В суетном курортном каталонском Ллорет де Маре можно найти место удивительное по красоте и спокойствию - это так называемое "модернистское" кладбище: "cementeri modernista" - настоящий музей архитектуры и похоронного искусства ХХ века под открытым небом.
Кладбище было заложено в 1896 г., и большая часть его захоронений относится к началу XX в.. Архитектурное "лицо" кладбищу создал стиль модерн, отличительными особенностями которого выступает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных ("природных"), стремление сочетать художественные и утилитарные функции художественных произведений, а также вовлечение в сферу искусства всех сфер деятельности человека, в данном случае - и загробной жизни.
До XVIII в. Ллорет де Мар был небольшим поселком и только в 1778 г., когда король Карлос III издал указ о разрешении свободной торговли Испании с американскими колониями, каталонцы, и жители Ллорета в том числ,е развернули оживленную торговлю с Америкой, которая и принесла городу процветание.Постепенно жители города стали уезжать на заработки в Америки.Те, кто вернулись на родину, получили прозвище "индианос". Именно эти "индианос", в основном, и вложили деньги не только в развитие отечественной экономики, но и в собственную загробную жизнь, взяв для этого за основу модный на конец XIX- начало XX вв. стиль модерн.
В центре кладбища стоит действующая часовня Св. Кирика, где проводятся богослужения.
Кладбище разделено на 6 частей и вымощено аллеями. Многие захоронения на территории кладбища являются многоярусными комплексами с большим количеством ячеек. В одной ячейке нередко "размещается" целое семейство.
Местные богачи вместо ячеек заказывали себе семейные склепы - не такие "роскошные", которые будут показаны ниже, но, несомненно, более "вместительные" и, естественно, с индивидуальной отделкой.
"Стены" кладбища составляют целые "улицы" подобных" склепов....
... иногда похожив друг на друга как две капли воды..
...но зачастую, выделяющихся на общем фоне элементами декора и отделки.
Кладбище действительно представляет из себя музей под открытым небом, так как большинство памятников выстроены знаменитыми архитекторами и скульптурами, многие из которых считались учениками А. Гауди, о чем, в большинстве своем, свидетельствуют соответствующие таблички. Почти все памятники, приведенные ниже, сопровождены информационными табличками на каталонском, кастильском и английском языках.
Часовня-пантеон Пантео Кабаноса (ум. 1902 г.). Архитектор Винсен Артигас-и-Альберти.
Модерниское лицо кладбища создают не только его архитектурные формы, но и многочисленные скульптуры.
Пантеон Касановатс-и-Террас (ум. 1901). Автор - Антонио Галлисса-и-Соке
Часовня-пантеон Коста-и Масиа (ум. 1902). Модерн и неоготика. Автор - Хосеп Пуиг-и-Кадафалч.
Некоторые пантеоны не имеют информационных табличек, поэтому не представляется возвможности не столько узнать, кому они принадлежат (их имена, зачастую, еще не стерты ветрами времени), сколько их автора и время посторойки. От этого они не становятся менее интересными, хотя и выглядят более загадочно.
Кроме собственно- пантеонов (греч. - здание, где хранятся останки выдающихся людей), сочетающих в себе также функции часовни, на кладбище Ллорета предствалены также гипогеи (греч. - подземные сооружения (склепы), предназначенные для коллективного погребения людей; здесь - членов одной семьи.)
Часть из них также имеет "ознакомтельные" таблички, однако, зачастую их авторы не указаны.
Гипогей Пухоль-и-Масферер
Изображение Христа, символизирующего триумф жизни над смертью.
Гипогей Лобета-и-Пареро. Каррарский мрамор.
Гипогей Марлес-и-Коль.
Плющ, обвивающий крест, символизирует вечную жизнь.
Гипогей Гаррига-и-Гаррига.
Гипогей Кониль-и-Сурис.
Крест, обвитый цветами, - символ бессмертия.
Склеп семьи Сарагоса.
Ангел, ждущий Страшного суда.
Среди гипогеев-склепов модернисткого кладбища Ллорета особо выделяются надгробия в виде модернистических скульптур, придающие этому скорбному месту характер музейного зала. Они выполнены известными испанскими скульптурами, о чем в обязательном порядке извещают установленные рядом информационные таблички.
Гипогей Дюралли-и- Кареррас. Автор Бонавентура Конилл-и-Монебилло.
Печальный Ангел смерти.
Гипогей Дюратс-и-Гералль.
Женщина с закрытыми глазами, опирающая на крест, олицетворяет собой спасение через смерть.
Гипогей Кампс-и-Нонель. Автор Исмаель Смит-и-Мари.
Классика: девушка и смерть.
Гипогей Матаро-и-Вилаллонга. Автор Бонавентура Конилл-и-Монебилло
Гипогей Фабрегос-и-Матаро. Автор Бонавентура Конилл-и-Монебилло.
Ангел с цветком.
Гипогей Вила-и-Доминеч.Автор неизвестен. Изображение Девы Марии с Иисусом.
Надгробная плита в стиле модерн.
Гипогей Бернал-и-Кампдера.
Ангелы указывают путь к спасению.
Гипогей Пухол-и-Конил. Автор - Бонавентура Конилл-и-Монебилло.
Смерть. Потому она и скрывает свое лицо.
Следует отметить, что в Испании, как любой каталической стране, которая тщательно оберегает свои традиции, это кладбище являетсся постоянно посещаемым родственниками погребенных здесь членов семей, которые приносят сюда цветы, детские игрушки и рисунки, статуэтки святых и т.д.
Вместе с тем, модернисткое кладбище - один из традицонных туристических объектов города, которое присутствует во всех туристических буклетах, в которых оно указано в качестве обязательного к посещению. Стоит также отметить, что через дорогу от кладбища выстроен отель, жители которого в шумном и веселом Ллорет де Маре весьма рады этому факту, так как их соседи отличаются весьма спокойным нравом по сравнению с европейской молодежью, приезжающей тусоваться на берега Коста Бравы...
20/08/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Регионы: Каталония
- Отзыв о поездке: Рупит - застывший в средневековье, лето 2015
- Отзыв о поездке: Бесалу - выжившее средневековье, лето 2015
- Фоторепортаж: Все дороги ведут в... Монсеррат!, 17.08.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.