Существует расхожий миф, что в Европе настолько хороша и спокойна жизнь, что все строится на доверии и в общественном транспорте не бывает контролеров. Если туда попал, то платить ни за что не надо. Однако мой опыт говорит, что это далеко не так. И в реальности можно попасть на очень серьезный штраф.
Основные виды передвижения в Европе для туристов - это автобусы (трамваи и метро, где они есть) и пригородные поезда. Начну с пригородных поездов, на которые туристы несут основные финансовые затраты. Многие думают, что тут можно сэкономить и не платить лишние несколько евро за 15-20 минут пути, например, из/в аэропорта или до какой-нибудь близлежащей деревушки (замка).
Действительно, турникетов на станциях обычно нет (в Швеции есть) и билет при посадке никто не смотрит (хотя во французском Марселе был случай, весь перрон оцепили и пускали на него только при наличии билета). Однако я не знаю европейской страны, где бы билет не проверяли в самом поезде. В Швеции билеты редко смотрят только в электричках, в междугородних поездах смотрят 100% и рисковать смысла нет. В Германии шанс попасть на контролера в любом типе поезда равен приблизительно 60%. Ходят несколько раз в течение маршрута. Во Франции шанс попасть на контролера - 40%. Цена штрафа порядка 60 евро (максимум), разнится от того есть ли билет вообще, пробит ли он и тд. В Голландии и Бельгии проверяют, примерно, в 40%. Могут пройти пару раз. В Италии проверяют, где-то, в 60% случаях, не забывайте компостировать билеты, ибо они действуют не один день, как обычно, а 3 месяца. Здесь билеты проверяют достаточно рьяно, я видел как контролер бегал за зайцем, а потом с полицией его оформляли, а поезд в это время стоял - ждал. Про остальные европейские страны особо сказать не могу, нет такого богатого опыта, только разве что в Швейцарии за несколько поездок не видел контролеров.
Да, если передвигаться вечером, то шанс попасть на контролера весьма невысок во всех странах. В Италии, например, я даю гарантию 100%, что после 6 вечера контролеров не будет, проверено десятками поездок длинной от 20 минут до 2 часов в самых разных регионах. Контролер будет сопровождать поезд, ходить туда-сюда, но ничего проверять не будет. Этим пользуются эмигранты, вечером их особенно много. Если даже попадетесь, то штраф был около 50 евро, при средней цене поездки в 10 евро - это не так много.
С городским транспортом проще. Контролеры тут очень редки, но и попасть на автобус или метро сложнее. В метро кроме Австрии и Германии, в основном, есть турникеты. Пройти бесплатно можно только друг за другом. В Турции еще можно перелезть через забор, но контроль, достаточно поверхностный, осуществляется только на входе. Половина населения ездит зайцем, так как транспорт дорогой. В Швеции два раза попадал на контролеров, шведы вообще никому и нигде там не доверяют. В Испании, в Барселоне, контролеры ловят людей в переходах.
Сколько я не пользовался метро в Вене и в Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе (а пользовался я много), ни разу не видел контролеров. Здесь они очень большая редкость - вот это правда. Если с деньгами совсем туго...ну, вы понимаете. Хотя один раз мне показалось, что я видел контролеров на станции в Берлине, они общались...
В автобусы обычно можно зайти только через переднюю дверь. В Швеции, Дании, Великобритании только так и водитель зорко следит за твоим билетом и не тронется с места пока не оплатишь. В других странах зависит от городов. Помню в Берлине всем было плевать в какую дверь ты зашел, а в Трире только в первую и только с билетом в руках. В Люксембурге входишь через первую дверь, но бодро проходишь дальше, ничего не показывая. В Испании, Италии, Эстонии обычно заходишь через любую дверь.
За все свои многочисленные поездки контролеров тут я встречал 2 раза - в Белграде и в трамвае в Лейпциге. Это был первый и единственный контролер в Германии, которого я увидел, причем вечером. Я был счастлив, что хоть раз покупка билета в Гремании несла в себе какой-то смысл.
Плохо билеты проверяют на фуникулерах и подьемниках. Контроля внутри, естественно, нет. А эмигранты таким транспортом не пользуются. Это актуально, скажем, для итальянских Бергамо и Больцано.
В остальном же рисковать не стоит. На поездах точно. А в автобусах и метро могут быть варианты, но лучше этим не злоупотреблять.
29/04/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Швеция; Австрия; Германия; Италия; Франция
- Города: Вена; Берлин; Дюссельдорф; Лейпциг
- Отзыв о поездке: Заблудиться в парижском метро, 2014
- Отзыв о поездке: Станция метро Brandenburger Tor, март 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.