Сегодняшний день нашей поездки был последним днем пребывания в Польше и должен был стать богатым на яркие впечатления, ведь вчера я нашел залаз в самый большой в Европе подземный комплекс - "Логово дождевого червя" и сегодня мы собирались проникнуть в заброшенную часть системы и исследовать столько, сколько сможем пройти.
Но сперва мы решили посетить музейную часть комплекса, которую должны были по плану посетить еще вчера, но в связи с Пасхой она оказалась закрытой.
Это один из двух музеев Восточного вала. Первый, который мы посетили несколько дней назад, был гораздо больше, но его состояние мало отличалось от заброшенной части системы, этот же музей имеет наиболее хорошо сохранившуюся часть комплекса и неплохо отреставрирован, чем и интересен.
Кроме того музею принадлежит наиболее хорошо сохранившейся панцерверк 717, единственный панцерверк укрепрайона, который не был взорван советскими солдатами после захвата комплекса.
Работники музея говорят только на польском, даже на примитивный английский раcсчитывать не стоит, но польский - не финский, зная русский или украинский, объясниться можно без проблем. Экскурсия также предлагалась лишь на польском. Музей предлагает два типа экскурсий: короткую 1,5 часа и длинную 2,5 часа. Я, естественно, взял вторую, как потом оказалось зря.
В этой части комплекса проведено освещение, отсутствует наскальная живопись и вообще все очень цивильно, именно эту часть и посещают многочисленные туристы, приезжающие, чтобы познакомится с "Логовом дождевого червя".
Масштабы подземного строительства в очередной раз поразили. Сколько же работы и средств было затрачено на сооружение этого объекта!
Дальше последовал неприятный нежданчик. Экскурсия, которая должна была длится 2,5 часа, продлилась всего час и двадцать минут! По сути мы быстро осмотрели панцерверк 717, и то мужик все время подгонял нас, после чего нам показали крохотную часть подземной системы и на этом все закончилось. Длинная экскурсия должна была включать в себя поход по потерне к соседнему панцерверку и его осмотр, но мужик сказал, что летучие мышки спят и их нельзя будить потому к соседнему панцерверку мы не пойдем. Мол, не сезон еще, вот с 15 апреля начнутся полноценные экскурсии. После такого поворота событий, я направился в кассу поинтересоваться, почему нас обманули? Но касса была закрыта и от работников музея не осталось и следа.
Хоть разница в цене между короткой и длинной экскурсией 1 евро, но тут дело не в цене, а в принципе. Неприятно, когда тебя считают за дурака. Я общался с полькой из нашей группы, которая единственная владела английским - она попросила скинуть ей фотки с экскурсии на имейл, так она и ее семья тоже купили билет на длинную экскурсию, таким образом нас всех кинули. Неприятное впечатление осталось у меня от этой конторы да и экскурсия была никакая, посетить ее стоило лишь ради того, чтобы увидеть панцерверк прекрасной сохранности.
Но я не особо расстроился, ведь следующим пунктом нашей программы было то, о чем я давно мечтал - спуск в заброшенную часть "Логова дождевого червя". Правда, я не был до конца уверен, что мы не упремся на нижнем уровне в решетку или лестница вниз и вовсе будет отсутствовать, как это было вчера в одном панцерверке, но интуиция мне кричала - "сегодня ты будешь там!" и у меня не было оснований ей не доверять.
Признаюсь, было стремно оставлять автомобиль тут в лесу, вдали от цивилизации, ведь Польша имеет репутацию страны, где тащат все, что плохо лежит. А регион, в котором расположен Мезерицкий укрепрайон - настоящая глушь, где из населенных пунктов лишь хутора да деревушки. На всякий случай я выложил из автомобиля все, кроме тех вещей, что мы брали с собой в подземку, отвел его немного в сторону, чтоб не бросался в глаза с проходящей мимо дороги и мы полезли в панцерверк. Путь в подземную часть был открыт.
И снова офигевание от масштабов строительных работ - чего стоят только эти бетонные колодцы с массивными лестницами!
"Логово дождевого червя" правильней было бы назвать логовом летучих мышей, ведь тут обитает самая крупная колония этих животных в Европе. Так много летучих мышей я не видел никогда в жизни, во время нашей прогулки у них еще продолжался период спячки и колонии спящих летучих мышей висели гроздьями на потолках и стенах во время нашей прогулки. Отдельные особи уже проснулись и порой пугали нас внезапностью появления перед глазами.
Мы бродили более пяти часов по подземной части практически без остановок и прошли за это время более 15 километров под землей. Система, конечно, впечатляет масштабом но исследовать ее пешком очень утомительно. Комплекс напоминает метрополитен: через каждый километр расположен очередной вокзал а между вокзалами скучные перегоны. Ты идешь километр и видишь лишь тоннель и летучих мышей. Скучно. В этом плане объекты линии Мажино будут в разы интересней для исследования, там расстояния не такие огромные и прекрасная сохранность.
В "Логове дождевого червя" же смотреть особо нечего - кроме бетона внутри ничего нет. Тем не менее это все равно очень крутой объект по своим масштабам не имеющий аналогов во всем мире.
За пять часов подземной прогулки мы дошли до границы с музейной частью и вернулись назад, осмотрев менее трети комплекса.
Выбрались наружу, когда уже стемнело. Автомобиль стоял там же, где мы его оставили нетронутым, что нас очень порадовало. Даже успели добраться до отеля и успеть на ужин. На этом наша польская часть программы завершилась, а у нас все отчетливо начала проявляться простуда. Ведь погода до сих пор была адской - холод, сильный ветер и полосами дождь с градом.
Трудно представить себе более мерзкую погоду, чем та, что сопровождала нас все наше путешествие. Итог не заставил себя ждать - проснувшись утром, мы с братом поняли, что заболели. Тем не менее я решил продолжить путешествие, ведь впереди у нас было запланировано три дня исследования покинутых советских воинских частей, щедро рассыпанных в окрестностях Берлина. Я забронировал отель в Потсдаме и мы выехали к первой цели нашего маршрута - немецкому городу Айзенхюттенштадт, примечательному тем, что был построен в 1950 году в ГДР и в период с 1953 по 1961 годы назывался Сталинштадт.
Город для Германии уникальный и будучи в тех местах, я не мог его не посетить.
Изначально мы планировали погулять по городу, но в связи с простудой и скверной погодой ограничились покатушками по городу на машине, я вел, брат снимал сквозь стекло.
Айзенхюттенштадт является плановым городом, построенным с нуля в стиле советской архитектуры 1950-х годов. Так что город сам по себе является достопримечательностью, хотя и одноразовой. Второй раз сюда приехать вряд ли захочется.
Есть в городе и памятник советским солдатам.
В Айзенхюттенштадте мы сделали остановку, чтобы зайти в супермаркет и купить чай и имбирь на вечер, а также медикаментов в аптеке. Следующим пунктом на сегодня у нас был запланирован заброшенный больничный комплекс Беелиц-Хайльштеттен под Берлином. Но как только мы вошли в супермаркет, у нас с братом все поплыло перед глазами и стало очевидно, что наш тур закончен. В таком состоянии и при такой погоде лазить по заброшенным городкам было бы глупостью. Мы сели в авто, немного покружляли по Айзенхюттенштадту и отправились в Циттау.
Сейчас я понимаю, что это даже хорошо, что так все получилось, все таки заброшенные места, особенно военные городки нужно снимать при хорошей погоде и когда уже появилась первая зелень. Это бункера можно снимать в любое время года, под землей картинка от сезона не зависит, а репортажи с поверхности надо делать с мая по октябрь. Теперь у меня есть повод вернуться в Берлин и завершить запланированное но уже в теплое время года и при хорошей погоде.
По дороге в Циттау встретили промышленный локомотив с составом, груженым углем. Возле Котбуса находятся крупные угольные разрезы, там вообще довольно интересная местность, надо будет как-нибудь там тоже поколесить.
На следующий день, после того как мы прибыли в Циттау, погодка начала меняться, выглянуло солнце и потеплело. Я очень хотел погулять по Циттау с фотоаппаратом, но состояние здоровья мне не позволяло выйти на улицу. Было вдвойне грустно просиживать отпуск в комнате, когда на улице солнце и весна.
На следующий день стало еще теплей и мы с братом поехали помыли машину и почистили салон - после наших бункерных покатушек по польским грунтовкам машина имела весьма засранный вид. После чего взяли по бутылочке пива и сидели в парке на лавочке, пили пиво и грелись под солнцем, а я мысленно прощался с Циттау. Все это время Циттау был моим домом, ведь тут жил мой брат и мне всегда было у кого остановиться. Много счастливых воспоминаний связано у меня с этим удивительным городом, тут я был всегда счастлив. В следующий раз я приеду сюда уже туристом и это будет явно не скоро. А пока я сидел на теплой лавочке, вырезанной прямо в стволе толстого дерева, смотрел на солнце и просыпающийся после зимней спячки город и вспоминал те радостные дни, что были в нем прожиты.
На следующий день утром я выехал в направлении дома. Изначально я хотел ехать через Германию и по дороге посетить туристическую шахту под Хемницем и погулять по красивому Цвикау, но произошло то, что изменилo ход моего маршрута и я поехал через Чехию.
А произошло вот что. У меня есть замечательная книга посвященная бункерам Европы. Из этой книги я уже узнал о двух интересных местах в Саксонии, которые посетил в первый день своего путешествия. И вот теперь, вернувшись в Циттау, я взял книгу в руки с целью поискать информацию о советской ракетной базе, которую мы нашли в лесу в Польше. Про польскую базу информации в книге не было, но была информация о точно таком же бункере для хранения советских ядерных боеголовок в Чехии, причем бункер этот был музейным. Я засел в интернет и вскоре нагуглил сайт бункера, оказалось, что как раз в эту субботу в час дня в бункере состоится открытие туристического сезона.
Это была удача! Мои планы сразу изменились и дорога домой теперь проходила через Чехию.
К назначенному месту я прибыл в половину второго, народу перед воротами на территорию части было очень много, я прям не ожидал, что в Чехии бункерная тема настолько популярна.
Пройдя через территорию военного городка метров четыреста, попадаю ко входу в бункер. Внутрь пока не пускают, путь перекрыт полосатой лентой.
Оцените количество людей, пришедших на открытие бункера. В кадре лишь половина, вторая половина посетителей ждала снаружи. Чувствую, что скоро бункера станут мейнстримом, как это уже происходит с темой Urban Exploration.
Наконец-то ленточку сняли и народ запустили внутрь, я был в первом ряду, чтобы сделать снимок без толпы людей. Состояние бункера идеальное. Как же круто побывать в бункере идеальной сохранности после того, как сперва побывал в таком же бункере, но заброшенном. Очень интересно ходить по тем же комнатам, в которых уже был, но только теперь видеть не голый бетон, а оборудование и механизмы.
Гуляя по бункеру, я приоткрыл дверь в одно помещение, намереваясь туда войти, но рядом возник мужичок в солидном костюме и жестом показал мне не заходить внутрь, при этом он зашел в помещение сам. Я сперва не понял, чем вызван такой запрет, но произошедшее через десять секунд прояснило ситуацию:
Как вы поняли, открытие сезона было организовано с большой помпезностью, присутствовала пресса и даже телевидение, а вход для посетителей был совершенно бесплатен.
Музей в бункере-хранилище ядерных боеголовок был создан в 2013 году тремя энтузиастами после того, как они посетили Музей ракетных войск стратегического назначения в Украине. Их так впечатлило увиденное, что парни загорелись идеей создания музея похожей тематике в Чехии. Уцелевшее советское хранилище ядерных зарядов "Явор 51" подошло для этих целей идеально.
Часть инфостендов, посвященных советской ядерной программе, иллюстрированы фотографиями с украинского музея. Было очень приятно попасть в бункер в чешской глубинке и увидеть тут надписи на украинском.
Ну и вишенкой на торте в этот день стало выступление джаз-бенда, создавшее внутри бункера уютную атмосферу убежища из Fallout'a.
Концерт был шикарен, как и атмосфера внутри.
Чехи, конечно, большие молодцы, что тут еще можно сказать?
Это был последний объект посещенный мною в этом длинном и насыщенном путешествии. Дальше я без приключений доехал до дома и путешествие завершилось. Это был очень яркий и насыщенный тур, хоть и проходил он при ужасной погоде под серым небом. Для себя я сделал вывод, что начинать сезон путешествий в апреле рановато, в следующий раз лучше подождать мая, а если куда и ехать в апреле, то разве что на юг. По итогам путешествия было отснято более трех тысяч фотографий и много видео. Брат обязательно смонтирует фильм об этой поездке, ну а я по мере наличия времени буду писать посты обо всем, что мы видели и посетили. В следующем посте я проведу голосование и дам читателям право выбрать те посты, которые будут опубликованы в течении месяца, публикация же остального материала произойдет позже, что-то будет опубликовано в этом году, что-то в следующем.
06/05/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Польша; Чехия; Германия
- Города: Потсдам
- Отзыв о поездке: Индустриальная архитектура Циттау, весна 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.