Как же хорошо в отпуске! Хочется отдыхать и ничего не делать. Но фиксировать отпускные впечатления все-таки надо - а то потом все забудешь напрочь, через полгода-год будешь смотреть на фотки и тупить. А так - можно рассказ прочитать. Так что потихоньку начинаю. Отдыхаю в Ялте, о ней будет отдельный рассказ, а сейчас - первая половина поездки в Севастополь: от Ялты через Форос и Орлиное в Балаклаву, на базу подводных лодок, превращенную в музей. На фото - диверсионная подлодка-малютка.
Сначала пара слов о вариантах. Есть групповые экскурсии на автобусах, и индивидуальные с гидом или таксистом. Искать все это можно по интернету, или покупать в многочисленных точках, которые эти экскурсии предлагают. Мы поехали индивидуально на такси. Фишка в том, что экскурсии на автобусе - по намеченной программе, и туда далеко не все помещается. Чтобы посмотреть все - надо несколько раз ездить. Плюс довольно жесткая программа экскурсий - это не то, что мне нужно. Найти через инет гидов, как я делаю это в Европе - не получилось. Может, плохо искал. Предложений турфирм - да, множество. Но тут ты не понимаешь, какой гид тебе попадется. Когда спрашиваешь в точках продажи, то там по-разному рассказывают. То есть они безусловно готовы найти для вас хорошего гида на то число, на которое вы хотите поехать. И о некоторых - рассказывают и рекомендуют, однимиз них мы даже вдохновились, но он оказался занят на нужную дату. Но дальше идут вопросы ценообразования. В одних точках говорят, что "каждый гид берет по-своему", но при этом еще и не рассказывают - за что именно он это берет. То есть система будет примерно такая: вам предложат гид и цену, хотите - соглашайтесь, хотите - нет. А в других цена фиксирована (7-9 тр), но содержание этой цены не раскрывается, лишь говорят, что это за 6-7 часов.
Но у нас был собственный вариант - таксист, который нас вез из аэропорта в Ялту в целом нам понравился. Было понятно, что профессионального образования у него нет, но он многое знает, многое расскажет и в целом искренне заинтересован сделать хорошую экскурсию, любит это дело. Так что искали мы не сильно, "вдруг повезет". А ценообразование у них тоже понятное: 600 рублей в час. В результате мы поехали с Андреем. Кстати, трансферы из аэропорта у них тоже самые дешевые именно так я нашел эту фирму по инету. Координаты Андрея у меня тоже есть, если интересно - напишу.
Выехали около 9 утра. Дорога на Севастополь вьется серпантином, вокруг красивые виды, с одной стороны - горы, с другой - море. А еще на дороге стоят красивые автобусные остановки еще советского времени, построенные по индивидуальным проектам и украшенные мозаикой. Около одной из них мы остановились пофоткать.
И я жалею, что не сразу сообразил попросить остановку. Потому что это оказалась одна из последних таких остановок. Проект - оригинальный, круглых больше не было, а вот мозаика - просто орнамент, а не мозаичные картины, как на других.
Вокруг - горы, внизу - море.
Поднимаемся к Форосской церкви Воскресения. Церковь была построена в конце 19 века в честь спасения семьи Александра III при крушении поезда. Тогда поезд сошел с рельсов, но царская семья не пострадала потому, что Александр, обладавший большой физической силой, удерживал крышу вагона, пока члены семьи выходили из него. В честь этого события много где строили церкви, это был способ для богатых людей продемонстрировать верноподданические чувства. В том числе - и в Форосе, тем более, что царские резиденции были рядом, церковь могла рассчитывать на посещения царской семьей. После революции церковь была закрыта, сильно пострадала в годы войны, так как использовалась как укрепленная точка. Да и потом судьба была разнообразной, вплоть до восстановления при Горбачеве и дальнейшего восстановления при Кучме.
Это вид от ворот.
Обходим вокруг, любуясь видами.
Сам Форос - внизу.
А это - вид на церковь с обратной стороны.
Заходим внутрь, смотрим убранство, выходим. И соседняя гора уже, оказывается, поймала облако. На снимке чуть выше облака не было.
Поднимаемся еще выше, на Байдарский перевал. Раньше перевал был перегорожен воротами, отсюда название Байдарские ворота. Теперь дорога проходит правее, убрана часть скалы, а ворота - сохранили.
Раньше на перевале стоял трактир - харчевня Трех пескарей из Буратино. Где-то рядом в горах снимали путь Буратино в страну дураков, гид нам показывал. А трактир перестроили в более современный. Жаль. Рядом - рыночек. Сверху открывается замечательный вид на форосскую церковь и окрестные горы.
Едем дальше. Орлиное - небольшое село. Церковь, окруженная изумительными розами.
Котик.
Дорожку переползала улитка, мы ее спасли.
Заходим в церковь. Андрей сказал, что там продают хороший квас, сами делают. Квас действительно оказался замечательный, оригинальный вкус с кислинкой.
И еще розы.
А это - вообще прелесть, вся в росе.
Растут не только розы.
Едем дальше. Мотоклуб, место выделено клубу Ночные волки, будут строить центр. А пока - антуражный автомобиль и танк.
Танк сделан из фанеры, поэтому его так легко поставили на какой-то гараж. Но издали выглядит вполне натурально.
А мы едем дальше, в Балаклаву, к подземной базе подводных лодок, превращенной в музей. У входа - схема объекта.
Он состоит из двух половин, расположенных по обе стороны подземного канала, пробитого в скале. Справа - хранилища торпед, топлива и энергетические установки, а слева - хранилище ядерных боеприпасов. Канал мог служить укрытием до 9 малых лодок или 7 средних. В этом и было основное назначение на случай войны: лодки должны были укрыться, переждать ядерный удар, а потом - быть снаряжены боеприпасами и нанести ответный. Канал был рассчитан на прямое попадание до 100 килотонн, помещения расположены под горой на глубине 80-120 метров, а входы перекрывались многометровыми воротами. А еще объект использовался как подземная ремонтная база. Вот вход в туннель.
Становимся в очередь в кассу. Мастерство гида проявляется в выборе правильного времени, когда очереди небольшие. В целом нам повезло, очередь в кассу мы преодолели минут за 20. Хотя бывает и много дольше. Есть две экскурсии: подземная пешеходная и по каналу на катере. Показывают - разное, хотя рассказывают примерно одно и тоже.
Пока стоим в очереди, смотрим набережную вокруг.
Приехали удачно, стояли минут 20. Покупаем билеты сразу на обе экскурсии. На пешеходную билеты со временем, а на катер - живая очередь. Сначала идем на пешеходную. Входим внутрь. У входа - карта подземных сооружений Севастополя и окрестностей. Их дофига.
В первом зале экспозиция времен строительства, в таких вагонетках вывозили породу. Строили сначала военные строители, но медленно - у них не было опыта. Тогда подключили гражданских, метростроевцев. Но атомную часть строили только военные.
Герметичные двери, толстенные и тяжелые. Полукруглые - чтобы выдерживать взрывную волну.
Еще одна карта объекта с маршрутами экскурсий.
Коридор. Ведет к выходу из подземного хранилища торпед.
Зал, в который торпеды поступали со склада, проверялись, и дальше отправлялись на погрузку на подлодки. Экспозиция - разные виды торпед и глубинных бомб.
Это - общий вид зала с нашей группой. Можно представить размеры.
Коридор идет дальше. Изгибается - это сделано специально. Чтобы в случае ядерного взрыва, если не успеют своевременно закрыть защитные ворота, взрывная волна отражалась от стен коридора и теряла силу.
Выходим в центральную часть. Перед нами - сухой док для подлодок, а правее - основной канал.
Перед доком - большая техническая площадка. Выход закрывают ворота.
На площадке как экспонат стоит подлодка-малютка для доставки диверсантов. Она "мокрая" - при погружении вода заливается в кабину, а 2 человека экипажа сидит в водолазных костюмах.
По каналу плывет катер с экскурсантами.
Переходим по мосту на другую сторону канала. Мост построен, когда делали музей, раньше оба объекта были друг с другом не связаны. Видим манекены, которые стоят на месте погрузки мин и торпед на лодки.
Еще один катер, это в широком месте канала, до дока.
Вход на объект тоже преграждает железная многотонная дверь.
Механизм для закрывания двери. Ручку можно покрутить, но где-то внутри снята шестеренка и дверь не закрывается.
Экспозиция флота - макеты кораблей с описаниями. Это - авианосец.
Макет сторожевого корабля. Рядом с ним экскурсовод, который сам из бывших военных, рассказывал историю инцидента 1988 года, когда корабль того же типа "Беззаветный" вытеснял из территориальных вод СССР превосходящий его в 3 раза американский корабль. Меняистория заинтересовала, и я сейчас посмотрел материалы.
Идем дальше. Коридор в тревожном красном освещении.
Несколько залов для хранения и работы с ядерными боеприпасами. У стены - крылатая ракета, но авиационная, а не с подлодки. "Поставлена просто как экспонат" сказал экскурсовод, который ранее служил на базе и трепетно относится к тому, что было на объекте на самом деле, ачто - просто привезли в музей. Тем более, что крылатые ракеты - они с больших подлодок, а база - для малых и средних. Что, собственно, и привело к тому, что она больше не нужна военным, ни нашим, ни украинским: подлодки стали больше, а у Украины вообще была только одна.
Плакат в память Великой Отечественной войны и знамена рядом. Лозунг "не болтай" в развернутом варианте.
Экспозиция - торпеды, модели, фрагменты обстановки.
Фрагмент обшивки подводной лодки. Видна двухслойная конструкция.
А это - входной люк, можно оценить диаметр. Правда, на лодке он стоял вертикально.
Снаряжение боевого дельфина.
Идем дальше по коридорам базы.
Очередные бронированные двери.
Выходим на поверхность. Рядом - самолет и немного ракет.
Вид на бухту, возвращаемся к месту входа, чтобы сесть наводную экскурсию.
К сожалению, пока мы ходили, очередь на водную экскурсию сильно удлинилась. Плюс мы неверно оценили время в очереди, а билеты уже были куплены. В очереди потеряли около часа. Реально надо было договориться с гидом, чтобы он за очередью смотрел и во-время нам ее занял. Но, наконец, мы дождались и садимся на катер.
С воды видно подъемный мост, который перекрывает вход в канал. Мост покоится на понтонах, при необходимости он с их помощью поднимался на полметра, после чего полотно убиралось на берег и лодки проходили в канал. Это проделывали только ночью, чтобы сохранить маскировку.
А это - толстенные (вроде как метров пять) ворота, перекрывающие канал при необходимости. Внутри заполнены бетоном, чтобы служить защитой.
Плывем.
Вход в сухой док с воды. Вдок сейчас заполнен, мы проходили мимо, но ворота - перекрыты.
За доком канал поворачивает. Как я писал - специально, чтобы при проникновении ударной волны они отражалась от стенок и энергия гасла. Закруглен выход из канала, потому что именно он обращен практически в отрытое море, а вход, где мы садились - в глубине бухты.
А это - взгляд назад.
Подходим к выходу из канала.
Над выходом мост выше, чем над входом. И он тоже при необходимости перекрывается. А над ним устроен аттракцион - тарзанка.
Разворачиваемся. Канал узкий и разворачивают катер вручную, держась за специально натянутые тросы. И идем назад.
Экскурсия закончена. Садимся в машину и едем смотреть Балаклавскую бухту сверху. По пути видны старые крепостные стены.
Проезжаем мимо старого красивого дома, который сейчас заброшен.
А это - вид на бухту. Очень красиво. На первом фото - наш гид.
А это - та вершина, с которой мы смотрели вниз.
Нас ждет Севастополь, но об этом - следующий пост.
Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ.
14/08/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Крым; Большая Ялта
- Города: Ялта; Севастополь
- Отзыв о поездке: Севастополь. Балаклава. Противоатомное убежище подлодок, 2012
- Фоторепортаж: Балаклава, 11.08.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.