В этот день была дневка, и мы делали радиальный выезд налегке на лошадях на перевал Багаташ - к замкам Горных Духов, на плато туров и к Каракольским озерам, а потом пеший выход к Муехтинскому водопаду.
Каракольские озера
Оригинал поста находится здесь
Ночью лошади (со спутанными передними ногами) отправляются пастись. Луга здесь в горах Алтая - отменные.
Зато, когда потом конюх (или проводник) пригоняет лошадей, то сначала лошадку нужно поймать и взнуздать, а потом - прежде чем седлать, коня нужно хорошенько вычистить.
Все это делаем мы сами - и это ещё одна прелесть такого похода.
Особое внимание нужно уделять "засмолу" - так называют место, где лошадь теранулась о кедровую ветку и вымазала шерсть в смолу. Очистить это можно ( и нужно обязательно) только маслом.
Потом на лошадь кладется войлочная попона, а уже затем - седло. Там тоже своя специфика - нагрудник, потфея, подпруги, стремена...
А знаете какой у коня хвост? А?
Конечно, -скажете вы - длинный пучок жестких волос.
А вот и нет! Для меня это было удивление. Хвост у коня толстый, твердый, не очень длинный, но тяжелый при этом, а волосы растут на нем. И его (хвост) нужно поднять, чтобы надеть на коня потфею (подхвостник) - это такая часть упряжи, чтобы при спуске вниз на голову коню не сползало ни седло с седоком, ни арчимаки. Не волнуйтесь, когда конь испражняется - он свой хвост приподнимает в сторону - и хвост, и даже все волоски на нем всегда чистые.
Вот такие луга на Алтае.
Ну вот, все желающие готовы - можем ехать.
Мы должны были идти в поход к озеру Уймень. Это непрерывных 5-6 дней переходов, 2 дня дневки, а потом обратно.
Но ещё вчера, когда мы собирались для нашего первого выхода, обнаружилось, что в группе есть люди, которые живут по другому времени. Предупредили, что завтрак в 10, а потом нужно много успеть (из-за того, что в предыдущий день мы все опоздали из-за нашего потерянного багажа,) - а они только в 11 выползли умываться. Все остальные к 10 уже собрали все свои вещи - нужно было освободить комнаты для группы, возвращающейся с маршрута.
Замки Горных Духов.
Потом, когда нужно было уже выходить, вся группа уже сидела на упакованных арчимаках, кони были оседланы, а они все копошились - складывали вещи, седлали коней... В результате вышли на маршрут в пол шестого вечера ( а должны были в три). Благо - переход не длинный, да темнеет поздно.
Наш проводник Володя посмотрел на всё это, и ещё на переходе в Муехту сказал, что с таким раскладом, мы просто измучаемся по пути на Уймень и вообще ничего не увидим по сторонам. И предложил - вместо тяжелого перехода к Уйменю и обатно по одному и тому же пути, сократить маршрут и сделать "восьмерку" по разным нехоженым долинам и перевалам с дневками и радиалками налегке.
Вечером обсудили это предложение с группой - и все согласились. Нам же главное - не цель, а процесс - общение с лошадьми, обалденная природа, отсутствие людей, удивительные места.
На второй же день и начали воплощать в жизнь новый маршрут.
Поднялись на перевал Багаташ и отправились к знаменитым Каракольским озерам.
Каракольские озера.
Всего Каракольских озер 7. И туда снизу возят туристов из Чемала и Элекмонара - да-да именно по той дороге и на таком же транспорте, как мы ехали вчера.
А все же, здорово - когда взрослые дети путешествуют с нами!
Хребет Белок Озерный
Мы - красные кавалеристы...
А здесь можно рассмотреть как седлается лошадь, и что крепится к седлу.
Перевал Багаташ (каменная лягушка) - он и не перевал даже, а больше плато, седловина в хребте Иолго.
Полюбовавшись видами на Каракольские озера, мы поднимаемся чуть выше - на плато туров.
На перевалах обычно принято устанавливать отметку - тур.
Но Алтайские горы - старые. Камни все крошатся. А туристов здесь много.
Поэтому здесь вырос целый город туров.
Чего только не понастроено.
В зависимости от фантазии, терпения, времени,строительной жилки и сопутствующей погоды..
Валик и Тамерлан
Тая и Сусанин
Луга синего водосбора на фоне синих Алтайских хребтов...
Водосбор - он же аквилегия, орлики, голубки, сапожки, колокол
А вот мы уже снова добрались до Замков Горных Духов.
И все отправились полазить по скалам, пользующимся дурной славой.
Здесь можно рассмотреть сверху, как оседланы кони.
Высоко сижу, далеко гляжу...
Место это плохое. И сейчас шаманы собираются здесь на камлание.
-Вова расскажет вам легенду про Замки Горных духов, - обронила Карина ещё вчера, когда мы проезжали мимо. Несколько дней мы пытались вытащить из Вовы эту обещанную легенду, а он всякий раз уводил разговор в сторону.
Алтайские горы - очень необычные. Недаром, Рерих именно искал здесь пути в Шамбалу. И очень многие переживают здесь разные необычные откровения, ощущения, видения... Причем, порой откровения эти очень личные, тогда люди не особенно любят делиться ими. Чувствуется, и у Володи, есть какие-то свои переживания, связанные с этим местом.
Пожалуй, пусть лучше об этом расскажет Карина, наша хозяюшка-кормилица, а в обычной жизни - писатель:
"Замки отсюда не видны. Сейчас это три причудливые скалы, одиноко громоздящиеся посреди каменистого плато. Как они выглядели раньше, я не знаю. Разочарование на лицах туристов. Местные, добавляю я, тоже не знают. Или не говорят. Делаю загадочное лицо. Становится понятно, что не говорят, что это какая-то тайна; может, даже и я знаю, но не говорю, нельзя.
Да, раньше они были совсем другие, это были - Замки Горных Духов, их главная резиденция. Местные это знали и обходили их, а если надо было пройти мимо, то делали это до темноты, и никогда не останавливались рядом. Нельзя. Почему нельзя? А вот почему. В 50-х прямо под замками, там, наверху, заночевала группа. Было их пятеро, то ли геологи, то ли топографы (вы тут карту хотели посмотреть?), то ли просто туристы, но все пятеро - орлы, комсомольцы, ни в Бога, ни в черта не верившие, а тем более в каких-то горных духов. К контрольному сроку они не вернулись. Послали за ними спасателей, и нашли их под замками: трое были мертвы, они умерли во сне, в своих спальниках, а двое - безумны, абсолютно безумны, и на лицах их застыл ужас. Они так никогда и не пришли в себя и не смогли рассказать о случившемся с ними. Сразу началось расследование.
Вова лениво закуривает свою вечную "беломорину": "не сразу. Те, первые спасатели тоже там заночевали. Так что расследование началось после доклада второй группы спасателей, а трупов к тому времени было уже шесть."
Следов насильственной смерти нет, яда - тоже. По тайге бродят следователи и ученые. Местные им про духов, те им - про научный атеизм. В конце концов стало понятно, что все дело в инфразвуке.
Довольная улыбка - это тот, который взывал к Эйнштейну. Кажется, его зовут Миша, он физик. "Я не суеверен" - много раз слышали; он будет повторять это весь маршрут, с каждым разом все менее уверено.
Все дело в инфразвуке. Замки стояли так, что ночной ветер заставлял их вибрировать; они издавали гул такой низкий, что он начинал резонировать с колебаниями мозга и сердца, их амплитуда резко увеличивалась."
Я правильно объясняю? - Мише. "Приблизительно так. Да, так может случиться".
И Замки взорвали. Исчезли условия, порождающие инфразвук, и все должно быть нормально.
"Должно быть?" - после небольшой паузы. Кто-то из девушек.
Место это осталось "нехорошим". Люди здесь, конечно, уже не гибнут. Пешие вон прямо под скалами умудряются ночевать. Удовольствие небольшое - ветер там, и дров нет, но иногда останавливаются. А мы, конные, тоже рядом стоим, иногда даже дневки здесь делаем. Но хорошего в этом мало - по ночам всей группе снятся кошмары, что кто-то всю ночь в палатки ломится, а проснутся - какие-то странные звуки, стонет кто-то и плачет, а иногда воет так, как ни зверь, ни человек выть не может.;
"И не птица. Горлом воет - это слышно. И смеется" - это Илья. Прошлым летом он услышал это, проснувшись в четыре утра. На его счастье, спал он не в палатке, а под кедрой, ему не пришлось лежать, цепенея от страха, и решать - выглядывать из палатки? или лучше не надо? Ему достаточно было просто открыть глаза и повернуть голову на звук - но и на это было трудно решиться. Никого он, конечно, не увидел, но в то утро больше не спал. И забыть этот вой не смог.
А кони здесь сходят с ума, даже самые смирные начинают дурить, завтра с утра будем ловить - сами увидите. И мимо замков верхом пройти трудно - вроде нормальная тропа, мягкая, набитая, а конь вдруг сворачивает - и метров пять прет по кустам, по курумнику, параллельно тропе, рискуя сломать ноги; и самый умелый наездник не сможет вернуть его на тропу, пока тот не свернет на нее сам - дрожащий и приплясывающий от непонятного страха.
И со звуками что-то странное - свист превращается в крик, крик становится нечеловеческим. А однажды Катя заночевала здесь одна, - и услышала, как мимо, тихо переговариваясь и смеясь, проехали трое охотников. Она услышала стук копыт и шелест травы под ними, щелчок зажигалки и обрывки разговора. Она узнала голоса. Она смотрела на пустую тропу, по которой - она это слышала! - проезжали Чап и Тундра, и Миша, - а они в это время охотились в Чавоше, почти в сотне километров отсюда.
На этот раз никто не спросил, сколько Катя тогда выпила. Не слишком приятно под недоверчивые смешки объяснять, что Катя не пьет ничего крепче чая. Даже в те холодные вечера, когда изо рта идет пар, и спирт пьется как лекарство, чтобы только хватило мужества отойти от костра - проверить коней и добраться до спальника, она отказывается подставлять свою кружку. Но сегодня вопросов не возникает - Катя сидит с нами, ее группа стоит чуть ниже - завтра им спускаться на базу. Круглое непроницаемое лицо освещено отблеском костра, глаза прикрыты, легкая улыбка, обращенная к чему-то внутри себя, спокойствие и отрешенность; алтайский вариант Будды - в ватнике и резиновых сапогах.
Иногда туристы ходят по ночам на замки. Вы сами можете сходить сегодня - ночь светлая, и тепло. С компаниями, которые лазали на замки ночью, ничего страшного или странного не случилось. Но почти никто не смог сходить туда ночью один. Были особо смелые, которые пытались это сделать, и, не добравшись до плато, поворачивали назад. Каждый придумывал свою причину, но по лицам было видно - просто страшно, непонятно почему, и от этого еще страшнее. Я знаю только одного человека, который сходил на замки ночью и один, да еще и в полнолуние. Он вернулся еще более молчаливый, чем обычно, и так и не рассказал о том, что он там видел. Но с тех пор он возвращается сюда каждое лето. Сейчас он работает инструктором на нашей базе, и каждую группу туристов ведет через замки, но никогда не делает здесь дневок.
Вова тихо смеется. Наверное, это забавно, - слушать, как тебя превращают в героя легенды. Он и правда ходил на замки в полнолуние. Вова не считал это каким-то особым приключением, и я узнала об этой вылазке случайно. В легком вечернем трепе он как-то заметил, что Замки - одно из самых красивых мест в этом районе, но смотреть надо ночью, и чтобы светила луна, и долго, - не смотреть, а созерцать, в одиночестве и сосредоточении. "Ты знаешь, все дело в тенях. Они были живые, и это было настолько красиво, что я просидел там всю ночь - просто не мог встать и уйти, даже закурить не мог."
Местные говорят, что горные духи вместе с Замками потеряли свою силу, но остались здесь жить. Раньше они охраняли эти места от людей, а сейчас могут только давать знать о себе. И отмечать тех, кто подойдет к ним слишком близко.
Местные говорят, что Замки - это три большие кучи камней. И что духов придумали первые проводники, когда сюда начали ходить туристы. Но у тех, кто часто ходит по тайге в одиночестве, у охотников и пастухов, прорывается иногда что-то такое... "Бросьте вы на замки туристов таскать. И сами ходить бросьте. Ну что вы там не видели - камни и камни. Не надо там ходить. И дальше - не надо"."
Мы, конечно, не ночевали у Замков. Но когда спускались от них в Муехту, нас накрыло грозой с градом.
То ли духи осерчали. То ли просто погода начала портиться.
04/11/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Алтайский край; Республика Алтай
- Города: Горно-Алтайск
- Отзыв о поездке: По Горному Алтаю на конях. Как помыть голову в ледяной горной речке, лето 2015
- Отзыв о поездке: По Горному Алтаю на конях. Переход от речки Куба в Байаюк, 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.