Начнём серию репортажей их поездки по Псковской области с рассказа о двух висячих цепных мостов через реку Великая в городе Остров.
Уникальный памятник строительной техники и архитектуры, один из лучших образцов архитектуры мостов XIX века. Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России
До сооружения постоянных металлических мостов сообщение между берегами реки Великой в Острове осуществлялось паромами, а также по лёгкому временному деревянному мосту на козлах. Этот непрочный мост приходилось ежегодно разбирать, к тому же он часто разрушался паводковыми водами. Строительство мостов началось в 1851 году по одному проекту, Высочайше утвержденному в 1848 году, но в результате мощного паводка 1851 года пришлось срочно менять проект. В результате был выбран проект капитан-инженера М. Я. Краснопольского, который был утвержден только в апреле 1852 года. Строительство мостов велось под руководством автора проекта.
Из-за того, что висячие мосты чувствительны к динамической нагрузке, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий в 1853 г. было разработано особое "Положение о движении по цепным Островским через рукава р. Великой мостам". Движение по мосту было открыто 3 ноября 1853 года, но ещё раньше, 30 сентября, возвращавшийся из Ковно царь Николай I в присутствии толп народа прошёл по новому мосту в сопровождении начальника 1 округа Путей Сообщения полковника Гергарда, который в своем рапорте на имя Главноуправляющего Путями Сообщений графа Клейнмихеля указал: "К сему честь имею присовокупить, что Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши".
В 1926 году проезжая часть и деревянные фермы жёсткости были заменены металлическими. Мостовой переход состоит из двух однопролётных цепных мостов, расположенных на одной оси и пересекающих два рукава реки. Пролёты мостов одинаковы: каждый равен (в свету) 93,29 м. Пролётное строение каждого моста состоит из двух несущих железных цепей, вертикальных подвесок, проезжей части и двух ферм жёсткости, служащих для уменьшения прогибов и колебаний моста, возникающих при движении транспорта и пешеходов. Расстояние между осями цепей - 7,32 м. Цепи переброшены через пилоны, каждый из которых сконструирован в виде двух отдельных каменных столбов, не имеющих поперечных связей - распорок. Высота столбов - 9,88 м, размеры поперечного сечения: у основания - 3,20 м в длину и 2,44 м в ширину, у вершины - 2,52 м в длину и 1,89 м в ширину.
Пилоны сложены из тщательно тёсаных гранитных блоков, скреплённых металлическими связями. Каждая цепь состоит из двух ветвей, расположенных друг над другом. Ветви сконструированы из плоских звеньев, расположенных по 6 в ряд и соединенных горизонтальными болтами. Болты - точёные, плотно пригнанные к отверстиям проушины. Размеры поперечного сечения звеньев: толщина 19 мм, ширина - 128 мм. Цепи опираются на вершины пилонов через специальные чугунные оголовки. Между цепями и оголовками расположены тщательно обточенные чугунные ролики, обеспечивающие возможность небольшого перемещения цепей.
Опорные узлы цепей закрыты декоративными навершиями. Цепи мостов заанкерены в массивах устоев, массивы возведены из отборной бутовой плиты на гидравлическом растворе. Концы цепей проходят через отверстия, сделанные в гранитных камнях-анкерах, и закреплены в чугунных анкерных коробках. Размеры камней-анкеров: длина и ширина по 152 см, толщина - 84 см. Камни-анкеры упираются в группы гранитных блоков, прочно связанных в одно целое. Цепи проходят внутри наклонных галерей с лестницами. Эти галереи, а также поперечные горизонтальные галереи, предусмотренные около анкерных чугунных коробок, обеспечивают возможность осмотра анкерных устройств. Для защиты цепей от возможных наездов и ударов транспорта на анкерных устоях над входом цепей возведены небольшие каменные пьедесталы. Их размеры: длина - 3,97 м, ширина - 1,82 м, высота - 1,98 м.
Первое летописное упоминание об Острове относится к 1341 году, когда на помощь псковичам, которые вели бой с ливонцами, "приспели островитяне с посадником своим Василием Онисимовичем". Сам Остров был не только крупным пригородом Пскова, но и крепостью, служившей важным пограничным форпостом на юге Псковской земли. На островке, образуемом рекой Великой и протокой Слобожихой, была построена каменная крепость, бывшей одной из крупнейших по тому времени военно-оборонительных сооружений Древней Руси.С суровым обликом крепости гармонировал построенный в ней в 1542 году каменный храм Святого Николая.
Славную страницу вписала крепость в военную историю в период Ливонской войны. В августе 1581 года польский король Стефан Баторий двинул стотысячную армию на Псков; на пути был Остров. Начался ожесточенный трёхдневный штурм. Несмотря на превосходство в военной силе и технике, враг не смог сломить сопротивление защитников крепости. Лишь личное вмешательство короля привело к победе поляков; в результате город и крепость лежали в руинах. Под властью врага город находился до марта 1582 года, когда был возвращен России по Ям-Запольскому миру.
После разорения города Стефаном Баторием Остров запустел. XVII век не принес заметных перемен. Остров оставался заштатным военным городом. В начале XVIII века, после успешного завершения Северной войны, Остров потерял своё прежнее оборонное значение. С 1719 года он стал уездным городом Псковской провинции, а с 1777 года - Псковской губернии. Островская крепость начала разрушаться ещё в XVII веке, 2 мировая война стерла её с лица земли, сейчас на месте крепости сохранился фундамент, но и он разрушается.
Церковь Николы в Застенье, выстроена из известняка в 1542 году. Интересный памятник псковского архитектурного стиля.Что совершенно нехарактерно для православных храмов обращена алтарем не на восток, а на север (предположительно, в ту сторону, где находится г. Псков, создатель и покровитель своего пригорода Острова),что было вызвано проходящей через остров дорогой, соединяющей Псков с Опочкой, Витебском, Смоленском, Киевом. Храм расположился параллельно тракту.
На шейке купола храма сохранилась надпись, выложенная на керамических плитках: "Храм Николы сооружен при Великом князе Иване Васильевиче в 1542 году старосте церковном Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила Григорьев сын Иван сее... сове..." Остальная часть надписи разрушилась. Помимо каменного пояса с "летописью" храм украшен керамидами с рисунками.
06/04/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Псковская область
- Отзыв о поездке: Изборск, осень 2014
- Отзыв о поездке: Печоры - город, монастырь и Святая горка, осень 2014
- Отзыв о поездке: Краеведческий музей города Острова, лето 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.