Целый день в Бресте дал мне возможность взглянуть на историю города сквозь призму различных исторических эпох. В этом репортаже мы познакомимся с польской архитектурой Бреста периода 1921-1939 гг., когда этот город был передан, согласно Рижскому мирному договору после окончания советско-польской войны 1920г., Второй Польской Республике. В сентябре 1939 года после нападения Германии на Польшу, знаменовав собой начало Второй мировой войны, немцы передали Брест Советскому Союзу по секретному протоколу Пакта Молотова-Риббентропа.
В межвоенный период город имел название Брест-над-Бугом, будучи центром Полесского воеводства. В ходе переписки блогер mila_hofman очень хорошо сориентировала меня относительно примерных улиц, где можно найти образцы польской архитектуры 20-30-х гг. XX века. Им оказался квадрат улиц Леваневского-Наганова-Гоголя. В 1921-1939 гг. территории Брестской, Гродненской, часть Минской и Витебской областей нынешней Беларуси оказались в составе Польши. Разделение на запад и восток не могло не сказать на архитектуре регионов, ибо в различных частях страны работали представители 2 архитектурных школ идеологически противостоящих друг другу стран.
Западная Беларусь, или, как этот край назвали в Польше, Восточные кресы (kresy - окраины), в составе нового Польского государства считалась отсталым регионом. В этот период в архитектуре развивался стиль функционализм. После Первой мировой войны Брест-над-Бугом имел удручающее положение: он лежал в руинах. Отступая под натиском кайзеровской Германии, войска царской России не только взорвали некоторые форты Брест-Литовской крепости, но и сожгли город. Большинство его жителей бежало на восток. Оставшиеся 7000 горожан к началу 20-х годов ХХ в. прозябали в жутких условиях.
Польские власти приступили к возрождению Бреста, тем более что положение в городе усугублялось возвращением беженцев обратно. В апреле 1920 г. было уже зарегистрировано 26430 жителей. Поляки приступили к созданию органов самоуправления: была избрана городская рада и образован магистрат.
Для возрождения города в 1921 г. Международным банком был выделен кредит, который начал активно осваиваться. Инспектором строительного департамента в Брест-над-Бугом был направлен варшавский архитектор Юлиан Лисецкий - активный деятель Общества охраны памятников истории и культуры.
Архитектор Юлиан Лисецкий (1881-1944) - выпускник Политехнического института немецкого города Карлсруэ, член Союза архитекторов Польши, победитель многочисленных конкурсов, один из основателей журнала "Архитектура и строительство". Удостоен высокой польской награды - Золотого Креста Заслуги. Довольно плодотворным в творчестве Ю. Лисецкого стал брестский период.
Юлиан Лисецкий прибыл в город в период активной его застройки. Было начато освоение буферной зоны между городской окраиной и Брестской крепостью, на территории которой решено было возвести административный центр с респектабельными и значимыми строениями: управой Полесского воеводства, филиалом Центрального банка Польши. Польские власти активно строили и ведомственное жилье для своих граждан, которые переселялись из западных районов Польши для работы в новых административных центрах.
Специально для польских специалистов в белорусских городах и местечках строились так называемые колонии переселенцев (осадники - от польск. osadnicy- поселенцы): кварталы с типовыми малоэтажными домами на одну или две семьи. Такие домики усадебного типа предназначались для юристов, врачей, учителей, управленцев.
Разрабатывая проект жилой застройки трёх колоний в Бресте-над-Бугом, архитектор Ю. Лисецкий предложил концепцию города-сада. Застройка велась каменными и деревянными жилыми домами. В своем проекте Юлиан Лисецкий использовал так называемый "национальный стиль" (stylnarodowy). Его характерные особенности - высокие крыши или аттики, колоннады и пилястры, порталы и оригинальное обрамление окон. Это в значительной степени присуще каменным строениям усадебного типа.
В целом в "национальном стиле" Юлиана Лисецкого прослеживаются мотивы эпохи Возрождения, готики и барокко. В брестских проектах архитектор, используя определенные элементы и детали, применяя в композиции фасадов барочные щиты, колонны, имитируя контрфорсы, импровизировал с общим объемом дома. Внутренняя планировка - традиционная для польской шляхетской усадьбы: на первом этаже размещаются гостиная, кабинет, кухня и столовая, а в мансарде - спальня.
Нынешняя улица Неваневского с особняками в стиле необарокко.
Проектируя деревянные жилые дома, Ю. Лисецкий использовал элементы архитектурного стиля, который в Польше получил название "закопанского". Считалось, что он наиболее близко передает национальные черты польской архитектуры.
"Закопанский стиль" - это сочетание принципов городского строительства с фольклорными региональными мотивами. Его основатель - польский художник Станислав Виткевич. Дома в "закопанском стиле" было принято строить на высоком фундаменте из колотого камня, с крутыми крышами, покрытыми гонтом. В двухэтажных домах второй этаж устанавливался поперек первого. Под навесом с южной стороны обычно располагалась открытая веранда, в скатках крыши находился мезонин.
Напоминает район Новый Свет в Гродно.
Головное отделение Банка Польского в Бресте, 1925г., неоклассицизм, архитектор- Станислав Филасевич (Stanislaw Filasiewicz).Следует заметить, что неоклассицизм в архитектуре межвоенной Польши довольно редкое явление, характерное только для начала 1920-х годов. Здание "Банка Польского" дошло до нашего времени практически в неизменённом виде, и мало того, не поменяло своего функционального назначения. Сегодня в доме №9 по улице Ленина размещается "Главное управление Национального банка РБ по Бресткой области".
Администрация Полесского воеводства в Бресте 1938 года. послужило это здание в качестве администрации Полесского воеводства не оченьдолго. Уже 21 сентября 1939 года у стен администрации прошёл совместный марш немецких и советских войск, ознаменовавший поражение Польской Республики в первых битвах Второй Мировой.В послевоенные годы в бывшем польском административном здании разместилась советская администрация Брестской области. В 1960-е годы была проведена реконструкция - к зданию пристроены два крыла, которые по стилю отличаются от основного объёма.
Костёл Воздвижения Св.Креста, постройка 1856 года в стиле классицизм по проекту архитектора Я. Фардона.
Воздвиженский храм - место, где хранится одна из наиболее почитаемых католических икон Белоруссии - икона Богоматери Брестской. Икона представляет собой копию образа из римской базилики Санта-Мария-Маджоре.
В начале 30-х гг. XX века в Польше был распространён фукнцкионализм, в некоторой степени, аналог советского конструктивизма.
03/07/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Белоруссия
- Города: Брест
- Отзыв о поездке: Прогулка по улочкам старого Брест-Литовска, весна 2015
- Отзыв о поездке: Брест: по городу, май 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.