До этого никогда не была в Азии. И поездка вызывала беспокойство: где брать воду, где ночевать, как бы не заразиться всякими Дэнге, как бы делать нужный километраж во влажном тепле по горам, чем питаться в этой странной стране, как общаться с людьми, и, актуальное для меня, как не дать себя облапошить.
Все случилось, как случилось, а не как предполагалось. Поначалу настроение путешествовать отсутствовало напрочь. Но к 4 дню, когда график совершенно очевидно полетел в тартарары, мы вкусили местной культуры и свыклись с "мелочами жизни", стало даже интересно.
Из всего массива привезенных фотографий мне нравится вот эта. И еще пара, сделанных в те же дождливые дни.
Треки на gpsies.
Проехали всего 689 км за ходовых 11 дней, с 2 по 13 января 2015. Маршрут: Ha Noi - sleeper bus to Ha Giang - Vinh Quanh - Coc Pai - Lao Cai - автобус в SaPa - Tan Uyen - Mu Cang Chai - Tu Le - B. Khe - Hoa Binh - автобус в Ha Noi.
Состав группы - ты да я да мы с тобой - мерзкий Жень и гадкий Юль.
Световой день - 11-12 часов. Восход в 6.30, заход в 17.30. Сумерки 6.00-18.00.
Карты по Вьетнаму плохие. Как ни странно, когда мы свернули совсем уж в сельскую местность, дороги оказались указаны верно. А вот с населенными пунктами беда. Не ясно из карты, город будет или деревня, и насколько населенный пункт может оказаться протяженным.
Дороги и движение Мы ехали по асфальту. Преимущественно он хорош, иногда "терка", иногда идеально гладок, на сельских дорогах раздолбан и, как правило, перемежается участками камней с грязью. К сожалению, также камнями он разбавлялся на крутом подъеме от Coc Pai по направлению к аутентичной деревне Nan Ma. Ехать тяжело, а с увеличением уклона и под палящим солнцем - невозможно.
Дороги от Hoa Binh в сторону Ханоя в перманентном ремонте, при котором половину проезжей части перекрывают, и кругом стоит пылища. Хотя она и так стоит столбом. Иногда из-за нетерпеливости водителей или раздолбайства рабочих потоки меняются местами, и движение резко становится левосторонним.
Мы попали еще на очень неприятный участок капитального ремонта, когда снимают дорогу вообще, подрывают и разрывают ближайший холм для увеличения ширины проезжей части, а потом кладут все заново. Наткнулись в километрах 10 до Mu Cang Chai на эту мерзость, расплывшуюся под шедшим весь день дождем. Пытались какое-то время ехать, но большую часть прошли пешком по колено в грязи, и избегая столкновений с тяжелой дорожностроительной техникой. Был еще небольшой участок где-то, но память девичья. Обочина гравийная, есть на главных дорогах, но на сельских и в горах на нее рассчитывать не приходится.
Через мелкие речушки в деревнях положены мостики, как в Марокко через уэды. Ввиду затяжного дождя они были в грязище. А через речки с каньончиками - навесные металлические узкие мосты, через которые скутеры проезжают по очереди. Иногда деревянные изогнутые мосты. По ним тоже ездят мопеды, груженые невесть чем.
Немного фоток дорог.
Вот новая дорога, еще местами недостроенная.
Водители автобусов и грузовиков водят очень лихо. Но их, как правило, не много. Гораздо больше скутеристов, везущих на своих мопедиках абсолютно, что угодно. По 6 огромных свиней, шкафы, огромные "елки" в горшках...
Самый большой трафик нам встретился на участке от Lao Cai до Sa Pa, конечно, помимо Ханоя. Мы, правда, сократили себе путь на автобусе. Чему оказались несомненно рады: на пути были заторы и огромные колонны фур. Дальше от Шапы в сторону Than Uyen тоже очень неприятный трафик фур (они просто ползут, что вверх, что вниз), но хоть автобусов почти не было. По поездке через Ханой у меня есть длинный ролик и отдельный небольшой пост.
Погода. Было обещано 18-25 градусов по цельсию и 20 мм осадков на весь сезон.
Первые пять дней примерно так и было. От 19 до 30 в разгаре дня. В горах попрохладнее, на солнце - пожарче. Потом вдруг небо затянуло сплошными высокими облаками, подул прохладный ветер и стало так хорошооо. Но с утра 7 дня зарядил дождь. Казалось, он не кончится никогда. Резко стало очень холодно. Днем восьмого дня температура не превышала +7. Небесный кранчик стал закрываться на 9 день. За эти дни, должно быть, выпала норма осадков за два сезона. Вообще, в последние пару походов небесная канцелярия нас не жалует. За бахвальство об удаче в Новой Зеландии и на Аляске, наверно.
Зато террасы наполнились водой и приобрели самые разнообразные оттенки; облака, в и без того влажном воздухе, висели прямо над полями; на дорогах стало меньше скутеристов. А те, что ездили в дождь, выглядели презабавно: эдакие белые летучие мыши (Накрывались полностью широкими полупрозрачными полиэтиленовыми плащами). Пожалуй, нам опять повезло с погодой =Р После этого снова восстановилась теплая погода со средней дневной температурой +24.
Во Вьетнаме очень влажно. В первые же дни мы не видели неба, скрывающегося за густой молочно-сизой дымкой. Но кажется, когда небо чистое пару дней, то оно проступает, и становятся видны контуры облаков. Тем не менее, почти все пейзажи тонут в дымке. Чем выше в горы, тем она плотнее. По утрам очень часто стоит туман, медленно поднимающийся ввысь. К вечеру же он тихо опускается обратно.
Сложилось впечатление, что Шапа по определеню, всегда в тумане таком плотном, что не видно ничего через сто метров. Церковь Ктулху.
Жень в тумане.
Через триста метров вниз туман оказывается облаками.
Ночевки. В первый же день, когда мы рванули сразу в Хазянг, прибыли туда в темноте часов в 9 и выгрузились еще не распакованные, нас быстро уговорили местные ребята, немного говоряшие по-английски, переночевать прям возле вокзала у какой-то бабульки. Странный икспирьенс вышел. Нас облапошили. Взяли 150 тыщ донгов за удовольствие ночевать в фанерных стенках и выходить в туалет на улицу. О душе я даже не мечтала.
В следующий вечер мы нашли на горной дороге не используемые террасы и встали на них так, чтобы нас не было видно с дороги. С одной стороны шуршали бамбуковые джунгли и пели цикады, с другой - всю ночь гулял праздник.
Оказалось, искать место ночевки во Вьетнаме непросто: или населенка сплошная или такая круть и чащоба, что не приткнешься. На следующий вечер мы внезапно переехали план, потому что вставать как раз было негде, да и трафик, и приехали в городок Vinh Quanh, от которого снова начался подъем. Уже смеркалось, потому мы попросились встать чуть ниже дороги на убранных террасах у женщины, которой они принадлежали. Пока ставили палатку ребятня ее и соседская с интересом залезали в нее и помогали укладывать вещи. Все было так мило и хорошо. Однако, часов в 9 к нам пришел наряд из 5 (!) полицаев, которые долго рассматривали паспорта, пытались придраться к визам. А потом заявили, что вставать мы здесь не можем, потому что здесь безумно опасно. При этом, общались мы через девушку, оказавшуюся среди них. Говорили мы каждый со своими акцентом, и понимание приходило только на бумаге. В итоге часовых препирательств, эти вежливые люди спасли наши паспорта от всех опасностей (в лице змей и юмора, как следовало из очередной записки), забрав их в участок в городке. С утра мы спустились в городок, попили с полицаями зеленого чаю, забрали паспорта и двинулись снова вверх. Настроение было испорчено. В этот же день встретили немку Ханку, путешествующую по Азии уже полгода в одиночку, к которой тоже как-то явились в ночи вежливые люди. Но она им не дала никаких документов, сказала: "Где хочу, там и встаю". А еще она умеет беспощадно торговаться. Чему и я в этот вечер училась. В итоге встали мы за ту же цену, что отдали в первый день, в прекрасном отеле Ngoc Son городка Кок Пай.
На следующий вечер очень вовремя встали, скрывшись в конических холмиках, до начала населенки. К тому же одним порывом налетело облако и осело туманом.
Потом нас ожидала ночевка в Шапе. Встали в хостеле Green Valley за 210 тыщ с видом на туман.
Приятный вполне. Кухня с бильярдом. Душ в номере. Подогревающийся матрас. Большой балкон. Просторные номера. Гараж. Интересно, что в городке цены в магазине не отличаются от обычных. А вот в кафе... Особенно европейской пищи. Здесь внезапно оказались толпы высоких светлокожих европейцев. Уже успела от них отвыкнуть. На следующую ночь после городка Tan Uyen с заоблачными ценами в гостиницах попытали счастья в заселенной впритык долине и запрятались в заброшенный сад сгоревшего имения где-то в террасовых холмах.
Следующие три ночи провели в гостиницах из-за дождя и отсутствия какого-либо желания возиться в глине (тем паче, что мы и так по уши были грязны из-за ремонта дороги), воде, лазать по мокрым джунглям etc. Торговаться я не научилась у немки, но нам все равно доставались недорогие номера. В предпоследнюю ночь обозлились на сплошную населенку и встали в ста метрах от последнего сарая какой-то из деревень на всхолмье в просматриваемом насквозь лесу. Полночи ждала полицаев. Видимо, их не водится в такой глуши. В ста пятидесяти метрах дальше от места ночевки, конечно, на утро оказались домики. В последнюю ночь устраивали бесплатный цирк в аэропорту. Кстати, гостиница - Nha Nghi или Khach San.
Вода. Питьевую воду мы только покупали, благо сплошная населенка. Ну, утром я сливала кипяченую из чайника в бутылку. А для ночевок набирали в речках и ручьях. В горах с водой проблем нет. Она прозрачна, или бывает с небольшими частями земли коричневатая. Только, когда трехдневный дождь образовал почти фонтанирующие грязевые потоки вместо чистых ручьев, в горах началась с водой напряженка, которая решается наличием фильтра. Иногда местные делают "бамбуковый водопровод", подводя таким образом воду из какого-нибудь удаленного ручья к дороге и позволяя ее легко набирать из полутрубки. А в долинах реки зеленые, хаки, коричневые. И доверия не вызывают никакого при наличии у крестьян скота, птицы, отходов собственной жизнедеятельности.
Бутылка 0,5 литра стоит обычно 5-7 тыщ донгов. А бутылка 1,5 литра - 10 тыщ донгов стандартно.
Закупки и еда. В магазинчиках продается море разной лапши типа доширака и каких-то чипсов, оптовые пачки печений типа чокопая, есть рисовая лапша. Нет шоколада. Но встречаются орешки. А еще встречаются какие-то тяжелые плотные печеньки, даже скорее мини-рулеты, с какой-то фруктовой начинкой. Но редко. Вот они вкусные и нажористые. Также редко, в основном в городах в больших магазинчиках, можно купить консервы: тунец (годный), свинина (плавающий в воде жир) и говядина (много воды и жил, но есть можно). Сложилось впечатление, что на севере страны отсутствует понятие супермаркета или традиционного в нашем понимании магазина. Нам повезло, что в первый же день я зашла в магазин, в котором висели ценники на продуктах. Хотя, в магазинчиках ни разу на нас не пытались нажиться.
Однажды я увидела в магазине что-то от нестле с рисунком овса и риса. Решив, что это такая смешанная каша, на радостях купила. Оказалось, это какая-то фитнес хрень, которую надо заваривать в чашке и пить. Провозила с собой весь поход. Лежит теперь дома.
Питались мы утром рисовой лапшой с консервами, днем перекусывали фо в кафешках или печеньками, изюмом, орешками, как повезет. Нам иногда дарили мандарины =) Однажды купила какого-то вкуснейшего пудинга с фруктами. Кстати, в магазинах можно купить йогурты или молоко, а вот сыр - нет, по причине отсутствия холодильников. Вечером ели бомжпакеты или кушали тофу с комом (рисом).
Тофу мне не пришлось по душе. Рис у них прикольный. Подается по-разному. Иногда со смесью орешков с солью, иногда с томатным соусом только что свареным. Очень нам с Женем понравился суп фо. Особенно в дожливую погоду он приходился бальзамом на холодные пустые желудки. Стоит фо от 20 до 25 тыщ за тарелку. Ком (рис) обычно входит в стоимость тофу. Около 20 тыщ донгов за порцию.
Курица или мясо очень дороги. В городском кафе за порцию костлявой курицы не больше бедра (впрочем, вкусной), к которой прилагается рис, попросят 150 к. А я, как уже выяснилось, торговаться не умею. Особенно, когда на стене черным по белому написаны блюда и их цена на вьетнамском. Женю пришлось по вкусу вьетнамское пиво. В лавочках и вдоль основных дорог продается много фруктов, травы всякой и овощи. Готовили на горелке. Бензин зеленого цвета. Пахнет странно.
Национальные и не очень особенности.
У мужчин в сельской местности длинные желтые страшные слоящиеся или трескающиеся ногти. Чаще на правой руке. Иногда - только большой и указательный пальцы украшены когтищами. Видела, как один из мужчин ловко чистит своим когтем мандарин.
Все кричат "Hellooo" (растягивая последний звук и повышая на нем интонацию, что у нас выражает удивление), когда мы едем в населенке. И дети, и взрослые. После ответного привета иногда вслед раздается придурковатый смех. В последние дни нас это жутко достало. Почему-то очень много детей были замечены вне школ и детских садов. Хотя едущих из/в школу мы тоже видели огромные толпы. И в зной, и в дождь. Вот едут из школы запоздавшие на обед школьники. Они обязательно в форме, которая чаще всего синего, зеленого или бордово-красного цветов.
Насколько я поняла, и если правильно помню время, то получается, что к 8 дети едут в школу, в 11 едут на обед домой, к часу возвращаются на занятия и разъезжаются по домам в 16-17.
А вот дети днем тусят, хотя школа стоит здесь же в деревне.
Людей, ходящих сплошь в национальных одеждах, мы встречали в долине реки Song Chay и в деревушке Nan Ma на перевале после Coc Pai.
В принципе в любой деревушке в сельской местности, стоящей вдали от основной дороги, нас окружали при первой же остановке и дети, и взрослые. Смеялись, лопотали, трогали. Но и спрашивали, нужна ли помощь, некоторые. Из нехорошего было только одно: в Nan Ma совсем малыши лет 3-5 хватались за багажники и бежали за нами (подъем в перевал). Это напрягало: страшно, упадет, попадет под колесо...
Основные запахи: гарь, навоз, выхлопы ужасного бензина. Никаких цветочных, травяных свежих ароматов, даже запаха глинистой земли. Часто на дороге воняет чем-то буквально тошнотворным: крестьяне жгут что-то особенное.
Впервые услышали громкоговорящее радио в злосчастную ночь спасения от юмора наших паспортов. С наступлением сумерек из города откуда-то поднимался по полукружью серпантина механический гул. Поначалу я думала, что у кого-то слишком громко работает телевизор. Но утром в 6 выяснилось, что это типа советского радио маяка, но на весь город. Гимн - зарядка - говорильня. И так часов до 8-9 утра. Пока занятия у детей в школах не начнутся. А вечером часов до 10. "Башня пропаганды" присутствует почти в каждом городочке севера. Днем они не работают, вот мы и не знали о них. С увеличением ночевок в поселениях это стало чем-то вроде колыбельной и будильника.
Вьетнам - страна террас, рисовых полей и безумно красивых гор сплошь заселенных.
Еще мне было любопытно посмотреть рельеф местности рядом с Hoa Binh. Со спутника выглядит очень необычно.
Мы как раз заехали в тех местах в совсем уж глушь. Вблизи так все и есть: пупенечки, а между ними поля.
Болезни. Опасности. Живность.
Опасных животных замечено не было. Один раз я заметила на дороге раздавленную пеструю ленточку змейки и боялась шорохов полночи.
Присутствуют комары. Но мало. Дэнге, малярией или еще чем страшным никто не заразился. Недалеко от города Coc Pai в каньоне зеленой речки еще были неприятно кусачие мелкие мошки. Единичные.
После чтения отчета katerinakost опасалась ночного нашествия термитов и обильно опрыскивала землю вокруг палатки остатками новозеландского репеллента. Хорошо, что кончился, наконец ;Р Никакой специфической живности мы не встречали. Ну, коровы лунорогие,
волы, впряженные в телеги (где-то я на видео засняла), лошади иногда, жучки диковинные, цикады всю ночь серенадят. Правда, как-то встретились со странной белкой в бамбуковых зарослях. И видели птиц длиннохвостых. Да фоток нет. Однажды ехал навстречу парень на мопеде, а в руке держал шнурок, на котором висела какая-то, как я сначала подумала, странная крыса. Потом разглядела, что это маленький свин. Найди свинюшку ;р
Перелеты, переезды - транспорт.
Лететь из Москвы 8 часов. Утомительно. Зато посмотрела "Отель Гранд Будапешт". Кресла уж очень маленькие. У меня не откидывалось. При сопоставимой стоимости с туркишами у аэрофлота бедненько. Прилетели утром в 8.45
Долго ждали выдачи багажа. Почти час. На улице +14. Стоит влажная дымка, через густоту которой даже не видно облаков. Загрузились в шаттл до вокзала My Dinh. В аэропорту обменяли 100 баксов, так как терминал совсем новый и еще не подключены АТМ. Курс в аэропорту 1$ = 21034VND. Терминал симметричный. С обеих сторон бассейны, собирающие толпы народу. Нам влажно и тепло. Город производит пока ошеломляюще мерзкое впечатление: шум, пыль, толпы зевак и помогателей. Нам все что-то предлагают. Мы только вежливо улыбаемся и говорим "no". В My Dinh оперативно загрузились в sleeper bus до Ha Giang. Вопреки написанному про них, было чисто, и никаких лишних людей. На паре остановок заходили торговцы съестного. Но не навязчивые. Для моего роста удобно. Поспали нормально. Стоит 200 к с человека. Багажные отделения большие.
От Lao Cai мы изначально планировали доехать до Шапы своим ходом, но в связи со срывами графика из-за полицаев и тяжело давшегося перевала решили доехать на автобусе. Он уходит от ж/д вокзала и стоит 28000. Идет каждый час с 5.10. Но с нас содрали огромную сумму. Так как сумки закинули в хилый багажничек, а велосипеды поставили в салон на задние сидения, и они заняли 5 мест, плюс мы еще два. Заплатили 200 к.
От Hoa Binh мы планировали сесть на автобус до вокзала Ми Динь, а там запрыгнуть в какую-нить маршрутку. Но вышло немного иначе. У въезда в город в паре километров стоит новый автобусный терминал какой-то компании. Заглянули к ним. Автобусы небольшие. Проезд до Ханоя стоит 50к. Решили доехать до автовокзала в городе.
Автобусы маленькие. Стоят столько же. Делать нечего. Разобрали велы, как всегда, собрав толпу глазеющих. По идее до My Dinh автобусы ходят каждые 15 минут. Но они почему-то проходные. Надо очень быстро грузиться. Подъехало два автобуса. На первом был написан неизвестный город. А во второй мы начали спешно грузиться. Наши велы закинули на задний ряд сидений, хотя они поместились бы в багажник. И с нас содрали 300к, хотя собирались 400, за то, что мы занимаем так много мест. Так то.
Это оказался еще и не тот автобус (рукалицо). Как мы оба не посмотрели на надпись - я не знаю. В итоге, высадил он нас на большом современном автовокзале где-то в 10 км от Ханоя. Не беда. Собрали велы и поехали в центр. Движение сумашедшее: никто не соблюдает сигналов светофоров, все едут и идут, куда хотят, гудя при этом совершенно неистово. Стоит столбом пылища и ужасная вонь. Голова от этого разболелась быстро.
Заехали к озеру по пути на вокзал Long Bien. Это ж/д станция, внизу стартуют только два автобуса: 10 и 17, идущий в аэропорт окольными путями. Автобус нас с велами не взял, даже после долгих уговоров и обещаний упаковать их как можно компактней. А на улице смеркается уже. Но делать нечего: навернем еще тридцатку. По ровняку эти километры катятся легко. На кольцевой попалось несколько заторов - уж очень она узкая для такой массы. А затем шустро погнали по обочине шоссе в конечный пункт нашего путешествия. По прибытии снова начался бесплатный цирк: велотуристы разбирают велы. Люди переговариваются, что-то нам советуют, как всегда, щупают... Один мужик спросил, не желаем ли мы продать наши велы... Преимущество данного терминала в том, что ночью почти никого нет, и на довольно редких скамеечках удобно спать: у них нет разделительных подлокотников. В честь открытия терминала весь январь в кафешках 20% скидка, что выгодно.
Почему-то за велосипеды, как вторые куски, с нас взяли не 100 евро (по 50 за каждый), как следует по правилам Аэрофлота, а 100 баксов. Мы переглянулись и дали просимую бумажку. Но принимают только наличку.
Это второй аэропорт за нашу историю перелетов, где на велы повесили бирку "fragile".
Внутрь зоны вылета можно проносить бутылки с водой, а там есть фонтанчики. Внутри кафешка безумно дорогая. Не наскребя на бутылку воды (я свою перед контролем выкинула, ожидая, что ее отнимут), пошла вдоль еще закрытых павильонов и наткнулась на магазинчик, в котором мне дали стакан для воды из кулера.
Траты:
Автобусы = 1400000
Гостиницы = 1010000
Еда = 1011000
Кафе и перекусы = 1560000 (888000 в пути)
бензин 29000
вода = 175000
Всего 5185000, примерно 13600 рублей или 250 баксов. Курсы на тот момент 1р=380vnd, 1$=21387vnd.
Поломки. На третий день - день уныния - выяснилось, что у Женя бесповоротно сломалась ручка заднего гидравлического тормоза, а у меня бесповоротно накрывается трещотка. В ручке запал поршень из-за чего-то там с мембраной. Жень стер две пары колодок. А я всю дорогу после спусков начинала бешено крутить педали, чтобы собачки отлипли. Но иногда все равно приходилось останавливаться и раскручивать педали вручную в ожидании благости собачек. И передний переключатель у меня засорился до такой степени, что перестал в конце переключаться.
19/06/2015 10:00
Материалы по теме
- Страны: Вьетнам
- Отзыв о поездке: Вьетнам. Почтамт Сайгона, 2014
- Отзыв о поездке: Мототрип из Фантьета до Нячанга, 2015
- Отзыв о поездке: Вьетнам. МотоСайгон, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.