С самого детства меня привлекала романтика путешествия на поезде, когда ездил с родителями в гости к моим родственникам в Тамбовской области. Одной из тех профессий, которых я хотел бы освоить, была профессия машиниста, хотя я по натуре не технарь. Когда читал книги об освоении Сибири, меня манил Транссиб вместе со среднеазиатским Турксибом и мечтой увидеть Узбекистан после прочтения сборника народных сказок "Гора самоцветов".
Когда я мечтал о том, что я буду править локомотивом сообщением Москва-Владивосток, мне как-то сказали о том, что максимум поначалу, что тебе дадут водить электричку Новозыбков-Унеча туда-обратно и каждый день, я немного огорчился. Это было в 10 лет. Сейчас же до сих пор меня привлекает романтика путешествия поездом, особенно плацкартный вагон.
Всегда хотелось увидеть вживую старые ретропоезда, войти в отсек машиниста, понять принцип управления локомотивом, хотя сейчас понимаю, что, видимо, сейчас машинисты быстро теряют слух из-за того шума, который производит работающий двигатель всех этой огромной махины. Знаю, что на Рижском вокзале Москве есть подобный музей, но за время жизни в Москве в 2005-2013 гг. ни разу не посетил его.
Всё-таки, мне представилась такая возможность прикоснуться к одной мечте детства, когда посетил Брест на 1 мая нынешнего года. При первом визите в этот город в 2012 году я видел эти экспонаты через стену (сам музей был закрыт), но в этот раз в праздничный день я посетил это место, которое как-раз напротив входа в Бресткую крепость находится через дорогу.
Музей основан 15 мая 2002 года компанией Белорусские железные дороги (БЧ). Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей - 1200 метров. Экспозиция музея представлена 56 экспонатами подвижного состава. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.
Посмотрим на некоторые экспонаты более пристально.
Паровоз типа 1-5-1 серии Феликс Дзержинский 20 №12-37. Построен в 1936 году на Ворошиловградском (Луганск) паровозостроительном заводе. Мощность-3200 л.с. Конструктивная скорость-85 км в час. Локомотив Был создан в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией, когда правительство страны потребовало от железнодорожного транспорта справиться со всё возрастающим грузооборотом.Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок - 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. Полученный при проектировании и производстве "Феликса Дзержинского" опыт был использован при создании всех последующих советских паровозов.
Паровоз типа 1-5-1 серии ЛВ №0202, построен также на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1956 году. Один из последних серийных грузовых паровозов, строящихся в СССР перед переходом на тепловозную тягу. Данный тип паровоза получил прозвище "Лебедянка". Опыт проектирования паровоза ЛВ был в значительной степени использован при создании одного из лучших китайских паровозов - QJ.
Топка в внутри кабины.
А этот паровоз напомнил мне заставку к английскому детективному сериалу "Пуаро Агаты Кристи" ( Agatha Christie's Poirot). Сам состав типа 2-42 серии П36 №0050 от Коломенского паровозостроительного завода (1955г.), его конструкционная скорость -125 км в час. Это также один из последних серийных пассажирских паровозов перед переходом на тепловозную тягу СССР.
Паровоз типа 1-5-0 серии Серго Орджоникидзе 17 №3268, выпущен в 1948 году на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Тепловоз типа ТЭЗ №6965, выстроенный в 1968 году на Луганском тепловозостроительном заводе.
Пассажирский тепловоз серии ТЭП60 №0437 от Коломенского тепловозостроительного завода (1971 год).
Тепловоз серии 2ТЭ109-002Б, построенный на Луганском тепловозостроительном заводе в 1969 году. Его особенность такова, что при замене колёсных пар он может эксплуатироваться на Стеффенской колее 1435 мм.
Кабина машиниста в этом тепловозе.
Паровоз типа 0-5-0 серии ЭУ №699-45, построен в 1929 году на Брянском тепловозостроительном заводе. Данный тип разработан в 1909 году по заказу частной Владикавказской железной дороги инженером тяги Вацлавом Лопушинским, выпускался до 1957 года.
Тепловоз серии М62 №1003 Луганского тепловозостроительного завода с 2 кабинами машиниста (1970 г.). Этот тип прекрасно знаком, ибо все пассажирские поезда Брянской области управляются этим типом тепловоза.
Маневровый тепловоз серии ТГК2 №149, выстроенный в 1962 году на Калужском машиностроительном заводе.
Это особый танк-паровоз, впервые об этом узнал. Это такая конструкция, не имеющая тендера: вода и топливо хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве. Танк-паровоз был разработан в Англии в 1848 году, впервые в России в 1861 году для отстроенной Московско-Нижегородской линии.
Дореволюционный пригородный вагон для пассажиров 1 класса. Подобных в этом музее несколько, среди который вагон с передвижной операционной, запах из которой до сих пор не выветрился, поэтому для посетителей пока закрыт.
Внутренний интерьер, прообраз Рижских электричек. Музейный работник рассказал, что это реконструированный облик, музей пока не смог раздобыть аутентичные пассажирские пригородные поезда.
Тепловоз ТЭП60-774 в память курсанта Военной академии Беларуси Дмитрия Гвишиани (1978-1999 гг.). 28 августа 1999 года в 22:50 тепловоз ТЭП60 поезда №660 Брест-Минск, на котором ехали Дмитрий Гвишиани и его сокурсники, внезапно загорелся. Гвишиани стал тушить пожар, во время чего, вследствие взрыва аккумуляторной батареи, встроенной в нишу топливного бака тепловоза, его окатило горящей соляркой. С сильнейшими ожогами он был доставлен вертолётом в Минск в 432 главный военный клинический госпиталь.
От полученных ожогов в ночь с 31 августа на 1 сентября Дмитрий Гвишиани скончался.
За исключительную отвагу и личную храбрость, проявленные при спасении людей во время пожара, курсант Дмитрий Гвишиани был посмертно награждён орденом "За личное мужество". На основании постановления от 27 января 2006 года начальника Белорусской железной дороги Владимира Жерело и председателя Белорусского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Олега Винника тепловоз ТЭП60-774 назван "Курсант Дмитрий Гвишиани" в Минске. 23 февраля 2006 года состоялся первый рейс именного локомотива. В 2012 году тепловоз имени Дмитрия Гвишиани передан в железнодорожный музей Бреста.
Обратите внимание на совмещённую Русскую колею 1520 мм и Европейскую Стеффенсовскую 1435 мм. В 2 км Польша начинается, где-то в самом Бресте международные поезда РЖД меняют колёсную колею для продолжения поездки в страны Евросоюза.
Всем знакомая Рижская электричка.
Маневровый тепловоз 1988 года от Брянского машиностроительного завода (БМЗ), серия ТЭМ15 №017. Мой регион рулит.
Тепловоз типа 0-5-0 серии ЭМ №727-24, 1933 г., Харьковский паровозостроительный завод.
Такой вот вам слепок индустриализации, подойдёт для дизельпанка и немного стимпанка.
20/05/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Белоруссия
- Города: Брест
- Отзыв о поездке: Белорусские выходные, май 2015
- Отзыв о поездке: Дождливый предрождественский Брест, новый год 2015
- Отзыв о поездке: Золотая осень в Бресте, осень 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.