Идём по Государственному Историческому Музею и вдруг видим дольмен. Он был найден в русле русле реки Колихо в окрестностях поселка Агуй-Шапсуг Туапсинского района Краснодарского края. В нём были найдены останки 72 человек. И когда дольмен перевозили в Государственный Исторический Музей , то по требованию жителей эти останки так и остались в дольмене. Там они и лежат сейчас. Рядом с погребальными дарами в дольмене был обнаружен каменный диск с астральной символикой
Ямная культура. Первая половина 3-го тысячелетия до нашей эры
Череп с погребальной маской. Самарская область, могильник Полудни
5 - ожерелья. Курганы Восточного Маныча. 6 - молоточковидные булавки. Курганы Восточного Мыныча; могильник Серогозы. Ритуальный хлебец - республика Калмыкия, могильник Чограй
Сосуд - Кубанская обл., могильник у ст. Новосвободная
Сосуд для приношений Земле - Молдавия, поселение Друцы
Модель кибитки - конец 3-го - начало 2-го тысячелетия до н.э. Могильник Восточного Мыныча. Это глиняная модель повозки на колёсах,которым пользовались кочевники, передвигаясь со стадами с одного пастбища на другое. Такая модель клалась в могилу, чтобы умерший мог перемещаться в ней по царству мёртвых
Ритуальные сосуды-курительницы. Республика Калмыкия, курганы Восточного Мыныча, Зунда-Толга
Фигурка лошади. Бронза. Северный Кавказ. Конец 3-го - начало 2-го тысячелетия до н.э. Терская губ., ст. Константиновская
Сосуд с изображением двухколёсной повозки-колесницы и лошади. Саратовская обл., курган Сухая Саратовка. Срубная и Андроновская культуры. Первая половина -середина 2-го тысячелетия до н.э.
Клады литейщиков Северной Евразии. 2-е тысячелетие до н.э.
6 - серпы и их фрагменты, Краснодарский край, клад у с.Батарейка; 2 - кельты, Саратовская губ., клад у с.Сосновая Маза, 3 - кинжалы, ножи и их фрагменты, Саратовская губ., клад у с.Сосновая Маза. В состав клада входили 54 предмета. Однотипность изделий указывает на то, что они были изготовлены на продажу
Долота - Саратовская губ., клад у с.Сосновая Маза
Памятники Сейминско-Турбинского типа. 3 -е - 2-е тыс. до н.э.
Идол в танцующей позе - Костромское поволжье, из Галичского лада, с.Вахнецы, середина 2-го тыс. до н.э. Бронза. Высота 16,4 см. На лице идола мрачная маска и он изображён в ритуальном танце. Предполагается, что клад состоял из предметов шаманского культа
Из того же клада. 13- фигурка животного; 12 - маска-личина
Бородинский клад. Найден у с.Бородина около города Белгород-Днестровский на Украине. Возможно принадлежал богатому воину, так как наконечники копий, булавка, кинжал изготовлены из серебра и бронзы с золотой обкладкой и инкрустации
Скифская эпоха. Скифы жили в Причерноморских степях от Дуная до Дона и в Крыму. Вели кочевой образ жизни и основу их хозяйства составляло скотоводство. Но известны несколько скифских городов в бассейне Днепра, Дона и в Крыму, которые были центром скифских ремёсел. К северу от скифов жили оседлые племена, которые занимались скотоводством, земледелием и охотой. Они составили дьяковскую, городецкую, ананьинскую и пьяноборскую культуры. Они были предками удмуртов, мордвы, коми-пермяков. В кавказском регионе жители освоили секреты выплавки металлов. А на юге Сибири жили племена, близкие по культуре и общественному устройству к европейским скифам.
Кобанская культура - 1-е тысячелетие до н.э.
Казбекский клад - найден в 19 веке и является одним из самых знаменитых памятников Кобанской культуры. 10 - колокольчики; 11- браслет; 12 - бронзовые фигурки оленей. 6-й - 5-й века до н.э.
Скифы были великими воинами и трусость считалась у них позором. На ежегодном собрании воинов-скифов только тот получал чашу вина из рук вождя, кто совершил воинские подвиги. А кто не смог этого сделать сидели в стороне и это было для них самым большим унижением.
Деталь культового жезла
Когда персидский царь Дарий решил покорить скифов и его войско перешло мост, построенный через Дунай, то они не увидели ни одного персидского воина. Перед ним расстилалась бескрайняя степь. На собраннии скифские вожди решили не давать открытого боя Дарию, а заманить вглубь страны. У Дария был в войске грек Кеос, который хорошо знал скифов. Он предупредил Дария: "Ты готовишься, царь, вторгнуться в такую страну,где не найдешь ни вспаханного поля, ни населенного города, в блужданиях по этой стране нас ждут невзгоды".
Кинжалы
Но не послушал Дарий Кеоса и пошёл на скифов. А скифы засыпали колодцы и поджигали степь, истребляя всю растительность. Скифы разделились на два отряда. Один должен был напасть на персов, когда они измотаются. А другой поддерживал расстояние между войском Дария всего в один день пути. И когда Дарий пытался снова и снова напасть на него, отряд уходил, дразня Дария. Скифы послали Дарию подарки - птицу, мышь, лягушку и пять стрел, смысл которых: "Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса или ле скроетесь в землю, как мыши, пли, как лягушки, не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и все погибнете от наших стрел".
И вот, вроде настал момент решающего сражения. Но тут у лагеря скифов пронёсся заяц и скифы кинулись за ним. Дарий спросил о причинах шума у неприятеля, и когда узнал в чём дело сказал: "Эти люди смотрят на нас с полным пренебрежением. Наше положение представляется мне сейчас таким, что следует серьезно обдумать, каким образом обеспечить возвращение на родину"
Сосуды
Измотанное войско персов начало отступление. Но скифы коротким путём первыми достигли Дуная и договорились с греками, которым принадлежали корабли, что они уйдут и мост уничтожат. Но греки разобрали только часть моста со скифской стороны и заверили скифов, что разберут и дальше. Но не сделали этого. Скифы поверили грекам и ушли разыскивать Дария. Царя персов спасло только то, что скифы искали его вдоль дорог. А войско Дария шло по старому пути через выжженые земли. И когда войско персов подошло к мосту, то они позвали греков, которые быстро восстановили его и воины с Дарием переправились на другую сторону. Так бесславно закончился скифский поход Дария.
Пряжка
1- секира; 2,3 - топоры, мечи; 4,7 - мечи; 5,6 - кинжалы; 8 - наконечник копья; 9 - вток копья; 10,11,12 - крючки; 13,14 - рукоятки кинжалов; 15-17 - рукояти ножей; 18 - топор; 19-24 - наконечники стрел
Дьяковская культура - 1-е тыс.до н.э.
13 - камень "гладилка"; 14 - оселок; 18 - браслеты; 19 - клыки-амулеты; 21,22 - пряжки; 25 - пронизи; 26,40 - рукояти ножей; 27 - псалий; 28 -проколки; 29 - кочедыги; 30 - струги; 31 - вкладыш; 32 - серп; 33,36 - мотыги; 34 - топор; 35 - топор-кельт; 37,38 - ножи; 39 - поделка
Культура Балтских племён
31,33 - грузики; 35 - модель "рогатого" кирпича; 36 - кочедыг
Таштыкская культура. 1-й век до н.э. - 5-й век н.э.
Только в Государственном Историческом музее хранятся фрагменты около 200 погребальных масок. Из них целыми собраны 55. И мы можем видеть, как выглядели люди, населявшие Южную Сибирь в древности. Маски найдены в Уйбатском Чаатасе Минусинского округа Енисейской губернии, Уйбат, с.Кривинское, Усть-Тесь,Уйбатский могильник
1 - погребальные маски; 2 - туески с булавками; 3 - маскоид; 4 - подвески; 10 - бляшка; 11 - астрагалы барана; 12 - бляшка; 13 - имитации кинжалов в ножнах; 16 - заострённые палки
Котлы кочевников Евразийских степей. 5 век до н.э. - 2-й век н.э.
11/11/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Москва
- Отзыв о поездке: Девять километров вдоль Москвы-реки, июль 2015
- Отзыв о поездке: Московский монорельс, лето 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.