Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau



    По степени известности и посещаемости музеи можно условно разделить на три категории. Первая категория - самые известные мировые музеи с количеством посетителей от нескольких сотен тысяч до миллионов в год. Тут все понятно, про них куча информации в сети, они включены во все путеводители и входят в списки главных достопримечательностей стран и городов, в которых они расположены. Вторая категория - менее известные в международных кругах, но достаточно известные внутри страны или области музеи с десятками тысяч посетителей в год, обширной экспозицией и регулярно проводимыми в стенах музея различными мероприятиями. И третья категория - затерянные в провинциях музеи, о которых вы никогда не узнаете и в которых никогда не побываете, если не прочтете о них в блоге у Технолирика, потому что больше про них никто и не напишет. Таких музеев очень много в Восточной Германии, которую несправедливо обходят стороной как международные так и внутренние туристические потоки, а ведь там в провинции можно найти настоящие сокровища.

    Музей городской истории и паровых машин городка Вердау относится к последней из перечисленных мною категорий. Тут нет туристов, нет посетителей, на входе дремлет продавщица билетов, и я был единственным посетителем этого музея в тот день. И ничуть об этом не пожалел - ведь внутри музея находится настоящий клад для любителей эстетики стимпанка - красивейшая и идеально отреставрированная паровая машина 1899 года выпуска. Это самая красивая их всех паровых машин, что мне доводилось видеть, спешу поделиться этой красотой с вами.

    Но сперва пару слов о музее. Городок Вердау находится в непосредственной близости от крупного саксонского города Цвикау и в прошлом, как и Цвикау, обладал развитой промышленностью и был весьма процветающим городом, о чем свидетельствует прекрасно сохранившаяся городская застройка 19-го века. Городок очень красивый, прекрасно отреставрированный и уютный.

    Так выглядит улочка, на которой расположен музей. Мой визит пришелся на воскресенье, поэтому улицы городка выглядят совершенно безлюдными.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Музей находится в одном из самых старых зданий Вердау дошедших до наших дней. Здание музея (на фото слева) было построено в 1781 году

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Внутри здания на нескольких этажах расположилась музейная экспозиция, посвященная истории Вердау, а также включающая большое собрание фарфоровых изделий фабрики Fraureuth, существовавшей в период 1866 по 1926 годы.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Атмосферная комнатка с собранием старинных музыкальных инструментов, музыкальных шкатулок и проигрывателей пластинок.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Так выглядел Вердау в 1628 году. Модель города была воссоздана по рисункам того времени сообществом юных историков одной из школ города в 1958-1960-х годах.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Один из рисунков с панорамой города в 1628 году, который служил в качестве основы для создания модели. В 1756 году в городе случился сильный пожар, уничтоживший практически всю городскую застройку, так что эта картина одна из немногочисленных свидетельств того, как выглядел город до пожара.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Еще одна картина, на которой изображен торжественный вход в город герцога Фридриха Вильгельма с войском в июле 1809 года, после бегства из города французской армии во главе с Жеромом Бонапартом.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Но в музей меня привел отнюдь не интерес к городской истории, поэтому на этом я закончу беглый обзор первой части музея и перейду к детальному обзору той части музейной экспозиции, что посвящена индустриальной истории и паровым машинам в частности.

    На выходе в музейный парк установлен первый представитель экспозиции паровых машин - двигатель Стирлинга 1885 года выпуска.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Вид на здание музея со стороны музейного парка.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В центре музейного парка расположена садовая железная дорога.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Функционирует она лишь в определенные дни в году, так что полюбоваться бегающими среди таких живописных локаций игрушечными поездами не получилось.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Миниатюрный мир сделан с большой любовью к деталям и смотрится потрясающе.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В модели замка, легко угадывается саксонский Шарфенштайн.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Помимо миниатюрных железнодорожностей, есть в музее и настоящие.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    На фото бестопочный паровоз, производившийся на предприятии VEB LOWA Babelsberg в 1950-х годах прошлого века.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Бестопочные локомотивы использовались исключительно в качестве маневровых на крупных предприятиях и заводах. Их особенностью являлось то, что такие паровозы не имели своей топки и, соответственно, были пожаробезопасными, что обусловило сферу их применения на пожароопасных производствах, таких как бумажные фабрики и предприятия химической промышленности.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Принцип работы бестопочного паровоза прост - пар, необходимый для его работы, производится на стационарной установке, откуда периодически нагнетается в котел-аккумулятор паровоза, который на 60-70 % заполнен водой. Перегретый пар высокого давления нагревает воду до кипения. При работе давление пара в котле постепенно падает, что приводит к снижению температуры испарения воды и вода в котле вновь закипает, тем самым добавляя ещё пара. Паровозы этого типа широко использовались на предприятиях ГДР и после краха ГДР-овской промышленности, случившемся после объединения страны, были списаны и сданы на слом.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Помимо бестопочного паровоза, железнодорожная техника музейной экспозиции представлена составом вагонеток с парочкой одинаковых узкоколейных мотовозов.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Этот состав работал на кирпичном заводе в пригороде Вердау Лойбнице с 1960-х годов и до объединения Германии.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В музейном парке помимо железнодорожной техники выставлены прочие образцы паровых машин и не только. На снимке холодильная машина пивоварни Feldschlösschen.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Благодаря трем таким машинам при производстве пива поддерживалась постоянная температура, необходимая для правильного протекания производственного процесса. Привод машины был электрический, в качестве хладагента использовался аммиак.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Классическая одноцилиндровая паровая машина, преобразующая энергию пара во вращательное движение.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Паровой молот UHFEO 2500, произведенный в 1958 году на предприятии VEB Schwermaschinenbau "Heinrich Rau" Werdau. Использовался в кузнечном цеху на заводе производящем детали железнодорожной, автомобильной и судостроительной техники.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дизельгенераторная установка примечательная тем, что тут используется одноцилиндровый двухпоршневый дизельный мотор. То есть оба поршня имеют общую камеру сгорания и работают синхронно. Мотор произведен в 1959 году в Карл-Маркс-Штадте.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Рессорный молот 1930 года выпуска с педальным приводом, который не сохранился.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Использовались такие молоты в небольших кузнечных мастерских.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Оригинальный шильдик производителя.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Осмотрев экспозицию, выставленную в музейном парке, я подумал, что это все и даже немного огорчился, так как увиденное явно не тянуло на то, чтобы носить гордое название "музей паровых машин". Собирался уже направится к выходу, как вдруг заметил, вот это интересное здание, в которое вроде бы можно было войти.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Зайдя внутрь, у меня сперло дыхание от восторга - внутри зала была самая красивая паровая машина из всех, что мне доводилось видеть. Это был настоящий храм стимпанка - сакральное место для всех адептов эстетики паровой эры. Я был поражен увиденным и понял, что совершенно не зря заехал в этот городок и посетил этот музей.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Помимо огромной паровой машины, являющейся главным музейным объектом, тут также были представлены различные образцы паровых машин поменьше, а на многочисленных инфостендах рассказывалась история паровой техники. На этом снимке вы видите полностью функционирующую паровую машину, мощностью 12 л.с.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Рука для масштаба. Машина была создана в 1920 году.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Рядом с главным музейным экземпляром экспонируется компрессор 1940 года выпуска.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Этот компрессор в прошлом использовался в железнодорожных мастерских вокзала Вердау.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Ну а теперь рассмотрим детальней центральный экспонат музейной экспозиции - паровую 600-сильную машину 1899 года выпуска, которой и будет посвящена вторая половина этого поста.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Паровая машина является символом индустриальной революции, произошедшей в Европе в конце 18-го - начала 19-го века. Хотя первые образцы паровых машин создавались различными изобретателями еще в начале 18-го века, но все они были непригодны для промышленного использования так как обладали рядом недостатков. Массовое применение паровых машин в индустрии стало возможным лишь после того, как шотландский изобретатель Джеймс Уатт усовершенствовал механизм паровой машины, сделав ее легкой в управлении, безопасной и в пять раз мощней существовавших до этого образцов.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Джеймс Уатт запатентовал свое изобретение в 1775 году и уже в 1880-х годах его паровые машины начинают проникать на предприятия, став катализатором индустриальной революции. Произошло это прежде всего потому, что Джеймсу Уатту удалось создать механизм преобразования поступательного движения паровой машины во вращательное. Все существовавшие до этого паровые машины могли производить лишь поступательные движения и использоваться только лишь в качестве насосов. А изобретение Уатта уже могло вращать колесо мельницы или привод фабричных станков.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В 1800 году фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 паровых машин из которых лишь 164 использовались в качестве насосов. А уже в 1810 году в Англии насчитывалось 5 тысяч паровых машин, и это число в ближайшие 15 лет утроилось. В 1790 году между Филадельфией и Берлингтоном в США стала курсировать первая паровая лодка, перевозившая до тридцати пассажиров, а в 1804 году Ричард Тревинтик построил первый действующий паровой локомотив. Началась эра паровых машин, которая продлилась весь девятнадцатый век, а на железной дороге и первую половину двадцатого.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Это была краткая историческая справка, теперь вернемся к главному объекту музейной экспозиции. Паровая машина, которую вы видите на снимках, была произведена фирмой Zwikauer Maschinenfabrik AG в 1899 году и установлена в машинном зале прядильной фабрики "C.F.Schmelzer und Sohn". Паровая машина предназначалась для привода прядильных станков и в этой роли использовалась вплоть до 1941 года.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Шикарный шильдик. В то время индустриальная техника делалась с большим вниманием к эстетическому виду и стилю, была важна не только функциональность, но и красота, что отражено в каждой детали этой машины. В начале ХХ века некрасивую технику просто никто бы не купил.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Прядильная фабрика "C.F.Schmelzer und Sohn" была основана в 1820 году на месте теперешнего музея. Уже в 1841 году на фабрике была установлена первая паровая машина, мощностью 8 л.с. для привода прядильных машин, которая в 1899 году была заменена новой более мощной и современной.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Фабрика просуществовала до 1941 года, затем производство было остановлено в связи с началом войны. Все сорок два года машина использовалась по назначению, в качестве привода прядильных станков, а после окончания войны в 1945 - 1951 годы служила в качестве резервного источника электроэнергии, после чего была окончательно списана с баланса предприятия.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Как и многих ее собратьев, машину ждал бы распил, если бы не один фактор. Данная машина являлась первой паровой машиной Германии, которая получала пар по трубам от расположенной в отдалении котельной. Кроме того она обладала системой регулировки осей от фирмы PROELL. Благодаря этим факторам машина получила в 1959 году статус исторического памятника и стала музейной. К сожалению, все фабричные корпуса и корпус котельной были снесены в 1992 году. Этот машинный зал - единственное, что осталось от бывшей прядильной фабрики.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Волшебная эстетика паровой эры!

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Шильдик на корпусе системы регулировки осей от фирмы PROELL.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Приборы.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    По своей конструкции данная машина является паровой машиной многократного расширения (или как их еще называют компаунд-машиной). В машинах этого типа пар последовательно расширяется в нескольких цилиндрах возрастающего объёма, переходя из цилиндра в цилиндр, что позволяет значительно повысить коэфициент полезного действия двигателя. Эта машина имеет три цилиндра: в центре кадра находится цилиндр высокого давления - именно в него подавался свежий пар из котельной, затем после цикла расширения, пар перепускался в цилиндр среднего давления, что расположен справа от цилиндра высокого давления.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Совершив работу, пар из цилиндра среднего давления перемещался в цилиндр низкого давления, который вы видите на этом снимке, после чего, совершив последнее расширение, выпускался наружу по отдельной трубе. Таким образом достигалось наиболее полное использование энергии пара.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Стационарная мощность этой установки составляла 400-450 л.с., максимальная 600 л.с.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Гаечный коюч для ремонта и обслуживания машины впечатляет размерами. Под ним канаты, при помощи которых вращательное движения передавалось с маховика машины на трансмиссию, соединенную с прядильными станками.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Безупречная эстетика Belle Époque в каждом винтике.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    На этом снимке можно детально рассмотреть устройство машины. Расширяющийся в цилиндре пар передавал энергию на поршень, который в свою очередь осуществлял поступательное движение, передавая его на кривошипно-ползунный механизм, в котором оно трансформировалось во вращательное и передавалось на маховик и дальше на трансмиссию.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В прошлом с паровой машиной также был соединен генератор электрического тока, который тоже сохранился в прекрасном оригинальном состоянии.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В прошлом генератор находился на этом месте.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Механизм для передачи крутящего момента с маховика на генератор.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Сейчас на месте генератора установлен электродвигатель, при помощи которого несколько дней в году паровую машину приводят в движение на потеху публике. В музее каждый год проводятся "Дни пара" - мероприятие, объединяющее любителей и моделистов паровых машин. В эти дни паровая машина тоже приводится в движение.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Оригинальный генератор постоянного тока стоит теперь в сторонке. В прошлом он использовался для выработки электричества для освещения фабрики.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Произведен фирмой "Elektrotechnische & Maschinenfabrik Ernst Walther" в Вердау в 1899 году, если верить инфотабличке, но на оригинальном шильдике стоит год 1901.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Так как я был единственным посетителем музея в тот день, никто не мешал мне наслаждаться эстетикой этого места один-на-один c машиной. К тому же отсутствие людей способстовало получению хороших фотографий.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Теперь пару слов о трансмиссии. Как видно на этом снимке, поверхность маховика обладает 12 канавками для канатов, при помощи которых вращательное движение маховика передавалось дальше на элементы трансмиссии.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Трансмиссия, состоящая из колес различного диаметра, соединенных валами, распределяла вращательное движение на несколько этажей фабричного корпуса, на которых распологались прядильные станки, работающие от энергии, переданной при помощи трансмиссии от паровой машины.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Маховик с канавками для канатов крупным планом.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Тут хорошо видны элементы трансмиссии, при помощи которых крутящий момент передавался на вал, проходящий под землей и передающий вращательное движение в прилегающий к машинному залу корпус фабрики, в котором располагались станки.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    К сожалению, фабричное здание не сохранилось и за дверью, что вела в соседний корпус, теперь лишь пустота.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Отдельно стоит отметить щит управления электрооборудованием, который сам по себе является произведением искусства.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Мраморная доска в красивой деревянной рамке с расположенной на ней рядами рычажков и предохранителей, роскошный фонарь, стильные приборы - Belle Époque во всей красе.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Два огромных предохранителя, расположенные между фонарем и приборами впечатляют.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Предохранители, рычажки, регуляторы - все оборудование эстетически привлекательно. Видно, что при создании этого щита о внешнем виде заботились далеко не в последнюю очередь.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Под каждым рычажком и предохранителем расположена "пуговка" с надписью, что этот рычажок включает/выключает.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Великолепие техники периода "прекрасной эпохи".

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В завершении рассказа вернемся к машине и насладимся восхитительной гармонией и эстетикой ее деталей.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Вентили управления отдельными узлами машины.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Напоминающие фонари, чашечки с индикаторами уровня масла.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Какой-то прибор, функция которого мне неизвестна. Если кто в комментариях сможет подсказать его назначение - дополню пост.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    До чего же красиво! Чистый восторг!

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Цилиндры машины с какими-то регулировочными механизмами.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Индикаторы уровня масла.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Эстетика стимпанка в классическом виде.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Система регулировки осей.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Все это очень очень красиво! Я получил огромный заряд вдохновения и радостных эмоций во время посещения этого машинного зала.

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Если вас вдруг судьба занесет в регион Цвикау, посетите обязательно этот музей, не пожалеете. Сайт музея и его координаты: 50°43'58"N 12°22'25"E

    Stadt - und Dampfmaschinenmuseum Werdau / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    technolirik
    19/04/2016 11:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Германии

    25.10.24 Введение цифровой регистрации въезда и выезда в Евросоюз опять отложили
    22.09.24 С 10 ноября в Евросоюзе начнет действовать новая система въезда
    05.09.24 В европейских аэропортах опять запрещают провоз жидкостей
    28.05.24 Шенгенские визы будут стоить 90 евро
    21.05.24 Евросоюз меняет правила ввоза животных из России и Белоруссии
    11.04.24 Uzbekistan Airways один день распродает билеты по избранным направлениям
    03.04.24 Германия временно введет погранконтроль
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    18.02.24 FlyDubai будет выполнять рейсы в Базель