Кафедральный собор Прато



    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор в итальянском городе Прато посвящён святому Стефану - первому христианскому мученику, побитому камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года. Некоторые историки предполагают, что приходская церковь на этом месте существовала уже в V веке. С X по XV век церковь неоднократно перестраивалась. В основном, структура нынешнего здания восходит к XII веку. Тогда же была возведена и колокольная башня собора. В XIV веке церковь была расширена из-за возросшего потока паломников к местной реликвии - поясу Богородицы. Дома перед собором были снесены, перед храмом образовалась большая площадь, которую в праздничные дни заполнял народ.

    Предположительно, архитектурный проект был подготовлен Джованни Пизано.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Фасад собора был выполнен в 1386-1457 годах. Здание облицовано полосами белого известняка и зелёного мрамора из Прато.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    К собору слева примыкает епископский дворец (XVI век). Справа находится оригинальная деталь фасада собора - внешняя кафедра.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Два портала правого бокового фасада датируются приблизительно 1160 годом. Они украшены резьбой, которые специалисты приписывают резцу мастера Гвидетто. На двери правого фасада, расположенной ближе к колокольне, можно видеть красноватое пятно. По легенде, некий Мушаттино из Пистойи попытался украсть священный пояс из собора, но был пойман. В наказание вору отрубили руку, которая чудесным образом отлетела к собору и навсегда окрасила мрамор.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Боковой фасад колокольни.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедра расположена на углу фасада и представляет собой круглый балкон, над которым поднимается закруглённая зонтичная крыша-балдахин. С кафедры по великим праздникам народу на площади показывали священную реликвию - пояс Богородицы. Реликвию показывают и сейчас: на Рождество, на Пасху, 1 мая, 15 августа (Успение Богородицы). Особенно торжественная церемония бывает 8 сентября (Рождество Богородицы).

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Внешняя кафедра была построена в 1428-1438 годах зодчим Микелоццо и декорирована скульптором Донателло.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Постепенно резные круги основания балкона расширяются до балюстрады.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Чаша балкона опирается на бронзовую капитель.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Сейчас наружные рельефы балюстрады заменены копией. Оригинальные рельефы находятся в музее собора.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Главный портал был выполнен зодчими Джованни ди Амброджо и Никколо ди Пьеро Ламберти (1412-13).

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Люнет над порталом главного фасада украшен изображением Богородицы между покровителями Прато и Флоренции, святыми Стефаном и Иоанном. Изображение сделано в технике глазурованной терракоты или майолики мастером Андреа делла Роббиа (1489).

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Колокол завершает главный фасад собора.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Верхняя часть башни с трифорами была добавлена в XIV веке.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Внутреннее пространство собора делится романскими арками, датируемыми началом XIII века, на три нефа. Арки опираются на колонны из зелёного мрамора. Капители колонн вырезаны, как считают специалисты, Гвидетто. Внутри, как и снаружи, зелёный мрамор чередуется с белым известняком. Своды собора выполнены в XVII веке по проекту Фердинандо Такки. Мраморная облицовка пола восходит к XVI веку.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Богатая балюстрада алтарной части из разноцветного мрамора была сделана в XVII веке, но при её изготовлении были использованы фрагменты старинных хоров с гербами и херувимами.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    За алтарём главной капеллы находится бронзовое "Распятие" (1653, Фердинандо Такка). Стены капеллы покрыты фресками на тему жития святого Стефана и жития святого Иоанна Крестителя. Эти фрески считаются одной из вершин творчества великого художника эпохи Возрождения Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469). В написании цикла принимал участие фра Диаманте. Все фото фресок - из интернета.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Евангелист Лука, 1454

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Святой Альберто, 1452-65

    Фрески собора в Прато были закончены в 1465 году. Сцены из жизни Иоанна Крестителя занимают правую стену.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Сцены из жизни Иоанна Крестителя, 1452-65

    Верхняя фреска делится на два поля. В левом поле - рождение Иоанна, в правом - Захария пишет на дощечке имя новорожденному.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    В следующей фреске совмещены четыре эпизода: прощание Иоанна с родителями перед отправлением в пустыню, молитва Иоанна, странствование по пустыне и проповедь народу.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Иоанн Креститель покидает своих родителей, 1452-65

    Филиппо Липпи похитил из монастыря святой Маргариты монашку, Лукрецию Бути. Считается, что лицо Иродиады - первый из многочисленных портретов возлюбленной художника.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Пир Ирода, 1452-65

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1452-65

    На противоположной стене - сцены из жизни святого Стефана, покровителя Прато.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Сцены из жизни Святого Стефана, 1452-65

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком, 1452-65

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Диспут в синагоге, 1452-65

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Оплакивание святого Стефана, 1460

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Мученичество святого Стефана, 1460

    Липпи также сделал эскиз для витража.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    В левом нефе храма находится изящный амвон из белого мрамора, изготовленный в стиле эпохи Возрождения (1469-1473). Рельефы амвона вырезаны Антонио дель Росселлино ("Успение Богородицы" и "Эпизоды из жития святого Стефана") и Мино да Фьезоле ("Эпизоды из жития Иоанна Крестителя").

    Кафедральный собор Прато / Италия

    В правом нефе, напротив амвона левого нефа, стоит бронзовый канделябр работы Мазо ди Бартоломео (1440).

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Капелла Пояса (Cappella del Sacro Cingolo), построенная в 1386-90 годах мастером Лоренцо ди Филиппо, - самое важное место для верующих. Капелла расположена в последнем пролёте левого нефа. Бронзовая калитка капеллы - прекрасный образец стиля эпохи Возрождения (Мазо ди Бартоломео, Паскуино да Монтепульчано). Цикл фресок в капелле передает историю обретения жителями Прато пояса Богородицы.

    Кафедральный собор Прато / Италия

    В ней хранится священный пояс, который, по преданию, Богородица отдала святому Фоме, чудесным образом явившись ему, когда он опоздал на её погребение. В XII веке пояс Богородицы оказался в Прато. Его, по легенде, привёз из Святой земли купец Микеле Дагомари. Фрески капеллы повествуют о житии Богоматери и рассказывают историю реликвии (1392-95, Аньоло Гадди). Священный пояс хранится в алтаре XVIII века, украшенном рельефами работы Эмилио Греко. Над алтарём установлена беломраморная статуя Богоматери с младенцем - одна из лучших работ Джованни Пизано (1301).

    Кафедральный собор Прато / Италия

    Музей произведений собора находится на Соборной площади. Он расположен в некоторых помещениях Епископского дворца. Жемчужина музейного собрания живописи эпохи Возрождения - алтарный образ "Погребение святого Иеронима" кисти Фра Филиппо Липпи (около 1453 года). Ещё один образ - "Богоматерь с младенцем и святыми Иустом и Климентом", написан в 1449 году, предположительно, одним из мастеров, тесно сотрудничавших с Липпи - Пьеро ди Лоренцо ди Пратезе. В зале также выставлено "Распятие", приписываемое Боттичелли и работы других художников эпохи Возрождения. В особом зале музея хранятся оригинальные рельефы наружного амвона собора, выполненные в 1434-1438 годах скульптором Донателло. Из внутреннего двора можно попасть в капеллу Мильорати.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    galik_123
    17/03/2016 13:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Италии

    25.10.24 Введение цифровой регистрации въезда и выезда в Евросоюз опять отложили
    15.10.24 Итальянский визовый центр в Петербурге ужесточил требования к документам
    05.09.24 В европейских аэропортах опять запрещают провоз жидкостей
    29.08.24 Срок рассмотрения документов на итальянские визы может достигать 60 дней
    12.07.24 Изменены бланки заявлений для получения шенгенских виз некоторых стран
    15.06.24 В 2023 года россияне получили 10,6 процентов отказов в шенгенских визах
    02.06.24 Италия временно введет контроль на своих границах
    28.05.24 Шенгенские визы будут стоить 90 евро
    13.05.24 Итальянский визовый центр предупреждает о длительных сроках выдачи виз
    01.05.24 Венеция начала собирать пошлину с "однодневных" туристов