Фуникулеры бывают разные. Где-то, как в Листвянке на Байкале, они ориентированы на лыжников и представляют собой жесткие двухместные кресла с поперечной перекладиной, защищающей от падения вниз. Где-то, как в Молвено в Доломитовых Альпах, напоминают двухместную продуктовую корзину из супермаркета, подвешенную на крючке к тросу и скрипящую как тысяча несмазанных телег. Где-то, как в крепости Масада на Мертвом море, это цивильная закрытая со всех сторон застекленная кабина, вмещающая более десятка людей. На Этне фуникулер ближе к последней из описанных моделей, только чуть меньше.
Закрытая кабина вмещает максимум шестерых, размещающихся на двух диванчиках лицом к лицу. Внизу проплывают клочки снега, желтые цветы, привыкшие к вулканической почве, и пылящие личности, тратящие на пеший подъем время в расчете сэкономить деньги. Стоимость подъема и спуска на фуникулере плюс поездка на внедорожнике плюс (обязательные) услуги гида-вулканолога составляет 57 евро. Наверху примерно на двадцать градусов холоднее, чем у подножия горы. Имеет смысл прихватить с собой свитер, ветровку и надеть кроссовки вместо летних тапочек. Если вы забыли это сделать, можно взять теплые вещи в прокат евро за 3 за каждую недостающую у вас деталь туалета. Наверху работает кафетерий и есть магазин сувениров с футболками, магнитиками, поделками из продуктов извержения и бодрящим местным ликёром. У выхода с фуникулера дежурят "джипы", похожие на автобусы "Кубань" на высокой подвеске.
Автобусы движутся по трассе, проложенной между ледниками, и минут за десять доставляют туристов к кратерам, разрешенным к осмотру. На самый верх - к Torre del Filosofo (3330 м над уровнем моря) - официально не пускают. Хотя на свой страх и риск специально снаряженные люди в ту сторону шли, мы видели. Максимально разрешенная для осмотра (май 2015 года) высота - порядка 2500 м над уровнем моря. После пятнадцатиминутной лекции многоязыких гидов (по-русски тоже рассказывают) все разбрелись смотреть старые кратеры.
Прогулка проходит по узким дорожкам, протоптанным гидами и предыдущими группами по периметру старых кратеров.
Под ногами серая пыль, черная пемза, красные участки, богатые железом, желтые серные полянки, заставляющие кашлять. Кое-где из-под земли поднимается дымок.
Чуть ниже, ближе к середине кратера почва под ногами ощутимо теплее, чем на краях. Тут и там куски недотаявшего ледника, иногда сантиметров двадцати толщиной.
Ближе к полудню к кратерам начинает подкрадываться туман. Фотографируем, не останавливаясь. Главное не навернуться! Уезжать не хочется. Стоишь и пялишься, как дурак, на вулканическую красоту.
Главное, не опоздать к автобусу, который отправляется от площади у подножия фуникулера (Refugio Sapienza) в 16:30. На площади есть пара недорогих ресторанов (за 10-12 евро можно скушать большой шницель с картошкой фри или приличную порцию шашлыка и выпить свежевыжатый апельсиновый сок). Добираться к Refugio Sapienza (юг Этны) удобно на автобусе фирмы AST от Piazza Papa Giovanni. Автобус отправляется в 8:15. Билеты можно купить у водителя или в офисе AST через дорогу от автобусной станции. Время в пути порядка 2 часов, из которых полчаса он стоит в Николоси (высота 698 м над уровнем моря), подбирая там дополнительных пассажиров (иногда это велосипедисты).
24/08/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Италия
- Регионы: Остров Сицилия
- Отзыв о поездке: Трапани. Сицилийская провинция, осень 2014
- Отзыв о поездке: Эта Этна, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.