Прикосновение к истории города Ельца Липецкой области начнём с рассказа об основной городской доминанте, Собор Вознесения Господня, спроектированном зачинателем "русско-византийского стиля" Константином Тоном. В этой записи я расскажу Вам о самой личности архитектора, некоторых чертах псевдорусского стиля, второго названия вышеназванного направления в архитектуре середины XIX века, снискавшим расцвет во время правления Николая I.
Итак, Константин Андреевич Тон ( 1794 - 1881) - российский архитектор, разработавший т. н. "русско-византийский стиль" храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек - храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец, Петропавловская церковь в моё родном городе Клинцы Брянской области, здания Московского и Ленинградского вокзалов-близнецов в Москве и Санкт-Петербурге. Он родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Учился в школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла с 1801 по 1804 год. В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина (автора Казанского Собора, здания Горного института). В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1 степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным на европейскую стажировку. В Риме К. Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты воссоздания храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.
в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Эта задача была возложена на Тона с условием, чтобы новый храм имел старинный русский стиль. Императору Николаю I очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю дальнейшую жизнь последнего. Одновременно с проектом московского храма, Тон руководил устройством гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.
К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полно и ярко выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество,чтобы впоследствии архитекторы всей империи обязательно придерживались их форм и стиля. В 1847-1851 К. Тон руководит строительством Николаевского вокзала (нынешний Московский вокзал) в Петербурге, а в 1845-1852 Николаевский вокзал в Москве (в настоящее время, Ленинградский вокзал), 1839-1849 гг. возводится Большой Кремлевский дворец.
Типичными чертами Русско-Византийского стиля были следующие (имеются в виду черты, отличающие его от классицизма):
-исчезновение портиков и других классических форм с фасадов
-употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов (полуциркульные арки и арочные проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры и пр.)
-нарочитая массивность и весомость архитектурных форм;
-более измельченный характер обработки фасадов.
Теперь концентрированно расскажу Вам о Соборе Вознесения Господня в Ельце, который также принадлежит авторству Константина Тона. 25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794 - 1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он "повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение". Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. В России этот Собор 4-й по величине: больше его Исаакиевский собор в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженский собор в городе Верхотурье Свердловской области. Строился собор 44 года, а пожертвования на него собирались прежде 75 лет, аж с 1815 года методом "снуровой книги", то есть прошнурованной, как тогда было заведено. Но собор так и остался неоконченным: колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроенной. Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковичную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм - четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов.
Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора.
В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти художников-передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.
На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый - в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый - в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами - центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый - в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.
Размещается на Красной площади - центральной части г. Ельца.Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца. Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.
26/04/2015 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: Елец: от вокзала к центру города, весна 2015
- Отзыв о поездке: Елец, январь 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.