Продолжаю запоминать крымские впечатления в постах. Вторая половина поездки в Севастополь - после Балаклавы мы поехали в пещерный Свято-Климентовский монастырь, потом Херсонес и прогулка по Севастопольской бухте. К сожалению, не успели большего, так как долго были в Балаклаве. Но все равно, поездка удалась. Фото - из бухты, а рассказ я начну со Свято-Климентовского монастыря, воздвигнутого в честь папы Климента, сосланного в Крым в 1 веке и славного чудесами.
Свято-Климентовский монастырь посвящен римскому епископу-папе Клименту, который был сослан в Крым из Рима на каторгу. Он продолжал проповедовать христианство среди каторжан. А потом его казнили, утопив в море и привязав якорь, чтобы тело не всплыло. Но море отступало на 3 дня каждый год, чтобы желающие могли поклониться - до 9 века. А потом море перестало отступать, но мощи были обретены Кириллом и Мефодием. И был построен монастырь с пещерными церквями. После захвата крыма турками в 15 веке монастырь пришел в упадок, восстановлен в 19 веке. В 1930-х - закрыт, в 1991 - снова восстановлен. Такая вот история. Любопытствующие могут почитать про монастырь и самого Климента в вики или на сайте московского храма св.Климента, там много любопытного, особенно если сопоставить информацию про мощи святого из разных источников. Сайта монастыря я не нашел, все ссылки битые.
Там еще проглядывается темная история про то, что реально монастырь существовал в течении всего турецкого владычества в Крыму, а вот после перехода Крыма под российский протекторат в 1774 последовало переселение христиан из Крыма был закрыт и возрожден лишь в середине 19 века, через 70 лет. Надо полагать, с совершенно новой традицией. И это - не исключение, когда мы в прошлую поездку были в Бахчисарае, то с тамошним монастырем была такая же история, и там экскурсовод нам рассказывал про это как общее правило.
А теперь - рассказ в фотографиях. Монастырь можно посетить самим или с экскурсией, которую набирают прямо у касс. Плата за вход трактуется как пожертвование на восстановление монастыря. В общем, это нормально.
Монастырь на скале, дорога от ворот поднимается серпантином. Наверное, в прошлом была еще укреплена.
Здесь был мощный источник воды, открытый, по преданию, самим святым Климентом. Источник бил до 1960-х, когда водоносную жилу перерезали при разработке карьера по соседству (это совсем рядом), вода потекла в карьер и сейчас там озеро.
Территория монастыря. Два обычных храма и несколько пещерных. Здания храмов - новые, восстановленные, но алтарь второго из храмов сохранился, так как вырублен в скале.
Пещерные храмы были повреждены снарядами в Великую Отечественную, когда в монастыре был военный штаб, и часть стен сейчас заложены. По сути, там одна большая пещера, разбитая на три храма. Посвящены святому Клименту, апостолу Андрею Первозванному и святому Мартину, еще одному папе римскому, сосланному в Крым в 7 веке.
В монастыре небольшой садик с прудиком. Трогательная табличка "не бросайте деньги".
Еще кусочки пещер, розы и цветы.
Выходим. Ворота снаружи.
Времени уже довольно много, едем в Херсонес. Что про него сказать... Развалины - они и есть развалины. В музеях тоже ничего особо интересного не увидел. Только в одном голограммы скифского золота.
Собор. Новый, монументальный.
Кем-то подаренный колокол.
Вот эти голограммы в музее. Прикольно. И то, что не подлинники - так все равно за стеклом, не потрогаешь. А видно хорошо. Зато вместе собрано :) Фоткал я, конечно, далеко не все.
Иду дальше, спускаюсь к морю.
Рядом в бухте стоит немного кораблей.
Рядом с музеем - дворик, вокруг которого кафешки и сувенирные магазинчики. А посередине, совершенно неожиданно - песочница.
А мы едем дальше. Улицы города. Матросский клуб.
Время уже к вечеру, голод сильно о себе напоминает. Практически на набережной вареничная "Победа". Антураж - с советскими элементами, но в целом - современный. А главное - не антураж, а цены. Варенники - 90 рублей порция. И очень вкусные, самодельные, много сортов.
А мы гуляем по набережной, ищем кораблик для прогулки по бухте. Время к вечеру, корабли отправляются в последний рейс, а мы не сразу поняли, что уже не время быть слишком разборчивым :) И вообще, хотелось немного прогуляться, а потом ехать.
В результате поплыли на этой стилизованной трехмачтовой шхуне.
Идем вдоль набережной. По бухте проходит много корабликов с экскурсиями, но они все уже возвращаются.
А в глубине бухты стоят большие корабли.
Это - греческий паром, зашедший несмотря на эмбарго. Он один, обычно тут было гораздо больше судов. Но, я думаю, дело не только в эмбарго. В порту разгружались грузы для Украины, и загружались то, что с нее вывозилось. А сейчас украинским грузовым портом Севастополь быть перестал, а российским - не стал, потому что грузового сообщения с Россией нет. Может быть, с постройкой моста и грузооборот увеличится.
Графская пристань. Название народное, а не официальное - в честь командующего Черноморской эскадрой графа Войновича, который регулярно отплывал и причаливал здесь, приезжая из своего имения на службу.
Портовые краны.
Уникальное медицинское судно Виктория. Операционные на нем сделаны на подвижных подвесах и сохраняют стабильность, позволяя оперировать даже в 6-бальный шторм. Но стоит на приколе с 1991 года и, у меня подозрение, вряд ли будет готово сняться. Разве что после длительного ремонта. Хотя официально - в любой момент по потребности. Когда такое видишь, и без рассказа о новых судах, заменивших старое - всегда обидно.
Рабочие корабли в гавани. Самые разные, и серая окраска вовсе не означает, что они - военные. Гид рассказывал о каждом, но запомнилось немного. Больше всего судов размагничивания.
А это - плавучий док. Сейчас внутри стоят корабли, проходят текущую профилактику - чистку корпуса.
В конце бухты - немного современных яхт.
А мы разворачиваемся и возвращаемся по другому берегу. На нем - судостроительный завод, правда, в последние годы - ремонтный, а не строительный. Сейчас там пусто,а в предыдущие годы пользовалось популярностью, из-за дешевой цены при хорошем качестве. Только вот деньги на переоборудование - не выделялись, все заработанное забиралось олигархом-владельцем (я не помню фамилию) и все потихоньку разрушалось. Сейчас люди надеются на восстановление и новые заказы, уже российские. Где-то рядом с заводом - крупнейший зерновой причал Украины, зерно шло на экспорт. Сейчас, понятно, стоит. Еще один док.
Стоит пара подводных лодок.
Еще один корабль на ремонте в доке.
А это - док, мимо которого мы уже проплывали. С этого ракурса видно корабли внутри. Фотка в начале поста - тоже о нем.
Идем дальше. Где-то здесь стоит пароход начала 20 века. Он не на ходу, но паровая машина до сих пор работает, обогревает и вырабатывает энергию для какого-то производства на берегу. Такая плавучая ТЭЦ. Вообще силовые установки кораблей - очень мощные. Говорят были учения - к Ялте подходил военный корабль и все электроснабжение города переключали на него. Энергии хватало.
На выходе из бухты - госпиталь имени Пирогова. А слева от него, кажется, один из сохранившихся старых фортов (а может форт был раньше).
Возвращаемся на пристань в другую часть бухты.
На этом поездка в Севастополь закончена.
23/11/2015 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Крым
- Города: Севастополь
- Отзыв о поездке: Поездка в Крым. Севастополь, лето 2015
- Отзыв о поездке: Крым. Мыс Фиолент, База подводных лодок, Бухта Ласпи, осень 2015
- Отзыв о поездке: Крым. Севастополь. Балаклава, 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.