В некотором царстве, в некотором государстве, митрополит Ростовской епархии, Иона Сысоевич, задумал построить небесный рай на земле. Замысел предполагал создание рая в соответствие с библейским описанием: окружённый стенами с башнями, райский сад с зеркалом пруда в центре.
Кремль строили как Ростовскую митрополию, то есть, резиденцию для митрополита Ионы. Поэтому называть его кремлём формально не за что, каменные стены носили достаточно декоративный характер и не должны были служить для обороны города. Во время постройки Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, в связи с чем оборонительные сооружения кремля имеют некоторые архитектурные упрощения, которые пришлось бы устранять в случае военной опасности - широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях, линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками и другие. Тем не менее, кремль построен в традициях русского оборонного строительства более раннего периода и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.
Ростовский кремль был построен в 1670-1683 гг., который можно разделить на три самостоятельные части. Центральная - это собственно архиерейский двор. В северной части расположена бывшая соборная площадь с Успенским собором, а в южной - митрополичий сад. Всего кремль имеет одиннадцать башен (из них - пять угловых, четыре воротных и две дозорных).
После того, как в 1787 г. было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом.
Благодаря ростовскому купечеству и на их средства в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован. По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 г. Кремль принял под свое покровительство наследник императорского престола, будущий царь Николай II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.
Это Соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница. Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора.
Ростовская звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим была построена при соборе в 1682-1687 годах в два этапа с поздней пристройкой для самого большого колокола дополнительного пролёта, куда разместили колокол весом 33 тонны, названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов. Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами - лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом.
На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект
Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - "Полиелейный" и "Лебедь". Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача - перевести звонницу на мажорный лад.Мастер великолепно справился с этой задачей. В 1688 году он отлил колокол "Сысой", весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. "Сысой", "Полиелейный" и "Лебедь" вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон "Сысоя" менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда.
Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
Слева на фото-Успенский Собор 1508-1512 гг. Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки - из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м. Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.
Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.
Очень понравились так называемые "Святые ворота" 1745 года и надвратной церкви Воскресения Христова 1670 года, откуда можно перейти к Митрополичему двору.
Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной сдержанностью.
Церковь Воскресения это надвратная церковь. Храм - пятиглавый, с одной световой и четырьмя декоративными главами, с трехчастным алтарем; на двухярусном подклете. Церковь стоит над воротами с коленчатым проездом, с трех сторон окружена галереями, перед воротами со стороны Соборной площади - две круглые башни.
Надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года постройки. Храм стоит на высоком подклете, также имеет по сторонам выступающие вперед круглые башни. Однако основная часть храма вытянута вверх, что придает постройке легкость, изящество. Это еще более подчеркивает удлиненные барабаны. Апсиды церкви небольшой кривизны, что вообще характерно для ростовских церквей. Западный фасад храма и вся плоскость ворот, выходящих на московскую дорогу, богато украшены.
Эта же церковь справа на снимке с внутренней стороны Митрополичего двора.
С юга от архиерейского двора со стороны озера Неро в районе митрополичьего сада с яблонями расположена церковь Григория Богослова 1670-1679 гг. на месте бывшего древнего монастыря ("Григорьевский затвор" со строгим уставом), где читали по-гречески, совершенствовались в классической учености, изучали святоотеческие творения в подлиннике. Церковь Григория Богослова (1680-е гг.) - церковь приписного, то есть целиком зависимого от митрополита бывшего Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но у нее мы не находим ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников.
В левой части фотографии- Церковь Спаса на Сенях 1675 года постройки, домовая церковь Ростовских митрополитов. Особенностью постройки является: высокий подклет, восьмискатное перекрытие. Вход расположен на гульбище соединяющееся с Самуиловым корпусом, которое служило жильем для митрополитов. Церковь была расписана ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. Справа на снимке- Белая палата, образец взят с Патриаршего дворца Московского кремля.Она имеет традиционную для XVI-XVII веков одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем". Белую палату еще называли Столовой, так как здесь митрополит Иона Сысоевич устраивал торжественные трапезы.
Ещё кусочек Княжьих теремов.
Крытые арочные переходы внутри кремля, по которым бегали герои фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Здание Духовного училища.
Между зданием духовного училища и крепостной стеной.
Справа на фото- церковь Смоленской иконы Божьей матери "Одигитрия" 1693 года постройки.
Возведена уже при приемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко. Она строилась, когда стены уже были завершены, и строителям пришлось предпринять специальные усилия для того, чтобы церковь не смотрелась инородно. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены треугольным орнаментом, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.
Парадное крыльцо Красной палаты (она же Государские хоромы)
22/11/2015 18:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Ростов Великий
- Отзыв о поездке: Ростов Великий, 1976 год, 2014
- Отзыв о поездке: Православие-трип 2015 - Ростов Великий, февраль 2015
- Фоторепортаж: Усадьба Леонтьевых в Воронине, 27.07.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.