В Калужской области находится интереснейший музей-диорама "Великое стояние на Угре". Он расположен во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни. Музей этот открыт недавно: в сентябре 2014 года, и знаменит он, в первую очередь, монументальным полотном-диорамой калужского художника Павла Рыженко. Эта работа стала последней в его творчестве (он умер в возрасте 44 лет в июле прошлого года). Да и место, где находится диорама знаковое - именно здесь на реке Угре в 1480 году и состоялось то самое Великое Стояние двух войск (русского и татарского), которое практически бескровно положило конец монголо-татарскому игу.
Музей-диорама находится в Дзержинском районе в селе Дворцы на территории Владимирского скита. Посещение музея платное, входной билет стоит 150 рублей. Музей открыт с 10 до 17 ч ежедневно, кроме понедельника и вторника.
В музее помимо грандиозной диорамы Павла Рыженко также находятся некоторые его работы, небольшая часть археологических находок.
Здесь же на территории скита расположен Сергиевский храм, расписанный сюжетами, связанными с Великим Стоянием на реке Угре.
В первом зале представлено несколько работ Павла Рыженко, в том числе, графический и масляный набросок будущего полотна.
Это репродукция картины Павла Рыженко "Молитва". Немного о его картинах и выставке я писала, когда рассказывала о посещении усадьбы Гончаровых в прошлом году. Павел Рыженко - представитель "классического русского реализма", мастер исторической картины. Его работы отличаются монументальностью, патриотизмом и благоговейной любовью к родине. Главный его герой: Воин, который вышел воевать за правое дело на защиту своей Родины от врагов. Здесь старец (быть может старец Тихон) молиться за избавление русского народа от засилья монголо-татар.
Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского перед боем.
Макет диорамы.
В следующем зале нам встречает само грандиозное полотно Павла Рыженко - длиной 22 метра и высотой более 6 м. Как я писала выше, эту работу Павел Рыженко закончил незадолго до своей смерти.
Диорама оборудована специальным освещением, объемным звуком, содержит инсталляции для более полного представления картины происходящего в 1480 году.
Удивительно, что полотно художника очень точно передает не только перспективу, но и детали тех событий, создается впечатление, будто наблюдаешь за происходящим с небольшой террасы со стороны берега Угры, где расположилось наше войско. Ты слышишь карканье ворон, чувствуешь запах дыма, наблюдаешь жизнь и быт воинов.
Старец склонился над раненым. В ту пору братья-монахи часто были среди воинов, молясь за них и обнадеживая в трудный час.
Диорама сверху.
Немного исторической справки: "Стояние на реке Угра́ - военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым."
О самом Стоянии на Угре можно подробнее узнать здесь. Я же приведу лишь информацию об окончании Стояния.
"Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть "поясом Богородицы". Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, "и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело".Иначе были восприняты результаты "стояния" в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица."Проще говоря, два войска простояли на противоположных берегах Угры: одно с твердым намерением нападать, другое - обороняться, и внезапно монголо-татары повернули вспять. Иначе как чудом это не назовешь.
Воевода зачитывает послание. Рядом пленный татарин.
Раненый старец слева.
В отдельном зале представлены археологические свидетельства тех событий и образцы воинского вооружения и доспехов.
Планируется установить памятник освободителю Ивану III, который объединил русские земли.
Пушка уключная 19 века.
Вид из окна на храм.
Еще одной достопримечательностью Свято-Тихоновой пустыни является Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы.
Сама обитель была основана во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, калужским чудотворцем. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила название Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.
09/04/2015 08:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Калужская область
- Отзыв о поездке: Путешествие в арт-деревню Никола-Ленивец, осень 2014
- Фоторепортаж: Никола-Ленивец, 20.03.2015
- Фоторепортаж: Никола-Ленивец, 18.09.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.