24 часа Ле-Мана - легендарный автомарафон "Гран При Выносливости и Эффективности" (проводится аж с 1923 года, между прочим) в этом году обещал быть крайне интересным. А раз так, тогда просто необходимо почтить своим присутствием такое мероприятие. И как потом оказалось, президент Франции Франсуа Олланд был такого же мнения - он участвовал на церемонии открытия!
Президента Франции понять можно, за последние годы Франция лишилась двух больших автомобильных соревнований - с 2009 года Гран-При Франции Формулы 1 не проводится, а Дакар сейчас вообще стартует в Южной Америке.
Спортивный журналист из меня очень так себе, поэтому об интриге и сюжете весьма кратко: Много лет в топовом классе LMP1 верхняя ступенька достается экипажам Audi. В этом году разрушить порядок и сломать традицию попытались еще три заводских команды - Porsche, Toyota и Nissan. И экипажу Porsche 919 Hybrid под номером 19 это удалось! Причем экипаж этот состоял из двух новичков и считался резервным.
В этом году рекорды ломались один за одним. Например количество человек, пришедших понаблюдать за суточным марафоном составило рекордные 263500 людей. Были переписаны быстрейшие круги в гонке и квалификации. Ну и впервые с 2005 года победу одержал прототип с бензиновым двигателем (т.е. раньше были дизельные, да).
И конечно же весьма приятна победа российской команды в классе GTE Am, третье место G-Drive Racing, и дебют первого российского прототипа BR01 команды SMP Racing.
Что ж со вступлением покончено, и далее гонка - как она видится глазами обычного болельщика :)
Трасса Сарте - встретила нас в пятницу дождливой, но теплой погодой:
Небольшой совет: слева от входа находится офигенный музей, однако его польза не только в том что он музей, также в нем есть проход на трассу - так что если нет желания пихаться через центральный вход, музей всегда к вашим услугам :)
Типичная Ле-Мановская пробка на подъезде к трассе - количество суперкаров и всяких GT-версий семейных хетчбеков на квадратный метр асфальта просто зашкаливает!
В день старта (суббота) пришлось постоять примерно 2 часа в пробках. Совет - купите место на паркинге, оно того стоит. Да и желательно заранее точно узнайте где этот паркинг находится, - искать его, когда все подъезды к трассе стоят - будет очень-очень неудобно.
В пятницу, с обычными билетам можно прогуляться по пит-лейну. В субботу это удовольствие будет стоить около 300 евро.
Было у меня подозрение - что боксы будут полупустые (кому охота работать, когда на тебя пялятся десятки людей) - однако в боксах кипит работа не смотря ни на что:
В боксах Audi все серьезно, даже охранник имеется. С серьезным таким лицом охранник:
Ferrari российской команды SMP Racing. Они еще не знают - что через двое суток их экипаж будет стоять на первой ступеньке подиума (в классе GTE AM)!
Ligier LS P2 также российской команды G-Drive Racing. Экипаж Романа Русинова претендовал на золото. Однако даже несмотря на пожар при дозаправке(!) - отличный результат - третья ступенька подиума в классе LMP2!
Еще боксы команды SMP Racing. В этом году на трассе дебютировал первый российский прототип BR01 класса LMP2! И этот дебют был успешным - лучшая из двух машин завершила гонку на 6-м месте. Неплохо для абсолютного нового шасси!
Затишье перед бурей. К старту на следующий день распогодится и трасса будет сухой:
Болельщики проводят инспекцию трассы:
А потом спорят - все ли готово для старта:
Первоначально трасса пролегала через сам город Ле-Ман. Однако в целях безопасности зрителей трассы была укорочена - тогда и были построены повороты Dunlop и Tertre Rouge.
Сегодня в шикане Dunlop многолюдно :)
Участники гонки "Le Mans Legends". Каждый год на трассу выходят автомобили, представляющие определенную эру автоспорта, каждый раз разную. В этом году это авто 1949-1968, и выиграл заезд легендарный Ford GT40.
Возле трассы есть весьма удобные места для парковки и одно их них за собой застолбил Жан Тодт, бывший руководитель Шумахера и формульной команды Ferrari. Сейчас, говорят подрабатывает президентом международной автомобильной федерации.
Смотреть гонку, безусловно лучше по ТВ. А если уютный диван дома не устраивает и хочется окунуться в атмосферу гоночного уикенда (который пахнет в основном выхлопными газами, резиной, сосисками и пивом) - то лучше прикупить место на трибуне (+55 евро самые дешевые). В противном случае велик риск увидеть первые круги примерно так:
Через пару часов после старта, внутренности трека все еще пустуют. Однако к вечеру - атмосфера смениться - появится трафик внутри трассы из VIP-такси, велосипедистов и нетрезвых англичан, а в шатрах с едой и пивом все трудней будет найти пустующий столик :)
Разница в скорости между машинами разных групп просто огромная - они просто появляются на трассе и проносятся мимо. Т.е. не обгоняют авто младших групп - а просто проносятся дальше.
Трасса просто огромная, трибун маловато, а гонка длится 24 часа - сидеть на одном месте, скучновато - лучше прогуляться. По части развлечений все очень не плохо: виртуальные поездки по треку TopGear, картинг, пивнухи, колесо обозрения:
Покупка беруш в нынешнее время, сомнительная трата денег - болиды старших категорий весьма тихие, а в младших группах двигатели не такие высоко-оборотистые.
Американский Корвет на протяжении всего марафона в одиночку (второй был разбит во время квалификации) вел борьбу с Ferrari и выиграл!
Победный Porsche 919 Hybrid под номером 19. Причем Хюлькенберг с Бамбером стали первыми с 1998 года новичками, кому удалось победить в легендарном марафоне. Для Porsche эта была 17-я победа в Ле-Мане.
Для некоторых участников младших груп, организаторы Ле-Мана делают технические послабления, - как например для частников выступающих на белом Viper c 8-литровым мотором.
В этом году Audi хронически не везло - череда мелких неприятностей и поломок преследовала все экипажи. Спустя несколько часов именно эта машина попадет в аварию, спровоцированную ошибкой маршала.
Японцы из Nissan преследуют немного другие цели - рекламная отдача прежде всего! А потом уже результаты. Про прототип Nissan GT-R LM NISMO не писал только ленивый - переднеприводный, с механической системой рекуперации - и общей отдачей под 1500 л.с. В гонке однако, пришлось обходиться только ДВС, а система рекуперации превратилась в балласт, - настроить ее работу судя по всему японцам так и не удалось. Машины хоть и доехали до финиша, но квалифицированы не были, поскольку не прошли 70% дистанции.
А ведь жаль что спортивные успехи у Nissan не на первом месте, ведь в этом году в одном из экипажей выступал российский гонщик: Марк Шульжицкий (4-я машина на фото). Т.е. впервые в классе LMP1 выступал российский гонщик (это как раз тот самый Марк из Владивостока, который, выиграв киберспортивные соревнования Gran Turismo 5, стал профессиональным гонщиком)
В пятницу сравнительно не многолюдно, самое время пробежаться по общедоступным частям трассы - а это стенды компаний, магазинчики с сувенирами и прочие около-гоночные атрибуты ярмарки.
Пофапать на всякие суперкары сбегалось много человек:
Болельщики бывают разные :) Заодно и потеряться в толпе почти невозможно:
Сразу видно - кто из производителей доминирует в Ле-Мане уже более 15 лет!
Команда - которая себя чувствует хозяйкой праздника - это Audi, огромные стенды, машины безопасности и всегда большое количество посетителей.
В этом году у японцев из Nissan специфический переднеприводный прототип, а до этого был еще более специфический трехколесный ZEOD RC (хотя на самом деле все таки 4-х колесный), который выступал вне зачета.
А такой Leaf даже симпатичный! Его гражданский собрат - настолько скучный внешне, что смело может по экстерьеру конкурировать с мыльницами в ванне.
Немного британского в таком же "гоночном британском зеленом" цвете (#004225 если вдруг кому надо):
Как еще можно облегчить Porsche? Алюминий, карбон? Может быть кузов из высокопрочного конструктора Lego?
Внезапно, через пару метров - нашелся целое гнездо гоночных Астон-Мартинов - гонки поддержки уже состоялись - и в тех-парке царило непривычное спокойствие.
Заезды были жаркими:
Cтильный и дорогущий Aston Martin One-77 (между прочим всего их 77 штук по цене полтора ляма евро)
Ferrari 348 не может быть старой! Особенно в правильном желтом цвете :)
Присутствие на гонке президента Франции, огромного количества посетителей, еще большего количества пива - не заставило организаторов везде на входах поставить металлические рамки и с важным видом заставлять вытряхивать вещи из рюкзака. Странно? Может быть просто посетителей за б@длo не считают? И кто виноват?
26/08/2015 09:00
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Города: Ле-Ман
- Отзыв о поездке: Вокруг да около "24 часов Ле-Мана", июль 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.