Пора написать про папуасский фестиваль. Когда я был маленьким, я помню, что в моём представлении "папуасы" казались ещё более экзотичными чем "негры" или "индейцы". Первых я иногда видел на улицах Москвы, других - по телевизору в фильмах про ковбоев. А как выглядят папуасы я не имел ни малейшего понятия. Где они живут я тоже не знал. И вот, попал на целый фестиваль папуасов в Папуасии.
Сразу предупрежу - под катом вы увидите много фотографий мужских половых яиц, и несколько женских половых сисек. Так что уберите ваших детей от наших голубых экранов. Или не убирайте... Чего они там не видели?..
В прошлый раз мы узнали, что в затерянной долине Балием несколько папуасских племён жили без всякого контакта с внешним миром на протяжении тысячелетий (некоторые учёные думают, что 40,000 лет!) и часто вздорили друг с другом. Но потом в, результате второго самого честного в мире референдума, Папуасия вошла в состав Индонезии, и войны между племенами стали не комильфо. Власти решили что надо как-то перенаправить всю это энергию, и теперь в долине каждый год проходит папуасский фестиваль, в котором участвуют представители всех трёх племян из множества разных деревень.
Трёхдневный фестиваль проходит уже 26 лет, в этом году он состоялся с 6 - 8 августа.
Но прежде чем мы приступим к фестивалю, давайте сразу поговорим о котеках. Мы же все взрослые люди.
Котека - это фигня, которую папуасы-мужчины прикрепляют себе на член. Некоторые русскоязычные туристы называют её гульфиком (в честь детали средневековых доспехов, защищающей ту же самую часть тела). Но "котека" - правильное название, оно взято из папуасских языков.
Делают их как правило из высушеных тыквочек, или прочих растительных плодов. Бывают такие, которые производят из растений-хищников!
Изначальная цель котеки - сгубо утилитарная - прикрыть пипиську, чтоб не ходить совсем голыми. Ведь у папуасов никогде не было одежды! (Когда в долину Балием спустились парашютисты-десантники, чтоб спасать раненных американцев, местные с удивлением принялись их щупать - они думали, что мужчины покрыты какой-то непонятной новой грязью.)
Котеки бывают разных форм и размеров - часто в зависимости от племени.
"Этот мужчина - точно из племени Лани," говорит наша гид. Её зовут Вали, она не из долины Балием, хотя и папуасского происхождения. Когда кто-то спрашивает, как она это определила, она говорит, что по размеру и форме котеки. "У племени Лани они побольше," говорит она. Потом, увидев пошлые ухмылки объясняет, что размеры котеки не зависят от размеров её содержимого.
Держится она на двух петельках верёвки. Первая, поменьше, надевается вокруг мошонки, чтоб котека не спадала. Вторая, побольше, завязывается вокруг туловища - чтоб не болталась во время бега. Котека всегда направлена наверх. Те, что подолиннее - немного по диагонали, "наперевес", чтоб не лезли в лицо.
В 1970-х правительство Индонезии устроило кампанию против ношения котеки, как нравственно устаревшей (не стоит забывать, что у власти в Индонезии мусульмане). Но судя по всему кампания тогда провалилась с треском - носить нормальную одежду папуасы не могли, потому что им нечем было её стирать, и она, капитально замаравшись, начала раздражать им кожу.
Фестиваль проходит недалеко от Вамены - в получасе езды. По такому случаю сюда приезжают и приходят папуасы со всей долины Балием. Многочисленные делегации из разных племён и деревень кучкуются группами по 20 - 50 человек. Честно говоря, различать эти группы я так и не научился.
Территория фестиваля представляет собой огромное поле. Оно обнесено символическим забором, а на одной его стороне стоят деревянные трибуны.
Действие начинается около восьми утра, в это время трибуны заполнены аккуратными рядами иностранцев-фотографов, вооружённых телевиками. Тут нет пронумерованных мест, каждый садится где попало. У трибун стоят громкоговорители, и пара ведущих весь день объявляет что-то на непонятном папуасском и чуть менее непонятном английском.
На протяжении всего дня новые группы папуасов в традиционных нарядах (то есть, практически голые) приходят на фестиваль.
Некоторые подъезжают на грузовоках (которые, напомню, в Папуасии замещают автобусы).
Новоприбывшие отряды задерживают перед входом до нужного момента - тут они пританцовывают и подбадривают друг друга различными воплями. Потом их запускают на поляну - мини-войско вбегает с боевыми криками и размахивая оружием.
По моему для папуасов очень важно произвести хорошее первое впечатление на зрителя, поэтому вбегая на поле они очень стараются.
Конечно, эффектнее всего бегут девушки - лифчики не входят в традиционный набор одежды папуасок, так что на бегу у них всё развевается.
На поле весь день творятся разные действа. Под объяснения дикторов отряды сменяют друг друга, показывая то мастерство танца, то какие-то ловкости с оружием.
Иногда разыгрываются полномасштабные баталии, наподобии реконстрикторских представлений.
В такие моменты дикторы рассказывают какую-то легенду, почему мол сражаются два отважных племени. Это неизбежно из за похищеной невесты или похищеной свиньи.
Иногда в процессе представления на поляне разжигали костры.
Был даже духовой оркестр из мальчиков. Тем, что поменьше котеки ещё не полагаются.
Уже выступившие отряды папуасов кучкуются по периметру поля, не совсем понятно с какой целью. На выступления других делегаций они практически не смотрят. По краям стоят несколько традиционных навесов, под ними можно укрыться от тени.
Некоторые играли на гитаре. Хотя я практически уверен, что у древних папуасов (в смысле до 1960-х) гитар не было.
Где-то через час после начала, фотографов на трибунах не осталось - они все бродят по поляне, стараются снять свой папуасский шедевр. Шедевр, это чтоб были туземцы-папуасы (чем колоритнее и свирепее - тем лучше) и не было за ними никаких признаков цивилизации - фестивальных флагов и плакатов, трибун, машин. И уж точно, чтоб не было сзади никаких иностранцев-фотографов.
Но это очень трудно, так как фотографов и прочих туристов по полю бегает больше, чем папуасов, и они всё время попадаются в кадр где-нибудь на заднем плане.
Так что в скором времени все понимают, что единственный возможный шедевр - это close-up портрет с размытым задником.
Хотя стоп! Не хочу, кто либо подумал, что я считаю фотку выше шедевром. На самом деле, никаких шедевров у меня там не вышло. А как пример, позвольте привести снимок Миши Воробьёва (он же mb_world ), одного из организаторов нашей поездки:
У Миши на Фейсбуке есть целый альбом таких шедевров, и все его остальные альбомы тоже заслуживают внимания.
Короче в процессе создавания этих шедевров, рядом с самыми колоритными персонажами образуются целые толпы желающих их снять.
Кроме охотников за шедевром, есть ещё любители пофотографироваться. Этим важно запечатлить факт своего присутствия на фестивале. Некоторые просто снимают селфи на фоне.
Другие просят папуасов попозировать с ними. Те охотно соглашаются, иногда просят в обмен сигареты (их легко заткнуть за ухо, и выкурить потом).
Кстати, девушки, позирующие тут - стюардессы с нашего рейса в Вамену. Вообще, охотнее всего папуасы позировали рядом с симпатичными девушками.
"Денис! Фотографируй быстрей, пока они меня не съели!" сказала эта деыушка своему мужу. Оказалось, что примерно 70 процентов белых людей на фестивале говорят по-русски. Наверное он получал какую-то широкую огласку в русскоязычных travel форумах. Наши организаторы, Миша и Вова тоже кажется как-то так про него узнали.
Папуасам нравилось смотреть как они получились на фотографиях.
На фестивале присотствовало несколько высокопоставленных деятелей Папуасии. Вот двое из них:
Тот, что слева - Васюк Сип, штаб-губернатор провинции Папуа. Парочку постоянно обступали журналисты, задавали им вопросы, на которые те с улыбкой отвечали.
Поблизости от них часто находились военные.
Правда потом, когда политики свалили, военные остались. Может они просто трибуны охраняли.
Среди зрителей было довольно много индонезийцев из азиатской части страны - для них папуасская культура тоже вдиковинку.
А вот местным папуасам "в штатском" на фестиваль попасть нелегко. За вход надо платить, и хоть цена для местных на порядок ниже, чем для иностранцев, очевидно это всё равно многовато для бедного населения долины.
Поэтому большинство местных жителей стоит вот тут, за забором на краю поляны, и смотрит на происходящее издалека.
Забор продолжается за трибунами, где толпа зевак пожиже - ведь трибуны загораживают всё самое интересное.
А вот если встать между, то трибун видно лучше всего.
Прямо за изгородью предприимчивые папуасы устраивают точки розничной торговли. Банки Кока-Колы и Спрайта продаются по бешеным ценам - дороже доллара. Хотя самое дорогое, что тут можно купить - это Ред Булл. Секрет в том, чтоб найти торговцев-буржуев с кулерами, у них напитки полу-холодные.
Когда вдоль забора проходят солдаты, стоящие за ним папуасы начинают напоминать жителей лагеря беженцев из каких-нибудь новостей.
Но всё же это - их родная долина, и они находят способы посмотреть на фестиваль. К моменту, когда большинство фотографов уже сбежало с трибун и бродит по поляне, в щелях под трибунами уже полно зайцев, нашедших лазейки.
Родители лезут поглазеть на своих ряженых соотечественников вместе с детьми. Ко второй половине дня все уже стали посмелее, и вылезают из под трибун, присаживаются поудобней на краешке, и смотрят представление в открытую.
К концу дня на трибунах народу почти нет, задние ряды пустуют.
В некоторых местах видно, что тут побывали организованные тур-группы. Им гиды упаковывают обед в коробочку - кусок курицы, рис, салатик, пластмассовая упаковка воды. Такими питаются все, кто не приехал на фестиваль самостоятельно, хотя выглядит это довольно скверно. Никаких урн нигде на фестивале нету, поэтому после такого обеда на трибунах остаётся помойка.
Некоторые папуасы приводят с собой на фестиваль своих любимых свиней. Зверушки копаются в грязи у трибун - там много вкусного мусора.
Некоторые совсем ручные.
А на окраине всего этого есть хижина-медсанчасть. В ней вот такой инвентарь.
Папуасские девушки играют важную роль на фестивале, помимо того, чтоб эффектно вбегать на арену. Как правило - это роль похищеных невест, или потерянных возлюбленных. Но иногда они исполняют какие-то ритуалы наравне с мужиками.
Бывает они даже в псевдо-битвах участие принимают. Правда в основном в задних рядах, "на подтанцовке". Но чаще всего они мирно сидят в сторонке, и занимаются своими делами.
И пусть никто не говорит, что нету среди них настоящих красавиц!
На фестивале не хотят, чтоб туристы скучали. Рядом с трибунами есть лавка, в которой можно купить местные сувениры. Вот Витя купил прекрасный каменный топор.
Он ещё и котеку прикупил, но постеснялся её продемонстрировать на камеру. Тогда это сделать вызвался я.
Эту фотографию тоже Миша сделал, за что ему спасибо!
Кроме сувенирной лавки, на второй день для туристов устроили папуасский тир - поставили два здоровых ствола в землю, и предложили иностранцам попробовать попасть в них копьём...
...и из лука. (Из лука я кстати даже попал!)
Ещё немного папуасов во всей красе:
"В глаза смотри!"
Молодняк...
А этот в шортиках - только наполовину вошёл в образ.
Помните, я говорил, что папуасы любят стрелять сигареты, и прятать их за ухом? А зажигалку то прятать не куда? Так что они ещё и постоянно огонька просят. Если по соседству курит товарищь, то всё просто. А иначе надо у иностранцев клянчить.
Часов в пять фествальный день заканчивается - график фестиваля подозрительно смахивает на рабочий день. Папуасы разбредаются в разные стороны. Покидают площадку они так же как пришли - отрядами и с оружием. Это даже немного страшновато.
Некоторые отряды уходят уже совсем не в форме - видно, что котеки и голые тела - это только для старой доброй традиции, как кокошники и вышиванки. А так они в шортах и футболках ходят... Может научились всё же их стирать?
Кто приехал на "автобусах", на них и уезжает...
До свидания, папуасы! Хорошо пофестивалили! Прощай, чудесная Папуасия!
18/09/2015 16:00
Материалы по теме
- Страны: Индонезия
- Фоторепортаж: Индонезия: Долина Балием - затерянный мир, 18.09.2015
- Фоторепортаж: Храм Улувату, Бали, 15.09.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.