Я не забуду тебя никогда,
Твою любовь, твою печаль, улыбки, слёзы,
А за окном всё так же стонут провода,
И поезд мчит меня в сибирские морозы.
А за окном всё так же стонут провода,
И поезд мчит меня в сибирские морозы.
Я не забуду тебя никогда,
Твою любовь, твою печаль, улыбки, слёзы,
А за окном всё так же стонут провода,
И поезд мчит меня в сибирские морозы.
А за окном всё так же стонут провода,
И поезд мчит меня в сибирские морозы.
Владимир Кузьмин, песня "Сибирские морозы".
Небольшой квартал советских многоэтажек возле вокзала.
У меня латентная любовь к "девяткам".
Я бессонная белая птица,
Я над городом серым летаю,
Подо мною угрюмые лица,
Подо мною бескрылая стая.
Они серые носят одежды,
Словно ярче цветов не бывает,
Мы с моей неразлучной Надеждой
Серым будням войну объявляем.
Группа Виа гра, песня "Бомба" (1 куплет композиции был использован в совместном шведско-эстонско-российском фильме "Lilja 4-ever" режиссёра Лукаса Мудиссона.
Теперь изучим рядовую уездную застройку по улице Свободы. На фото - дворянский особняк зрелого классицизма историка, этнографа Павла Свиньина начала XIX века.
Здание военкомата.
Очень понравилось отражение здания на мокром асфальте.
Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале XX века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.
Окна - это глаза дома. Их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки... Все они олицетворяли небесную сферу, водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор. Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом.
Деревянный дом Каликина в стиле модерн.
Характерная для севера Костромской области дугообразная крыша.
Памятник учащимся этой школы,погибших во время Гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Если при упоминании словосочетания "европейский городок", у нас в сознании появляется образ остроконечных черепичных крыш, но пример "эталонного российского города" средней полосы, это подобная застройка, показанная в этом посту с деревянными домами и купеческими особняками XVIII- начала XX столетий.
Город пропитан стариной, не умерший заповедник XIX века.
Хлебокомбинат на месте собора Благовещения Пресвятой Богородицы 1815 года постройки.
Снимок смазанным вышел, так как не позаботился вовремя о тряпке, чем камеру протирать во время сильного дождя.
Это ещё одна бывшая церковь Иоанна Предтечи 1774-1770 гг. постройки, которую я бы принял за обсерваторию.
Пример кирпичного стиля.
В городе очень много подобной застройки.
09/01/2017 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Костромская область
- Города: Галич
- Отзыв о поездке: Галич: Рыбная Слобода, осень 2016
- Отзыв о поездке: Галич, Костромская область: центр города, осень 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.