Недавно я спускался на велосипеде по Дороге Смерти. Эта дорога была построена в 1930-х годах парагвайскими военнопленными на склонах горы, в огромном каньоне. Ее длина - 69 км, ширина - чуть больше одной полосы, и сразу же идет обрыв метров на 500 без всяких заграждений. На этой дороге погибло огромное количество человек - улетали вниз целыми автобусами (в среднем по 25 машин и 200-300 смертей в год). Так она получила свое зловещее прозвище. В 2006-м построили новую дорогу, и общественный транспорт покинул Дорогу Смерти. Но еще в девяностых кому-то пришло в голову сделать ее туристической достопримечательностью. Сейчас по ней в основном ездят велосипедисты с микроавтобусами поддержки и отдельные редкие экскурсии на машинах.
В Ла-Пасе около 20 компаний, которые делают однодневные туры на велосипедах. Стоимость - $40-100 в зависимости от вуровня безопасности и качества снаряжения. Как обычно, дешевле - не значит лучше, и чаще всего погибают клиенты именно дешевых компаний. Примерно за 20 лет этого аттракциона погибло более 20 велосипедистов. По слухам, немецкая девушка улетела в пропасть несколько недель назад. А чаще всего люди получают травмы на самой дороге, без падения в пропасть.
Я очень давно хотел проехать по этому пути. Не все мечты должны сбываться: какой-то период в детстве я хотел стать уборщиком в зоопарке. Но мечта про Дорогу сбылась!
Я провел маркетинговое исследование и выбрал конторы с хорошими отзывами: Vertigo, Madness, Gravity и Altitude. Уже на месте вменяемыми показались Bolivia on wheels и Prodownhill. Цены разные, отличаются уровень велосипедов и количество защиты. Я ездил с Madness за $56 (390 боливианов). Можно было купить этот же тур за $43 (300 боливианов), но я узнал об этом позже, что причинило мне непроходящую боль. В Боливии люди и деньги называются одинаково: bolivianos. Это все равно что: "Сколько стоит тур? 300 украинцев". За мои трудовые сребреники в Madness выдали велосипед без переключения скоростей (они там не нужны), full face шлем, жилетку, штаны, перчатки, транспорт, инструктора и пообещали перекус, обед и бассейн с мулатками. Еще они дают бесплатную футболку "Я выжил на Дороге смерти". В принципе, это было главной целью моей поездки - совсем закончились чистые вещи.
В группе было всего пять человек. Мы час тарахтели на минивэне из Ла-Паса, и приехали на высоту 4800 метров над уровнем моря. Первая часть маршрута - стремительный асфальтовый спуск по приличной трассе с машинами и отбойниками. Мы сбросили 1100 метров, было красиво, холодно и совсем не страшно. После перекуса мы снова погрузились в бус и проехали восемь километров к началу собственно Дороги Смерти. Нас встретил зловещий туман и чувство неопределенности. Туда же подвалили минивэны еще нескольких компаний. И началось. Грунтовая дорога с камнями шириной метра три, туман, нереальная пропасть и памятные кресты по обочинам. Спускались вниз два часа с остановками на пафосные фотосессии. Большую часть пути я ехал один и размышлял о вечном. В 16 лет остервенело искал смысл жизни. А в 30 понял, что его просто нет. Будь здесь и сейчас - и никаких терзаний. Прошлое и будущее - враги ворованного счастья.
Дорога смерти не такая уж страшная, хотя умереть можно. Но для этого надо постараться. Уклон не очень большой (я представлял себе намного больше), поэтому, если притормаживать, скорость будет невысокой и можно все контролировать. Но по-прежнему это довольно опасный аттракцион как для массового туризма (25000 велосипедистов в год и один из них погибает). Сюда однозначно нельзя тем, кто неуверенно чувствует себя на велосипеде. И я говорю про горный велосипед, а не хипстерский красавец ручной сборки для позерских пикников на лужайке. Дорога Смерти - не место, чтобы учиться кататься! Ну и мозг использовать тоже не помешает. Несколько дней назад здесь навернулся интеллектуал, который одной рукой делал селфи, а второй резко затормозил передним тормозом. Кувырок через голову, больница, просроченные медикаменты. Наш гид рассказывал, что больше всего он не любит возить израильтян. После трех лет в армии они считают себя непотопляемыми суперменами, поэтому гоняют по дороге как сумасшедшие. Некоторые предварительно снимают стресс марихуаной или чем похуже. Кокаин в Боливии доступен широким массам: стоит два доллара за грамм. Знания чисто теоретические.
У нас все прошло хорошо, с каждым метром вниз становилось все теплее. Мы добрались до последней точки маршрута, откуда минивэн увез нас в солнечное Коройко к ледяному душу и шикарному обеду в отеле Глория. Заявленный бассейн присутствовал, но купаться в нем не хотелось - было прохладно, да и мулатки куда-то ушли. Потом мы три часа возвращались в Ла-Пас. В машине играл латиноамериканский рэп. Пацаны читали про то, что в фавелах надо воровать, чтобы прокормить семью. Почему-то мы опять поехали по Дороге Смерти (только уже вверх), и тут я понял, что значит испытывать ужас. На велосипеде мне было совсем не страшно, но когда я сидел в машине и наблюдал 500-метровую пропасть прямо под колесом - живые завидовали мертвым.
А теперь несколько слов про тех, кто делил со мной бананы и дорожную пыль. В идеальном мире моими попутчиками были бы норвежские балерины в черных лосинах. Но я давно усвоил - в жизни нет места сладким иллюзиям. Тем не менее, мне повезло. В группе были интересные люди, а не американские дети с диалогами уровня And I was like... And he was like... And I was like, o my Gosh! Крайний справа - Франсуа (из Франции, что логично) приехал в Южную Америку на полгода. Причем три месяца он провел в Аргентине, и почти два - в Боливии. На гражданке работает ресторанным кризис-менеджером. Берет загнивающие заведения и приводит их к успеху. Он работал два года, чтобы накопить на это путешествие. Франсуа - нетипичный француз, так как в совершенстве говорит на английском, испанском и немецком. В Чили на какой-то пьянке недоброжелатели украли у него из кошелька 2000 евро. Причем он сам засветил деньги. Вот так и пропадает вера в людей - с первым украденным кошельком. В который раз убеждаюсь, что в 90% случаев сначала идет глупый поступок путешественника, а потом - кража или грабеж. После этой утраты Франсуа пришлось подрабатывать в Боливии. Он устроился барменом в гигантский хостел в Ла-Пасе на 500 мест. Работает четыре дня в неделю по семь часов. 95% гостей хостела - израильтяне. За этот нелегкий труд ему дают койку в общей комнате и завтрак. Я видел объявление о такой же работе в Сукре. Так что, кто совсем отчаялся - добро пожаловать в Боливию. Жилье и завтрак есть, а самый дешевый комплексный обед здесь стоит $1.3-2. Не пропадете!
Немец Денис приехал на шесть недель и считает себя ущербным, потому что все, кого он встречает, ездят по Южной Америке полгода, год или два. Немецкая пара (забыл их имена) путешествует по земле из Никарагуа в Чили. У них три месяца. Потом мальчик летит домой, а девочка - в Новую Зеландию, Малайзию, Мьянму и Индонезию. У нее такая мини-кругосветка. Они пили воду из бутылки, к которой был прикручен фильтр. Купили его в Германии за 30 евро. И теперь уже два месяца пьют воду из крана. Экономия! Для тех, кто хорошо ездит на велосипеде, на этом маршруте не будет никаких проблем. Места красивые, но ничего особо необычного. Выбирайте компанию среднего ценового диапазона. Здесь не нужен навороченный велик для downhill. Самое главное - исправный велосипед, отличные тормоза и постоянная концентрация. На этой лестнице Якова любая ошибка может стать последней. У меня еще есть диск с фотографиями, которые делал гид. Но я пока не придумал, куда его вставить.
09/04/2015 12:00
Материалы по теме
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.