Я давно собирался посетить Грузию, да вот только авиабилеты в эту солнечную страну были практически по цене перелёта в Нью-Йорк или Токио. Правда, есть ещё довольно бюджетный вариант за мили Аэрофлота, но у меня мили в последнее время как-то потратились, а новых особо не прибавилось. Поэтому я искал возможные иные варианты. И вот они появились - в лице отечественного бюджетного авиаперевозчика Победа. Этой весной они предложили билеты во Владикавказ по цене 999 рублей в каждую сторону. Я сразу же купил их -- на осень, потому что на лето уже не было.. Интересно, кстати, что уже осенью, буквально в сентябре, они распродавали эти же билеты уже по 499р, но их было совсем мало, конечно. :)
Ну и кроме финансовой составляющей, воодушевляла сама мысль о том, что в Грузию можно приехать не просто по воздуху, а по исторической Военно-Грузинской дороге, по которой ездили в том числе и Пушкин с Лермонтовым, описывая потом эти края.
Таким образом, рано утром 8 октября я выдвинулся по первому московскому снегу в аэропорт Внуково, откуда летает лоукостер Победа.
Вот такие новенькие красавцы-самолёты летают у "Победы". Boeing 737-800NG:
Накануне я пытался зарегистрироваться на рейс онлайн, но это у меня так и не вышло.
Оказалось, что чтобы пройти онлайн-регистрацию у них, нужно:
1) вылетать из Внуково;
2) она доступна только для пассажиров, которые приобрели авиабилеты на официальном сайте или в колл-центре авиакомпании;
3) у вас в бронировании должно быть присвоено место в салоне для этого рейса. а у данной компании это процедура платная, я платить за это не стал, и решил, что всё равно раз багаж мне придётся сдавать, то всё равно придётся стоять в очереди.
В общем, я плюнул на это и поехал в аэропорт.
До аэропорта теперь немного быстрее добираться без аэроэкспрессов и такси: открыли ведь станцию "Тропарёво". На очереди скоро и "Румянцево", оттуда уже совсем почти рукой подать будет! Однако, ездить утром я вам советую на автобусе 272, а не 611, потому что в 611 набивается гораздо больше народу. А 272 останавливается всего на 200 метров дальше от аэропорта. :)
Про "Победу" написано в интернете немало плохих отзывов, и я готовился к худшему. Однако, очередь на регистрацию в аэропорту шла довольно шустро, кроме того, сотрудники авиакомпании подзывали без очереди к стойкам пассажиров тех рейсов, на которые заканчивалась регистрация. В целом всё выглядело очень профессионально, хотя многие пассажиры тормозили процесс, удивляясь доплате за сверхнормативный багаж.
На сегодня у них действительно довольно странные правила насчёт багажа, а именно: вы можете бесплатно (!) провезти в багаже целых 10 кило, однако, с собой в салон вы можете взять только дамскую сумку, портфель, зонт и цифровую технику. Любые иные предметы, включая небольшие рюкзаки, перевезти в салоне можно только за 999 дополнительных рублей. Это выглядит странно, но я просто сдал свой рюкзак весом 2 с половиной кило в багаж, а ноут взял с собой. Такой вариант всех устроил, хотя меня и попросили сдать мой рюкзак в окно негабаритного багажа, потому что он был легче 5 кило! :)
Интересно также, что бюджетная авиакомпания летает из самого нового и красивого терминала Внуково -- А. Я помню, что СкайЭкспресс летал из древнего прокуренного советского ещё терминала B..
Пройдя быстрый контроль, я сел смотреть на самолётики и ждать посадки. Однако, вылет задержали "из-за позднего прибытия воздушного судна" (обычная "болезнь" бюджетных а/к). Хорошо, что задержали всего на полчаса. Но некоторые пассажиры и при этом активно стали возмущаться. Интересно, а что они хотели, покупая билеты по тыще рублей? ;) При выходе на посадку стояли продавцы питья и еды с напоминанием, что ничего этого на борту уже не будет. Но у меня еда была с собой, и я не видел, чтобы у них народ активно что-то покупал: цены были довольно высокие даже для аэропорта.
На посадку повезли на автобусе, а не через рукав -- тоже обычная практика "бюджетников". Зато объехали почти всё лётное поле. На нём в стороне грустно стояли много лайнеров Трансаэро, которые явно не ожидали пассажиров на посадку в тот день..
Но вот нас привезли к самолёту, и мы погрузились в салон Boeing 737-800. Самолёт выглядит новёхоньким, "с иголочки", или как любят говорить американцы, "brand-new". Он и есть новёхонький -- насколько мне известно, в группе Аэрофлот (а именно ей принадлежит "Победа") это на сегодня самые новые лайнеры. Сиденья на удивление комфортные, расстояние между креслами нормальное, даже с моим ростом в 182см вполне удобное. Единственный недостаток -- то, что не откидываются спинки сиденьев (хотя кнопки и присутствуют). Говорят, это сделано для того, чтобы бортпроводникам на земле не нужно было делать лишней работы. Ведь в этой компании именно они убирают самолёты, а не сторонняя "клининговая" компания.
В салоне во время полёта меняется цвет освещения. Говорят, что это сделано для лучшей адаптации к смене часовых поясов, но тут мы их не меняли, поэтому сложно сказать, есть ли в этом такой смысл. Но эстетически смотрится прикольно и современно!
Салон самолёта:
Во время полёта нет никакой еды и питья -- даже за деньги, имейте это в виду! Однако, команда в хвосте салона вполне себе кушала горячую еду, так что средства для хранения и разогрева еды там все есть. Я думаю, если попросить у них водички, то они дадут. Но сам я не пробовал.
Через 2 с небольшим часа комфортного полёта мы приземлились во Владикавказе. Меня неприятно удивило, что там было почти так же холодно, как и в Москве, только разве что без снега.
25 метров от самолёта до здания аэровокзала всех заставляют ехать на автобусе, как часто у нас случается. Наверное, это правила безопасности, но выглядит идиотизмом. Во многих странах ЮВА в этой ситуации, например, все просто идут пешком по полю в аэровокзал.
А вот в самом аэровокзале мне очень понравилось, как была организована выдача багажа: в отдельной комнате, при выходе из которой сверяли у всех багажные бирки! Это очень правильно. Почему такого не делают в Москве -- мне непонятно.
Аэропорт там находится технически гораздо ближе к городу Беслан, а до Владикавказа ехать нужно примерно 20 километров. До недавнего времени никакой общественный транспорт там не ходил, однако, на сегодня пустили городское автобусы, которые прибывают примерно к прибытию рейсов. Доехать до города на таком автобусе стоит 25 рублей, а на такси -- примерно 300-400. Идёт такой автобус, правда, не до центра города, а до первого автовокзала. Оттуда можно доехать за 10р на маршрутке до центра.
Дороги по пути до города -- идеальные! Да и в городе -- вполне приличные.
И вот едешь ты в город, а вокруг дорожные указатели как из сводок новостей прежних лет: Грозный, Назрань, Беслан.. Не то чтобы неуютно, но вызывает некоторую настороженность, что ли.
В самом городе много "приветов из 90-х": торговля всяким хламом в переходах, общественный транспорт представлен лишь маршрутками и немногими маршрутами трамваев. В кафе принято заводить для посетителей попсу -- общероссийскую и местную кавказскую. Наверное, для лучшего пищеварения. Но тем не менее, кормят там очень вкусно! :) Однако, видно, что город обновляется: порадовали очень яркие светодиодные фонари и новые светофоры. Центральные улицы неплохо освещены вечером, во второстепенных улочках ситуация хуже. Прямо на улицах стоят кофейные автоматы:
Кофе там растворимый, правда, но сам факт!
В центре города висят указатели стиля а-ля "старые московские", но с интересным нюансом: на них пишут либо прежнее название улицы (очень полезная тема!), либо название на местном наречии.
Мой отель находился недалеко от ж.д. вокзала: мне это было удобно, потому что неподалёку оттуда отправлялся на следующее утро микроавтобус в Тбилиси. А вот и само здание ж.д. вокзала:
Рядом с ним вот такое революционное панно на стене дома:
Центр города довольно приятный, с каштановыми аллеями и дореволюционными домиками в русском провинциальном стиле, создающие такой милый образ русского провинциального города.
Есть, конечно, и образчики сталинского ампира:
Вот, например, такой у них центральный роддом:
Заметно, что город очень зелёный. Только вот с погодой мне не повезло.. В городе есть и симпатичные бульвары со странными статуями:
Планетарий явно давно заброшен:
А вот и мост через реку Терек:
Его украшают красивые львы (или барсы?):
Но вот на перилах -- точно львиные головы:
Видно, что Терек -- горная река:
А вот и местный осетинский драмтеатр с памятником Коста (с ударением на последний слог!) Хетагурову (осетинскому поэту и художнику, основоположнику литературного осетинского языка) -- рядом с ним собирает пассажиров каждое утро микроавтобус на Тбилиси:
Конечно же, мне как любителю трамваев, очень хотелось и прокатиться на местном трамвае (заодно и погреться). Снаружи трамвай выглядит почти как обычный привычный нам Татра Т3, но внутри видно, что это какая-то либо его немецкая модификация, либо немного другой похожий трамвай, ходивший раньше в Германии. Надписи внутри на немецком:
Проезд в трамвае стоит тоже 10р.
Вечерний Владикавказ:
У другого моста через Терек тоже какие-то странные львы:
извините за смазанный снимок -- просто очень руки дрожали от холода)
Пришлось срочно искать кафе чтобы погреться.
Кафе там довольно много, хотя они сгруппированы на определённых улицах. На многих улицах в центре их нет вообще. Мне удалось там попробовать горячий суп Хаш, хинкали и местные пироги Фыджыны.
Всё это было очень вкусно и недорого, так что с едой во Владикавказе, думаю, проблем у вас не будет! Да, а шашлык они зовут "Таук". :)
Вот он:
Видел, кстати, сцену, когда в магазине, куда я зашёл купить пирожков и воды на завтра, старику-алкоголику продавцы отказывались продавать водку, несмотря на то, что на часах было ещё долго до 22 часов. Молодцы, так бы и у нас надо!
Кроме этого старика пьяных не видел там вообще.
После кафе я быстрым шагом вернулся в отель, включил на максимум обогрев, поставил будильник на 6 утра и скорее залез под одеяло -- в 7 утра нужно было уже быть в микроавтобусе, следующем в Тбилиси.
30/11/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Россия; Грузия
- Отзыв о поездке: Владикавказ, осень 2014
- Отзыв о поездке: Владикавказ, апрель 2014
- Фоторепортаж: Северная Осетия. Владикавказ, 04.12.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.