Существуют реки, без которых невозможно представить тот или иной регион или страну. Реки, определяющие идентичность и становящиеся символами. Так, у России - Волга, у Германии - Рейн, у Польши - Висла, в Красноярском крае - Енисей, в Пермском - Кама. Для Мордовии такой рекой является Мокша. Недаром она носит название одного из мордовских субэтносов.
Из трёх городов, расположенных на Мокше, Ковылкино имеет к ней меньше всего отношения - с ростом города центр переместился к железной дороге, и река теперь протекает по дальней окраине. Но именно Мокша, как старая артерия, и историческое направление Транссиба, как новая, определяют жизнь третьего по величине города Мордовии.
Ковылкино обязано своим существованием железной дороге, как и многие города в нашей стране. Все крупные автотрассы региона обходят его стороной, да и сквозной проезд со стороны Москвы в сторону Саранска стал здесь возможен относительно недавно. Именно поэтому в Ковылкино существует особый, неповторимый привкус железнодорожного города, со своими характерными звуками, образами и даже запахами.
Поэтому и начнём мы с сердца города - с маленького, но ухоженного и уютного вокзала. Он приведён в порядок и окрашен в салатовый цвет, как и вся ветка от Казанского вокзала. Даже ответвления типа Озёр не выделяются из этого магистрально-корпоративного образа.
Населённый пункт на этом месте существовал достаточно давно. В 1237-м это была мордовская деревня, которая называлась "Лашма" (в переводе с мордовского - "Лощина"), по имени речки, протекающей через город и впадающей в Мокшу на окраине. Деревня успела побывать в составе "Золотой орды" времён монголо-татарского нашествия. Нынешнее своё название город получил в 1937-м году в честь комиссара железных дорог Степана Терентьевича Ковылкина. Вот, собственно, виновник торжества скромно стоит на привокзальной площади:
После золотоординского этапа место некоторое время было в запустении. В конце XVI-го века здесь проживали служилые татары. После того, как они покинули Лашму, земля была отдана татарскому князю Кашаеву, принявшему православие. При нём здесь поселились русские люди и была построена Воскресенская церковь. По этому случаю деревня Лашма стала селом Воскресенская Лашма. Рядом с вокзалом - какое-то старое и явно железнодорожное здание, появившееся здесь, вероятно, в эпоху активного развития Ковылкино как ж/д узла:
В начале XIX века Воскресенская Лашма отошла русским помещикам Араповым. При них село получило небывалое ранее развитие. Были построены первые промышленные предприятия города - мельница, спиртзавод, сыроваренный завод. В том числе, при них именно через будущее Ковылкино, а не южнее, как планировалось, прошла железная дорога "Рязань - Казань". После этого село стало стремительно расти. Станцию изначально назвали "Арапово", в честь рода домовитых помещиков. Похожая история была и в Шебекино Белгородской области, где вокзал назвали в честь рода Ребиндеров
В Ковылкино нет единой главной улицы. Несколько улиц можно назвать равноправно значимыми, но не более. Одна из них - Советская - отходит от вокзала в глубь города перпендикулярно железной дороге. Она не очень выразительна, но на ней расположены многие важные для города объекты. Этот домик 1961-го года в самом начале Советской, наверное, самый красивый нерелигиозный и нежелезнодорожный дом города.
Араповы были люди видные. Генерал-лейтенант И.А. Арапов был членом Совета министра земледелия, в 1888-м был назначен членом комиссии по борьбе с сельскохозяйственным кризисом. А ещё он был женат на дочери вдовы Пушкина от второго брака. В селе у Араповых бывали дети Пушкина, Мария и Александр. Ещё одно старое здание, но уже менее интересное:
Связь с главной мордовской рекой здесь представлена в виде названий. Гостиница Мокша 70-х годов на ул. Советская. Говорят, неплохая:
Километрах в 5 от города есть ещё санаторий с тем же названием, но уже непосредственно на берегу реки Мокши. Природа там потрясающая, санаторий тоже неплохой, хотя в соседних регионах центральной России есть и лучше. В первую очередь подводит мрачноватый персонал. Крупный торговый центр на Советской улице:
В 1928-м году посёлок Ковылкино стал центром одноимённого района, а в 1960-м - городом. В 70-80-е годы город активно рос и развивался. Собственно, то, что мы видим сегодня в центре города, появилось примерно в это время. Обратите внимание на цвет кирпича этого новодельного торгового центра - в Ковылкино большинство новых кирпичных зданий, как коммерческих, так и жилых, имеют такой оттенок. Видимо, у кого-то здесь кирпичный заводик.
Но ничто не переплюнет Йошкар-Олу, где из кирпича какого-то местного производителя выстроили не просто пол-города, но и целые кварталы, подражающие европейским городам. Про Йошкар-Олу - в скором времени. Вот очень даже симпатичный новострой в Ковылкино, из того же кирпича:
Показалось, что в Ковылкино пьют несколько больше, чем в других провинциальных городах, где мы были. Шатающиеся персоны встречались посреди бела дня, а в одном из двух круглосуточных ковылкинских магазинов в 5 утра и -30 по Цельсию аншлаг, попахивающий перегаром... Автовокзал, недалеко от железнодорожного:
В Ковылкино очень странно организована центральная площадь. Если идти от вокзала по Советской улице, она находится фактически во дворах, и к ней не ведёт ни одной улицы, кроме дворовых проездов. Со стороны улицы 50-летия Октября, где уже начинаются промышленные окраины, на центральную площадь ведёт пешеходная Большевистская улица. Мы по ней и пойдём. В начале маршрута, на углу Большевистской и 50-летия Октября, в 2008-м году была установлена часовня в память погибших в Афганистане и Чечне:
В отличие от Инсара и другой мордовской провинции, Ковылкино не выглядит сильно бедным. Народ закупается в SPAR'е совсем не провинциальной кулинарией, в городе бойко идёт торговля, неплохо представлена сфера обслуживания. Пешеходная улица проходит мимо дворца торжеств (он же - ЗАГС), реконструированного в 2010-го году:
В Ковылкино даже есть филиал МГУ. Хоть это всего лишь Мордовский Государственный университет, там вполне можно получить высшее образование - большой плюс для небольшого городка. Элементы новогодних декораций на пешеходной улице:
Из вышеупомянутого кремового кирпича здесь строят и частные дома, довольно небедные на вид. Это на той же пешеходной улице, на подходе к центральной площади.
Общей атмосферой Ковылкино напоминает Рыбное Рязанской области. Те же пятиэтажки из силикатного кирпича, такая же скучноватая пешеходная улица, такой же большой ж/д узел на той же самой магистрали, тот же салатовый цвет привокзальных построек. В деталях же Рыбное - маленький город-спутник Рязани, и вся инфраструктура для горожан находится в первую очередь в областном центре. В Ковылкино же в окрестностях ничего больше нет, поэтому город живёт самостоятельной жизнью. К новому году забор на пешеходке украсили символами года вплоть до 2025-го. Для желающих спланировать знак будущих детей:
История С.Т. Ковылкина, именем которого назван город, по-своему интересна. Будучи рождён в Саратове, там же он занимался революционной деятельностью и там же за это сидел в тюрьме. После освобождения в 1905-м начал "карьеру" в железнодорожной сфере. Побывал в ссылке в Иркутской области, продолжая работать на железной дороге. После революции вернулся в Саратов и занимал многие руководящие посты на железной дороге, в том числе - по борьбе с бандитизмом. В разное время являлся начальником разных железных дорог. Под его руководством успешно выполнялись плановые показатели, за что он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Администрация города Ковылкино:
В 1919-м году в его честь переименована станция "Арапово". В 1938-м году казнён, реабилитирован в 1956-м. Выходит, 18 лет станция (и село) носила название человека, осуждённого на высшую меру наказания? К этому городу сам Ковылкин не имел никакого отношения, если не считать того, что он проезжал мимо него на поезде. Увековечить имя своего товарища по классовой борьбе решил комиссар Московско-Казанской железной дороги Пятницкий. Вот так город получил имя непричастного, да и не слишком значимого человека. Почётных граждан, судя по выцветшим бумажкам, не меняли с момента установки доски:
Помимо железнодорожного узла в Ковылкино есть и другие предприятия, дающие рабочие места. Например, Ковылкинский электромеханический завод, выпускающий приборы для энергетики и связи. Администрация Ковылкинского района:
Природа ковылкинских окрестностей, помимо реки Мокши, представлена густыми сосновыми борами, окружающими город. Для лесостепной центральной Мордовии это скорее нетипично. Вот на северо-западе республики в огромном Зубовополянском районе раскинулись чащи, в которых запрятано более 10 тюрем, включая женские, тюрьму для пожизненно заключенных, для бывших работников правоохранительных органов и единственную в стране тюрьму для иностранных преступников. Одна из госконтор (казначейство вроде бы) находится совсем уж в каком-то бараке:
Все тюрьмы нанизаны на трассу "Зубова Поляна - Барашево", проходящую вдоль бывшей ж/д ветки, по которой в начале XX-го века вывозили лес. При въезде на трассу останавливают и досматривают абсолютно все автомобили. Есть версия, что именно эти места породили фразу "места не столь отдалённые", т.к. в отличие от воспетых шансоном Колымы и Воркуты, мордовские лагеря совсем недалеко от столицы. И именно здесь в советские годы находилась одна из тюрем для политических заключенных. Да и концентрация исправительных учреждений здесь, наверное, самая высокая в стране. Свежеобновлённый дворец культуры:
Ленин в позе "А хрен с ним... Всё равно ничего не получится". Надеюсь, он не про город:
Ещё одно из мест сосредоточения значимых для города объектов - круг на пересечении улиц 50-летия Октября и Горького. Здесь сходятся два мало-мальски междугородних направления этого города. Если смотреть на фото, то налево - в Торбеево и дальше в Москву, прямо - в Краснослободск, направо - в Саранск. Несмотря на убогий тетраэдральный вид днём, вечером, с подсветкой, ёлка смотрится очень даже хорошо. За ёлкой - характерные корпуса строительного колледжа с его общежитием:
На этой площади расположен мемориал:
Рядом с мемориалом - самолёт на постаменте. Постамент вызывает как интерес (любопытна физика удержания довольно тяжёлого самолёта за кусок хвоста на этой штуковине), так и вопросы (почему он похож на сортир?):
Напротив самолёта и мемориала - столовая, видимо относящаяся к техникуму, на которой прилепили плакат с мордовскими национальными мотивами. Их в городе немного.
Ностальгический турникет при входе на территорию местного спорткомплекса:
Ледовый дворец в городе только строится. На территории спорткомплекса сейчас - стадион и дворец спорта:
Новостройки на окраине города. Рядом с ними - уютные сосновые лесополосы.
Церковь Серафима Саровского 1993-го года. По концентрации храмов и социально-религиозной рекламы Мордовия превосходит многие среднерусские регионы.
Недалеко от храма - ковылкинский рынок. На фото нерыночный день, затишье. А вообще место достаточно бойкое, съезжаются сюда со всего района:
Церковь иконы Божией матери "Умиление" 90-х годов, относящаяся к Инсарскому Свято-Ольгинскому монастырю. Церковь за глухим кирпичным забором, калитка закрыта.
Ковылкинские девочки настолько суровы, что играют в снегу прямо на крышах домов:
За железной дорогой, в дальней части города находится Ковылкинская ЦРБ. Именно здесь когда-то был центр села Арапово. В этом месте находилась усадьба Араповых, а в направлении Мокши строились промышленные предприятия. Через дорогу от ЦРБ стоит храм Архангела Михаила. Сильно разрушенный в советское время и, как результат, серьёзно отреставрированный и перестроенный в наше, это всё-таки старинный храм 1796-го года. Он построен вместо деревянной Воскресенской церкви. Именно той, из-за которой село получило название "Воскресенская Лашма":
Вроде бы на территории больницы даже сохранились постройки усадьбы Араповых. Т.е. окраина нынешнего города, занятая больницей, - это исторический центр. Из-за забора на дорогу выглядывает новое родильное отделение:
Это здание с заколоченными окнами, сиротливо расположившееся на окраине больничной территории, явно относится к бывшей усадьбе. Скорее всего, это и одно из самых старых зданий в городе. Но что это - непонятно.
Мои подозрения усилились, когда в местном кафе среди нескольких фотографий старого города я увидел это здание. Удивительно и здорово, кстати, что руководство кафе в столь нетуристическом городе развесило в зале не банальные Париж-Нью-Йорк-Лондон (хотя и без них не обошлось), а какие-то сохранившиеся виды именно этого города. Уборщица, мывшая полы в кафе, заметив, как внимательно я рассматриваю эти фото, оживилась и сообщила мне, что это - фото старого Ковылкино. Не знаю, может быть следовало попытать её о деталях. В любом случае, интерес к её городу вызвал у бабушки приятные переживания.
Один из новых торговых центров в Ковылкино. В нём даже есть хиленький кинотеатр. Не устану повторять, что для небольшого города это необходимость.
По утру в магазин привезли свежий хлеб. Запах, кажется, даже от фотографии чувствуется:
В начале пешеходной (не то что бы Арбат, просто асфальта нет) улицы Щорса установлена вот такая конструкция. "Портрет" Щорса здесь просто умилительный - такое ощущение, что рисовали его отличники кружка ИЗО местной школы:
А около самой школы, расположенной подозрительно недалеко от мультяшного Щорса, приземлилось какое-то бетонное НЛО. Школьниками, наверное, используется как игровой инвентарь:
Ковылкино - город, который умудряется быть мрачноватым даже без угольной и металлургической промышленности. Визуально неброский и сероватый, в нём круглые сутки слышно тепловозные гудки и стук колёс. Чтобы проникнуться к Ковылкино, нужно быть в очень специфическом настроении. Тем не менее, есть в нём что-то домашнее и уютное. Может быть, такое моё впечатление продиктовано резким контрастом шумной и тяжёлой трассы М-5, с которой съезжаешь в сторону Саранска, и тишиной и спокойствием как самой дороги, ведущей в Ковылкино, так и самого города. Да кафе, в котором так удачно можно перекусить по дороге в Саранск...
24/08/2015 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: Плес, лето 2015
- Отзыв о поездке: Современная Чечня. Горы и приоры, август 2015
- Отзыв о поездке: Дольмены Краснодарского края, лето 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.