О Кельнском соборе стоит написать отдельно. Грандиозное сооружение, заложенное как место поклонения саркофагу трех волхвов или трех царей, пришедших поклониться младенцу Иисусу. Остатки волхвов были в 12 веке привезен из Милана - доля архиепископа Кельнского как союзника Фридриха Барбароссы в добыче. К реликвии, естественно, началось большое паломничество и вскоре старый собор стал тесен. В 13 веке начинают строить новый собор, за два века он был возведен наполовину - и остался стоять в таком виде до середины 19 века. Половина действовала, остальное - стояло полузавершенным.
И только в 19 веке католический собор объявляется протестантом Фридрихом Вильгельмом IV символом объединенной Германии и достраивается. Почему именно он стал таким символом - мне непонятно и гид объяснить не могла. Зато она рассказала, что уже в 20 веке символизм собора был подтвержден - отдельным приказом Гитлера, касавшимся только Кельнского собора как символа Германии, были демонтированы все витражи собора, чтобы сохранить их при бомбежках. В результате мы сейчас можем любоваться подлинными витражами 13-15 веков. Сам собор тоже устоял. Пишут, что его сохраняли как ориентир для авиации. Может, это и правда, а может просто не бомбили прицельно. В собор попало 40 бомб, но в целом собор устоял. Он был без витражей и взрывная волна уходила в окна. Но многие части пострадали, после войны было восстановление, затянувшееся на много лет и продолжающееся поныне.
Собор поднимается на полтораста с лишним метров является третьей по высоте церковью в мире. Таков его вид от вокзала. расположенного рядом с собором. Кстати, вокзал прямо в историческом центре, рядом с главным собором тоже не характерен для старых городов. А в Кельне он построен именно как проявление символического значения собора: Фридрихом Вильгельмом IV полагал. что каждый приезжающий в Кельн немец должен зайти поклониться в собор. И потому вокзал построили рядом. И сохранили его местоположение поныне, хотя периодически возникают идеи по переносу.
Фундамент собора уходит вглубь на 17 метров. Все сложено из легкого песчанника и туфа. Но когда восстанавливали после войны, то решили использовать базальт. Он - прочнее, но тяжелее. И под фрагментами, построенными из базальта.старый фундамент оседает. Кроме того, базальт не впитывает влагу, и потому она стекает по нему и размывает фундамент. В общем, двоешники строили, а не инженеры - а теперь мучаются и не знают что делать.
Входим в собор. Мужчина в красном одеянии наблюдает за порядком.
Полностью была построена дальняя часть собора, хоры. А ближняя ко входу была доведена до уровня арок, и на этом уровне перекрыта кровлей. Но стены и арки с витражами были уже тогда. По южной стене витражи сохранились со средневековья, а по северной - сделаны в процессе достройки в 19 веке. И потому техника витражей совершенно разная: старые витражи сделаны из стекла, которое сразу изготовлено цветным, а в новых стекло окрашивается позднее. Но все витражи прекрасны.
Поклонение волхвов.
А это история. Большие фигуры Папы римского и Императора и маленькая фигурка архиепископа. А вокруг - гербы, доказывающие что архиепископа было много поколений благородных предков.
Верхние цветные розетки.
А здесь тоже рыцари и гербы. Это все жертвователи, на чьи средства делались витражи.
Евангельские сюжеты. Это витраж серверной стороны и 19 века. И можно оценить разницу.
Роскошный алтарь одной из церквей, перенесенный в собор. Сама церковь была разрушена во время завоевания Наполеоном - французы уменьшали чрезмерное количество церквей города.
А это - современный витраж на месте разрушенного в войну. поставлен несколько лет назад. Геометрические квадраты мозаики вместо картин выглядят непривычно, зато цветные лучи от них создают замечательную атмосферу в самом соборе. по поводу витража было специальное решение церковного совета - является ли он уместным. Решению предшествовал конкурс, но все альтернативы были отвергнуты именно потому, что предлагалось довольно темные варианты. А этот вариант был предложен вместе моделированием света. И совет решил, что собор всегда шел в ногу со временем, указав прецеденты, и потому сейчас нет причин для отказа.
Статуя Девы Марии в богатых одеждах с благодарностями за совершенные чудеса.
А это - фрагмент явно современной работы, но я уже забыл историю.
На полу собора - мозаики, посвященные архиепископам и показывающие историю собора. Мозаики сделаны при достройке, в 19 веке. Это - епископ, построивший крепостную стену вокруг города.
А это - одна из реликвий собора, дубовый крест 10 века архиепископа Геро, посланником императора Оттона I в Византии и сделанный им по образцам византийских крестов.
Статуя одного из архиепископов, умершего в 13 веке и канонизированного в 17 - тогда его остатки были перенесены в реликварий, а в мпамять о нем устанвлена эта барочная статуя.
Захоронение архиепископа Филиппа, при котором Кельн был окружен городской стеной -что и символизирует саркофаг.
Еще один старый алтарь в дальнем конце собора, окруженный фресками.
Мозаика - архиепископ с планом собора, заложивший его.
Еще витражи и распятие на их фоне.
Наконец мы дошли до саркофага трех волхвов. Три гроба, покрытые золотом, украшенные скульптурами, драгоценными камнями и античными геммами.
Еще один алтарь поклонения волхвов, представленных средневековыми государями со свитой рыцарей.
Миланская мадонна. По легенде, чудодейственный оригинал был привезен из Милана вместе с остатками волхвов, но в 13 веке сгорел при пожаре, и была создана новая статуя, которая дошла до нас с того времени, украшенная коронами в 19 веке.
Ангелы над аркой.
Витражная звезда.
Саркофаг графа Готфрида Арнсбергского, середина 14 века. Он завещал все свои леса и земли кельнскому архиепископству, за исключением одного поместья, завещанного городу Арнсбергу с условием ежегодно отмечать его кончину. И по сей день, уже пять с половиной веков, делегация города ежегодно возлагает венок к могиле графа. А сам саркофаг покрыт решеткой для защиты от родственников графа, недовольных его завещанием и покушавшихся на могилу.
И еще один роскошный резной алтарь.
Общий взгляд на хоры. наиболее старую часть собора, от среднего поперечного прохода. По центру алтарь, а саркофаг волхвов - за ним в глубине.
А это - святой Христофор. Обычно его фигура стоит у входа во всех католических церквях или, во всяком случае. во всех, являвшихся местом паломничества. потому что он покровительствует путникам. А здесь он стоит в середине собора. потому что долгих четыре века вход был через боковой придел, а половина собора была закрыта на достройку.
Статуи, снятые с собора на реставрацию.
Евангельские сюжеты на витражах.
Епископ с посохом.
Выходим. Статуи над входом в собор.
Собор прекрасен не только изнутри, но и на высоте. Для посетителей открыта одна из башен собора, которая позволяет взглянуть на Кельн с высоты - если вы решитесь преодолеть 750 ступенек. Мы - решились. Вход на лестницу идет через подвал. через специально прорубленную арку в основании. Это - новый вход для туристов.раньше на лестницу попадали изнутри собора. Впрочем, фоток у меня нет. А есть винтовая лесенка, по которой поднимаешься. Впрочем. она достаточно широка, чтобы те кто спускается и поднимается могли разойтись.
Дальше узкий переход в середину башни.
Здесь висят колокола, в том числе самый большой весом около 24 тонн.
На последнем снимке, да и на предыдущих, видны современные средства для звона в колокола. А мы идем дальше, по узкой лестнице на следующий ярус.
А потом - через современную железную лестницы, ведущую к люку на еще один ярус.
Поднимаясь, смотрим через проемы.
Еще одна узкая лестница.
Сложные механизмы за стеклом.
Ажурные конструкции башни поднимаются в небо.
Галерея вокруг башни позволяет взглянуть на город. Вид на Рейн и прилегающие кварталы. Домики с высоты кажутся игрушечными.
Мост и поезда по нему тоже как на детской железной дороге.
Вид вверх на башню.
А это - вид на кварталы старого города.
Видны маленькие островки старой застройкии церквей среди более современных домов, построенных на месте разрушенного после войны. Вдали - телебашня и небоскреб. А в треугольном конгломерате домиков, видных справа внизу, расположена небольшой, дешевый и очень приятный отель Central am Dom, в которой мы жили.
Детали украшений
Вниз ведет узкая лестница, на ней уже не разойтись - поэтому для подъема и была сделана железная конструкция с люком в полу.
Над выходом с лестницы сидит гном и что-то мастерит. Кельнские гномы в свое время выполняли за жителей всю работу, а сами жители только радовались. Но однажды любопытная женщина решила их подловить, устроила ловушку, и числе прочего намазала лестницу маслом. Гномы убегая упали, обиделись и ушли. С тех пор жителям приходится работать самим.
А это - взгляд на рождественский базар у подножия собора сверху.
На этом я завершаю пост о Кельнском соборе.
11/12/2015 18:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Кёльн
- Отзыв о поездке: Магазины Кёльна, май 2014
- Отзыв о поездке: Воскресный день в Кёльне. Два музея, осень 2014
- Отзыв о поездке: Картинки с выставки. Gamescom 2015, август 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.