Это самый яркий эпитет, который я слышал о путешествии по Лех-Манальскому шоссе на мотоцикле. Говорят, что сочетание мощной Гималайской красоты, древней культуры и большой высоты при правильном подходе может вогнать тебя в перманентное состояние счастья. Чтобы вы понимали что это такое, напишу подробнее о маршруте нового мотопутешествия.
Эта дорога соединяет два мира. Один - зеленая тропическая Индия, другой - желтые Гималайские пустыни, отделенные стеной высоких гор. Древние индийцы считали, что известный мир как раз заканчивается этой стеной с перевалом Ротанг на севере долины Куллу. А дальше начинается открытый космос. Это примерно как лететь в наше время на самолете и понимать, что выше поднимаются только космонавты и это вроде бы известно, но лично для тебя совсем непонятно. Также и там. Через эти перевалы проходил Великий шелковый путь, но ходили по нему единицы. Как космонавты сейчас.
Через четыре высокогорных перевала древние торговцы попадали из энергичной Индии в спокойное королевство Ладакх, спрятанное далеко в Гималаях. Ладакх был частью Тибета, но потом отсоединился и чудом сохранил древнейшую бонскую и буддийскую культуру, которая в настоящее время практически уничтожена в самом Тибете. Долина реки Инд в его верхнем течении, где расположена столица Ладакха Лех до сих пор усыпана действующими монастырями, гомпами и храмами. С помощью которых можно прочувствовать древнюю Гималайскую культуру.
Все это мирно существовало до мрачного XX века, когда после ухода британцев этот регион стал ареной территориальных споров между Индией и Пакистаном. Там было целых три войны, в последней из которых (Каргильской) чуть было не применили ядерное оружие.
Из-за сложной ситуации Индии потребовалось постоянно держать в труднодоступном регионе военные базы (сейчас в Кашмире находятся от 300 до 500 тысяч индийских военных). Именно поэтому и была построена одна из самых высокогорных в мире дорог из Манали в Лех.
Короче, мы живем в удивительном мире, где невероятно красивая дорога, по которой счастливые европейцы катаются на Энфилдах, построена из-за риска ядерной войны.
Теперь про факты. Длина самого интересного участка дороги (Манали-Лех) всего около 500 километров (практически все - серпантин). Но мы собираемся ехать по ней 5-7 дней, чтобы больше останавливаться и попытаться прочувствовать место.
После города Манали (высота - 1950 метров) практически сразу начинается первый перевал Ротанг (3978 м.), после которого пердящие Энфилдами путешественники попадают в регион Лахул.
В Лахуле достаточно обжито, но колоритно потому, что 9 месяцев в году местные жители отрезаны от мира засыпанными снегом перевалами. Столица - Кейлонг (3080 м.), в котором традиционно проходит первая ночевка. Мы хотим там остаться еще на день, чтобы поездить по окрестностям.
После единственного в мире кафе, которое отмечено на картах как поселок (Зинг Зинг бар), начинается долгий подъем на второй перевал - Баралача (5030 м.) за которым начинается действительно открытый космос.
Это абсолютно безлюдная местность, для проезда по которой нужно брать канистры с бензином. Единственное, что там есть - это палаточные городки, в которых можно переночевать. Один из таких - Сарчу (4300 м.), который по совместительству является индийской военной базой на границе штатов Химачал-Прадеш и Кашмир. Там обязательно нужно заночевать!
Проснувшись, мотопутешественники лезут на следующий перевал - Лунгалача (5059 м.), который хоть и высоченный, но считается достаточно легким для пересечения. После него возникает новый палаточный городок - Панг (4600 м.), в котором также обычно все ночуют.
За Пангом находится удивительное место - долина Мор. Это пустынное плоскогорье на высоте 4800 метров, обрамленное с двух сторон Гималайскими пиками. Единственная ровная долина на всем пути.
Затем после неожиданно ровных дорог начинается суперперевал Тангланг (5328 м.), съезжая с которого ты вновь попадаешь в цивилизацию и встречаешься с великой рекой Инд. Через зеленые оазисы деревень ты финишируешь в Лехе (3500 м.), где ешь тибетские момо под звуки поющих чаш.
Но это еще не все. Самое интересное - высокий перевал Кхардунг (5602 м.), которые отделяет Лех от долины Нубра - запрятанного еще дальше в горах приграничного с Китаем региона, для посещения которого нужно получать разрешение. Там на берегу реки Шайок зеленые поселки граничат с пустынями, на которых пасутся верблюды, со скучным видом разглядывающие один из самых больших в мире ледников Сиачен.
Также мы хотим много времени провести в окрестностях Леха и съездить на озеро Пангонг (4350 м.), назание которого с тибетского переводится как "Длинный океан божественной области". В принципе это его максимально полно характеризует.
Как ехать назад пока непонятно. Возможно по той же самой дороге, возможно в объезд через столицу Кашмира Шринагар.
Летим в Дели уже послезавтра!
Буду рад вашим комментариям и замечаниям)
30/10/2015 10:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Отзыв о поездке: Джодхпур и Ранакпур, весна 2015
- Отзыв о поездке: 1 час в Индии, июль 2015
- Отзыв о поездке: Дхармсала. Маленький Тибет, лето 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.