История Госпитальеров на Родосе начинается с 1306 года, когда Великий Магистр Фульк де Виллар вступает в переговоры с генуэзским пиратом Виньоло де Виньоли, о захвате и разделе Родоса и ближайших островов, которые формально принадлежали Византии. В этом же году Магистр вместе с отрядом рыцарей и пехоты покидает Кипр и выдвигается на Родос. Завоевание острова не далось рыцарям легко и полностью завершилось только к 1309 году взятием главного города острова.
Сразу после захвата города и на всем протяжении господства рыцарей самое пристальное внимание уделялось главной крепости. Она восстанавливалась после осад, совершенствовалась для успешной борьбы с новым вооружением и развивалась как большой и живой организм. Крепостные укрепления в сохранившемся виде относятся именно к тому периоду, когда использование артиллерии совершило переворот в военном искусстве и особенно в обороне. При этом старые крепостные укрепления не были снесены для нового строительства в соответствии с новыми принципами фортификационной науки, а претерпели реконструкцию и модернизацию.
Структура крепостных укреплений Родоса основывалась на внутренней организации ордена. Иоанниты были организацией многонациональной, в ней состояли аристократы из всех стран католической Европы. Внутри этой многонациональной структуры выделялись различные национальные группы - называемые lingua ("язык", в современном понимании "национальность"). В разных источниках этот термин называется по разному. Я буду придерживаться термина - ланг. Каждый ланг располагал на Родосе своей резиденцией, а так же отвечал за свой участок крепостных укреплений.
Описание фортификации я начну с Пушечных ворот, через которые можно пройти от Дворца Великого Магистра к крепостным укреплениям (с этих ворот начинается пеший маршрут по стенам крепости).
От них идет поперечная стена, которая соединяет Дворец с наружной крепостной стеной. В нижней части поперечной стены проделаны Ворота Святого Антония, которые ведут из города наружу.
К северу от Пушечных ворот располагается протяженный бастион.
Позднее толстая крепостная стена закрыла внутри всю более раннюю оборонительную систему. А окончательно сформировал этот участок фортификации Магитр д'Амбуаз, который построил удивительные наружные ворота, названные в его честь.
От Ворот д'Амбуаз и до бастиона Святого Георгия находилась боевая позиция ланга Германии.
Далее видно бастион Святого Георгия и его башню. Это были одни из центральных ворот крепости, поскольку они вели из загородной местности прямо на рынок. Каменный мост вел снаружи внутрь бастиона. Высокая прямоугольная башня возвышалась перед воротами и крепостной стеной. В 1496 году д'Обюссон замуровывает ворота и превращает их в обычный бастион. Свой окончательный вид этот бастион приобрел в 1521 году. Он был модернизирован по проекту уже упоминавшегося инженера Базило делла Скуола.
От бастиона начиналась боевая позиция ланга Оверни, доходившая до башни ланга Испании. Изначально башня была отрезана от крепостной стены и была на 3 м выше последней. Основание ее опоясывает толстый равелин с амбразурами. На южной стороне снаружи помещен герб д'Обюссона c датой 1489
Следующие далее укрепления одни из самых мощных и сложных. С 1465 года это боевая позиция ланга Англии. Стена его толстая и усилена бруствером и амбразурами. Внизу у рва находится равелин с двумя прямоугольными башенками.
Ворота Святого Афанасия защищала с запада круглая и высокая Башня Богородицы, которую построил отдельно от стены Ж. де Ластик в 1441-1442 годах. Магистр Орсини соединил башню с крепостной сетной, а в конце XV-начале XVI века башню опоясал бастион. На фото башня со стороны рва.
Именно через эти ворота в город вошел турецкий султан Сулейман Великолепный, после сдачи крепости рыцарями.
Дальше по прежнему идут толстые стены с эскарпом. На всем протяжении до Ворот Святого Иоанна стены усилены четырьмя прямоугольными башнями, ниже проходит равелин. Посреди рва располагается протяженный бруствер.
Ворота Святого Иоанна (Красный Ворота) являются сложной и мощной фортификацией. Первые ворота проложены в толще стены, к ним ведет арочный мост.
К югу от первых ворот располагаются вторые ворота, которые ведут в город. Их обороняет прямоугольная башня (на фото виден ее фрагмент). Башню окружает бастион.
Отсюда начиналась боевая позиция ланга Прованса. Этот участок стены "виляет", образуя изгибы, позволяющие вести фланговый обстрел.
Так же на этом участке располагается три башни. Первая на фото не попала. Вторая - круглая с полигональным равелином в основании.
Третья - квадратная, с таким же равелином вокруг и амбразурами.
Круглая башня ланга Италии или Ф. дель Карретто первоначально была одними из городских ворот. Затем их замуровали и превратили в мощную башню. Она состоит из внутренней более ранней башни, вокруг основания которой проходит равелин. На вершине его расположены отверстия для оружия. Внутри равелина у его основания проходит коридор с амбразурами для поражения неприятеля внутри рва.
Дальше начинается фортификация торгового порта, крепостная стена повторяет изгибающиеся очертания бухты.
Ворота Святой Екатерины ведут из Еврейского квартала старого города к мельничному молу. Они устроены наискось к крепостной стене. Раньше ворота закрывались поднимающейся вверх дверью, а над ними находилась "поливала".
Где-то посередине крепостной стены, вдоль порта находятся одним из самых красивых ворот - Морские ворота.
Над воротами сохранился рельеф с изображением Богородицы с Младенцем. Слева от нее изображен Иоанн Предтечи, справа - апостол Петр. Внизу находятся гебры Ордена, королевского дома Франции и Магистра д'Обюссона.
Дальше по набережной находятся ворота , которые в путеводителях значатся как Ворота Арнальда.
Вход в порт защищают с двух сторон мол и башня. С восточной стороны это Мельничный мол. В средние века от одного его конца до другого стояли ветряные мельницы, раньше их было до 15 штук, сейчас осталось только 2.
Где-то в 1440-1454 годах на краю мола была построена цилиндрическая Мельничная башня. Двери на нижнем этаже не было: вход находился на верхнем этаже. В нескольких метрах южнее от башни возвышалась друга башенка: находившаяся внутри нее спиральная лестница вела прямо на верхний этаж большой башни через подъемный деревянный мост. Из отверстия на западной стороне тянулась цепь, доходившая до стоявшей напротив башни Найяка. Сейчас на этом моле расположен коммерческий порт Родоса, где отправляются катамараны в Турцию, поэтому пройти туда у меня не получилось. Увидеть башню можно с моря или с набережной.
На краю западного мола возвышалась прямоугольная башня Найяка, носившая имя построившего ее Великого Магистра. В 1863 году башня обрушилась из-за сильного землетрясения. Сейчас от нее виднеется только основание.
В основании мола располагается башня и ворота Апостола Павла. Они контролировали движение из торгового порта в порт Мандраки и к молу Святого Николая. Центральную цилиндрическую башню окружает полигональный равелин.
Так выглядят остатки башни Найяка, мол и комплекс ворот Святого Павла сейчас.
А так выглядел во времена рыцарей. (А. Габриэль, Рисунок-реконструкция комплекса Ворот Апостола Павла, мола Найяка и Башни Найяка)
Фортификацию порта дополняет Башня Святого Николая - изолированное укрепление на краю мола.Построенная в ключевом месте обороны, эта башня защищала не только порт, но и всю северную сторону города. Поэтому во время обеих осад башня подвергалась яростным атакам турок. Макет фортификационного сооружения представлен внутри башни.
Остатки башни Найяка и форт Святого Николая в сумерках.
Это последнее укрепление портовой части города. От ворота Апостола Павла стены поворачивают на запад. В этом участке стены в XIX итальянцами построены Вороты Свободы, слева и справа от которых возвыщаются две башни с гербом магистра де Эредиа.
Дальше к западу стоит башня Апостола Петра - цилиндрическая башня, окруженная равелином.
От башни начинается маршрут по крепостному рву, тут стены поворачивают на юг и проходят вдоль Дворца Великиого Магистра.
С северной стороны дворец защищает башня, названная именем Великого Магистра Мауриса де Паньяка (Maurice de Pagnac), пробывшего им всего два года (1317-1319) и который официально так и не был утвержден Папой Римским.
Угол крепости, выходящий к воротам д'Амбуаз, защищен бастионом.
На этом основные фортификационные элементы крепости, которые мне удалось увидеть, заканчиваются.
После захвата Родоса Турками крепость отнюдь не была заброшена. Турецкие власти использовали ее по прямому назначению. Разрушенные после второй осады фрагменты были восстановлены. Конечно, производились какие-то изменения и достройки и облик крепости изменился, но это восточное влияние не так заметно, как на улицах самого города. Большинство строений, созаднных турками, были ликвидированы во времена итальянцев, а многие элементы разрушенные или преобразованные в период турецкого господства были восстановлены заново. Особенности итальянской реставрации того времени безусловно тоже внесли свои коррективы в облик крепости. Во время Второй Мировой Войны крепость подвергалась бомбардировкам, многие ее части в очередной раз были разрушены и дальнейшей реставрацией занимались уже греки. Не могу сказать ничего плохого, про старания реставраторов предыдущих поколений, но то, что творят с крепостью греки сейчас вызывает тихую грусть. Надеюсь, что крепостные сооружения все же сохранят в себе рыцарский дух, а не превратятся в унылый новострой.
Источник. Все материалы взяты из замечательной книги, купленной на острове и изданной на русском языке, "Родосские рыцари. Дворец и город." Илиаса Коллиаса. Желающим лучше узнать историю родосского рыцарства и глубже проникнуться средневековым городом настоятельно ее рекомендую. Несмотря на некоторые неровности перевода и небольшие неточности, книга очень информативна с одной стороны и достаточно легка для расслабленного чтения на пляже, с другой стороны.
19/08/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Греция
- Регионы: Остров Родос
- Отзыв о поездке: Рыцарское наследие Родоса: крепость Асклипио, лето 2014
- Отзыв о поездке: Родос. Что посмотреть?, 2014
- Отзыв о поездке: Родос, Греция - Гора Филеримос, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.