Нет, это не Брестская, а Бобруйская крепость. Она не столь на слуху и многие люди, далекие от военной истории, даже не подозревают о ее существовании. Но по своим масштабам она ничуть не уступает Брестской. Вот только столь заметной роли в истории страны она так и не сыграла. А говорят, могла бы... Например, восстание декабристов изначально задумывалось не на Сенатской площади в Санкт Петербурге, а здесь в Бобруйске. Но подробнее вам об этом расскажет Википедия.
Внимание: название поста не имеет ничего общего с дешевым коньяком, которым я обычно запиваю свой ужин!
Вот так крепость выглядела в начале XX века. Скорее всего (голову на отсечение не дам!) на снимке запечатлены главные ворота - Минские. Они выходили на северо-запад, как раз в сторону нынешней столицы Беларуси.
Вот тоже самое место сегодня. Узнается?
А вот так Бобруйская крепость выглядела на карте, датированной 1830 годом. И старая открытка, и скан карты взяты вот отсюда. Если захотите сличить эту карту с реальным положением дел на местности, обратите внимание - север здесь почему-то не сверху, а справа.
На современной аэрофотосъемке до сих пор видны общие очертания крепости. Наиболее заметные на этой картинке редуты я пометил красным. Тот, который слева вверху - это и есть Минские ворота. А у среднего, как вы видите, начисто срыты все земляные укрепления, но сам каземат остался. Сверху, кстати, Бобруйская ледовая арена - огромное круглое здание, многим напоминающее летающую тарелку. По нему удобнее всего ориентироваться, если вас вдруг действительно занесет в Бобруйск. Где арена - вам каждый покажет, а дальше уже не заблудитесь.
Крепость - памятник архитектуры и охраняется государством. Правда, по ее состоянию этого не скажешь.
Тем не менее, реставрационные работы начались. Полузасыпанные землей рвы и казематы отрыли - видите, они находятся ниже поверхности земли. Потом, видимо, деньги кончились и процесс замер.
Когда где-либо пишут о Бобруйской крепости, чаще всего приводят фотографию именно этого сооружения. Если я правильно понял, то это "артиллерийский редут" (или инженерный?). С идентификацией зданий и сооружений тут не просто. Проблема в том, что старые схемы крепости очень уж не очевидно накладываются на современные спутниковые фотографии. Думаю, что виной тому как крайне низкая точность работы картографов того времени, так и здорово изменившийся ландшафт. Не совпадают даже очертания русла реки!
Вот это здание изнутри - вход в него, как и везде тут, свободный. Справа - вид изнутри на характерную круглую башенку на крыше. Наблюдательную? Подняться выше сложно - лестница частично осыпалась и превратилась в крутой наклонный пандус.
Внутри пусто и гулко. Если тут когда и было что интересное, то все это давным-давно отсюда вынесли. Осталась только пыль, да битый кирпич. Но это я говорю про верхние, легкодоступные уровни. А что там ниже, в темных подземельях, одному богу известно!
Кирпич практически везде густо закопчен. Похоже, что везде тут что-то жгли. Не думаю, что были костры местных подростков. А что тогда?
На кирпичах хорошо читаются клейма: год производства 1844... Очень странно! Строительство крепости началось в 1810-м и, после перерыва на Отечественную войну 1812-го года, было завершено в 1836-м. Что это тогда, следы более позднего ремонта? Или цифры 1844 - это вовсе не год?
Вид из окна на окружающие здание валы. Как я понимаю, они уже более поздние. Когда бойница буквально упирается в склон, много не навоюешь! Или так и было задумано? Надо почитать что-нибудь по фортификации, чувствую пробел в своем образовании.
Именно про такие места говорят: "пустые глазницы бойниц". А что? Похоже! Там вдалеке виднеются какие-то современные хозяйственные постройки: склады, цеха и т.д.
Полы и потолки тут тоже кирпичные. Местами они проваливаются. Хорошо, что здесь светло, а при обследовании темных коридоров надо внимательнее смотреть под ноги. Ухнешь в такой провал и все! Кто знает, когда тебя здесь найдут.
Что-то новенькое - широченная парадная (?) лестница, ведущая на нижний уровень. Кирпичные ступени и тут стерлись и стали покатыми.
Я не ставил перед собой цели составить сколь-нибудь полный фотокаталог всех зданий и сооружений крепости. На это понадобится не один день! Вот, например, какой-то мелкий капонир: к чему он относится? К какому объекту? Или здесь начинается полуприсыпанный подземный ход? Тогда куда он ведет?
Исследовать это можно только на свой страх и риск. Местные власти вывесили десяток другой табличек "Опасно для жизни" и тем самым сняли с себя всю ответственность за возможные последствия. Но провали обвалы действительно возможны. Соберетесь вниз - помимо фонаря захватите с собой каску. Хотя бы.
Некоторые ходы кто-то попытался заложить. Но до конца это так и не довел. То тут, то там встречаются участки чужеродной кладки, но в большинстве своем они разрушены и войти внутрь не мешают.
И снова битый кирпич, и запустение. Что тут было? Пороховой погреб?
Самый крайний и самый ближний к дороге редут. В 50 метрах от него начинаются автостоянки Ледовой арены. По этому зданию хорошо видно, до какого уровня оно было засыпано землей. Беленая часть выступала над поверхностью, красная была скрыта от глаз.
Укрепления идут одно за другим. Они словно нанизаны на одну нитку. От одного всегда видно другое. Можно так и идти по ним последовательно.
А вот это здание находится в глубине крепости. Оно здесь самое старое! Еще не было никакой крепости, а оно уже стояло. Когда-то это был храм рыцарского ордена иезуитов. Потом, когда вокруг возвели укрепления его реквизировали и переоборудовали под склад боеприпасов. Потом под гарнизонную тюрьму и гауптвахту.
Все входы и выходы в это здание перекрыты. Металлические ворота заварены, оконные и дверные проемы заложены, вокруг высокий забор. Я сделал попытку на него забраться, но рухнул вниз вместе с солидным куском кладки. Больно! Обошел вокруг, сфотографировал, а лезть больше не пытался. Прочувствовал, что обвалы действительно возможны.
В самом центре крепости расположены огромные солдатские казармы. Их очень много. Целый микрорайон! Совсем недавно они еще использовались - здесь стояла какая-то воинская часть. Но войска вывели и теперь все здания пустуют. Как только местные жители не опасаются ходить мимо, срезая путь от остановки автобуса, до ближайших домов?
Тоже, между прочим, памятник культуры. Год постройки - 1917. Но внутри - вполне себе современные бетонные лестницы и кафельная плитка.
Стены толстенные - из пушки не пробьешь! Но перекрытия практически везде деревянные. Где-то они уже провалились, где-то - вот-вот. По второму этажу приходится ходить с опаской: сделал шаг, перенес вес тела, прислушался... Но искать и тут нечего. Вынесено все подчистую. Если повезет, найдете солдатскую пуговицу, закатившуюся в щель гнилого паркета. Вряд ли что-то большее.
Но часть бывшего военного городка по-прежнему огорожена. Ворота закрыты, лает собака, угадывается присутствие сторожа. Видимо, какая-то часть объектов по-прежнему осталась за военными. Но ни красных звезд, ни обязательной в таких случаях доски с номером в/ч здесь уже нет. Маскируются.
Ну и в завершении - наш автомобиль. Вот на такой смешной машинке мы сюда приехали. Это Great Wall Hover M2. Еще относительно недавно его пытались продавать под залихватским названием Hover Cool Bear. Одумались. Теперь зачем-то планируют переименовать в Haval M2. А вообще-то это предназначенная для американского рынка Toyota Scion XB 2007-го модельного года. Но, только внешне...
А вообще, мне интересны старые военные объекты. Почитать мой репортаж, например, о разрушенных фортах города Лиепаи можно здесь.
03/04/2015 10:00
Материалы по теме
- Страны: Белоруссия
- Города: Бобруйск
- Отзыв о поездке: Пойми, нельзя просто так взять, и не поехать в Бобруйск!, лето 2014
- Отзыв о поездке: Бобруйск. Республика Беларусь, лето 2013
- Отзыв о поездке: В Бобруйск!, май 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.