Руанда. Парк Ньюнгве и не самая удачная встреча с шимпанзе

Мы отправляемся в парк Ньюнгве на юго-западе Руанды.

Парк Ньюнгве был нашей последней точкой в путешествии по тысячам руандийских холмов, но рассказать о нём хочется в первую очередь. Конечно, гориллы и золотистые мартышки в парке Вулканов восхитительны, но от них мы заранее ожидали невероятных эмоций, а Ньюнгве был неожиданностью. Мы направлялись в очередной горный парк, а попали в сказку.

// crazyabtafrica.livejournal.com

Мы выехали из Кигали туманным утром. Туман был настолько густой, что все люди вокруг превращались в тёмные призрачные тени. Как раз такой туман был героем одного из эпизодов фильма "Отель Руанда" о геноциде 1994 года. Фильм, конечно, тяжёлый по сути, но снят отлично.

Именно по дороге в Ньюнгве нам открылись самые красивые ландшафты страны тысячи холмов. И, по меньшей мере, половина из них собрана именно в этом регионе. Высокогорный лес Ньюнгве известен тем, что он считается старейшим на Земле и, вероятно, сохранил свою зелень даже во время Ледникового периода. Когда ступаешь на эту землю, кажется, что из-за ближайшего холма вот-вот выглянет динозавр. Основная масса туристов едет в страну только для посещения национального парка Вулканов и обитающих там горилл, но дорога туда не так холмиста и живописна. Хотя Руанду обычно называют Африканской Швейцарией, мы назвали её Африканской Тосканой. Рельеф страны совсем не похож на скалистые пики Швейцарских Альп - эти зелёные холмы с разбросанными по склонам домиками очень напоминают самую фотографируемую часть Италии. Но Тоскана уже давно облюбованная, причёсанная, воспетая, а эти места дикие и самобытные, но тем более прекрасные. Дорога ведёт всё выше в горы, и не понятно, от чего кружится голова - от перепада высот или глубины полученных впечатлений. Люди здесь по большей части дружелюбные, они машут нам при встрече и не закрывают лиц при виде камеры.

// crazyabtafrica.livejournal.com

После въезда в парк количество деревень заметно уменьшается, что неудивительно - растительность здесь слишком густая, а склоны крутые. Во время геноцида 1994 г. огромное количество тутси искало убежище в этих непроходимых лесах. Здесь легко не только спрятаться, но и потеряться. Ближе к вершинам холмов взору предстают чайные плантации. Чай здесь удивительно вкусный и подаётся в любом кафе. За всю поездку нам не попалось ни одного места, где бы нам не предложили восхитительный руандийский чай. В Ньюнгве можно не только попробовать, но и поучаствовать в процессе сбора и приготовления этого ароматного напитка. К сожалению, мы сами на эту экскурсию не попали. Нельзя не отметить, что кофе в Руанде тоже выращивают, и очень неплохой. Поскольку чай и кофе я предпочитаю другим напиткам, мне определённо всегда было что выпить, и от выпитого я неизменно получала огромное удовольствие.

Наш отель располагался прямо посреди одной из чайных плантаций, что добавляло особый колорит, а африканские сказки на ночь, заботливо оставленные на прикроватной тумбе, были отличным окончание нашего долгого путешествия из Кигали в Ньюнгве.

// crazyabtafrica.livejournal.com

Подъём предстоял ранний, и выехали из отеля мы затемно. Этим ранним утром мы торопились на поиски шимпанзе, поэтому останавливаться по пути для съёмки пейзажей не могли. Если бы мы останавливались везде, где нравится, ни к каким шимпанзе мы бы уже не попали. Сюжеты для фотографии здесь выскакивают из-за каждого поворота, местами поражая воображение. Туман здесь не просто стелется, он змейкой обвивает склоны холмов, цепляясь за ветки деревьев, а вершины холмов выглядывают из него, как спины китов из безбрежного белого океана.

Приехав в офис парка, мы узнали, что связь с трекерами, которые следят за шимпанзе, потеряна. Пока её восстанавливали, мы отправились на прогулку по подвесным мостам, которая планировалась после шимпанзе. И, надо сказать, правильно сделали. Трекинг к шимпанзе был самым сложным в нашем путешествии по Руанде, и подозреваю, что после него половина группы ни на какие подвесные мосты уже не пошла, а мне они очень понравились.

Нам предложили два варианта пути - круговой, но более грязный, или туда-обратно, но по более сухой тропе. Мы выбрали второй, а то вдруг шимпанзе не приняли бы к себе таких грязнуль. Сначала мы долго спускались по лесной тропе, замечая, как меняется почва под ногами и растительность вокруг нас. И вот мы достигли начала подвесных мостов. Это поистине впечатляющее зрелище - огромные холмы и маленькие люди, идущие по подвесным мостам, соединяющим вершины холмов на высоте около 70 метров. Не так пугает само передвижение по качающемуся мосту, как навязчивое жуткое желание прыгнуть с него и полететь. Солнце уже поднялось высоко и разогнало туман, открыв нашему взору густые зелёные заросли на склонах. Я очень хотела увидеть птиц, живущих в этом вечнозелёном лесу, но с пернатыми нам на этой экскурсии совсем не повезло. Как известно, в парке обитает более 300 видов птиц, 16 из которых эндемичны, но я видела птиц только на территории отеля.

// crazyabtafrica.livejournal.com

Затем мы вернулись в офис парка, чтобы, наконец, отправиться к шимпанзе. Нас предупредили, что надо торопиться, так как шимпанзе собираются покинуть место сегодняшней ночёвки и отправиться в поисках нового места. Мы шли очень быстро. Так, как только можно, по узкой горной тропе со спусками и подъёмами. Так, как только можно, по тонким веткам, переброшенным в качестве мостов через широкие горные ручьи с ледяной водой. Так, как только можно, по скользкой глинистой почве круглый год влажного дождевого леса. Через 45 минут была небольшая остановка, чтобы глотнуть воды, и второй точно такой же заход.

Шимпанзе слышно задолго до того, как их можно увидеть. Лес сгущался, и тропы уже было не видно. Мы следовали за гидом, который переговаривался по рации с трекерами, непосредственно наблюдающими за шимпанзе. Пронзающие лес крики шимпанзе становятся всё громче. Кажется, что животные уже чуть ли не у нас над головой, и вот гид указывает пальцем, где они находятся. Нужно было очень хорошо приглядеться, чтобы увидеть вот это:

// crazyabtafrica.livejournal.com

Сквозь большое количество веток снимать было нелегко.

Это была последняя шимпанзе на дереве, так как остальные уже спустились и ушли. Господи, благослови жадин, так как последняя задержалась именно для того, чтобы доесть мёд, и если бы она не оказалась такой прожорливой, мы бы шимпанзе вообще не увидели. Как ни торопились, мы всё равно опоздали. Значит, есть, к чему вернуться в следующий раз. Шимпанзе оказались в нашем путешествии самыми неуловимыми. Наконец, эта маленькая обжорка насытилась, спустилась с дерева и отправилась вслед за своей семьёй, а мы спокойным шагом пошли назад. Этот отдых после погони за шимпанзе продолжалась недолго, так как нас настиг настоящий тропический ливень. Он закончился только когда мы уже почти вернулись к машинам. Итого 2 часа пути под проливным дождём - этого никогда не забудешь. По дороге мы плавно разделились на две группы - тех, кто торопился вернуться, и тех, кто отдыхал на обратном пути, невзирая на дождь. Я оказалась в первой группе. Нас сопровождала очаровательная девушка, которая оказалась еще не гидом, а пока только ученицей. На первой же развилке мы остановились, потому что она не знала, куда нам повернуть. При этом у неё был такой грустный и виноватый вид, что даже ругать её за зря потраченное время и усилия не хотелось. По возвращении в отель нас ждал тёплый душ, бассейн и обед - идеальное окончание насыщенного дня.

Касательно обезьян - в Ньюнгве обитает более 10 видов приматов. У нас был всего один день и выбор между шимпанзе и чёрно-белыми колобусами. Последних мы уже видели в других странах Африки, поэтому выбор пал на шимпанзе. И хотя наблюдение за шимпанзе у нас было с большой натяжкой, мы не прогадали, потому что колобусов мы видели прямо на территории отеля. Из бассейна открывался чудесный вид на лес, где колобусы спокойно сидели и обедали.

// crazyabtafrica.livejournal.com

Когда они ушли, к нам прилетело вот такое чудо - чёрно-белый астрильд.

А недалеко от ресторана на гнезде сидела очаровательная самочка темнолицего бюлюбюля.

// crazyabtafrica.livejournal.com

Говоря о парке Ньюнгве, нельзя не упомянуть наш отель, Nyungwe Forest Lodge. Он представляет собой идеальную комбинацию вписанного в окружающую природу африканского лоджа со всеми удобствами и современным интерьером. Сервис и кухня выше всяких похвал. Лодж окружают леса и горы, а прямо на его территории расположена чайная плантация.

На следующий день рано утром мы отправились в Кигали, чтобы вылететь домой. И снова не было времени для остановок, пришлось снимать прямо на ходу.

Мне бы хотелось в следующий раз провести здесь больше времени, насладиться удивительными туманными пейзажами и познакомится с людьми, которые собирают и производят потрясающий руандийский чай. Удивительно, как после всех сложных исторических событий в стране народ не утратил своё радушие, и я верю, что чай и кофе здесь так прекрасны, потому что их производят прекрасные люди с любовью и добротой. И действительно, как можно оставить свои сердца ожесточенными, когда тебя окружает такая восхитительная природа.

Парк Нюнгве по праву считается самым чистым и девственным лесом на Земле. Его посещение - это удивительное путешествие в первозданную природу колыбели человечества, которой, к сожалению, остаётся все меньше на нашей планете.