Кафедральный собор в итальянском городе Прато посвящён святому Стефану - первому христианскому мученику, побитому камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года. Некоторые историки предполагают, что приходская церковь на этом месте существовала уже в V веке. С X по XV век церковь неоднократно перестраивалась. В основном, структура нынешнего здания восходит к XII веку. Тогда же была возведена и колокольная башня собора. В XIV веке церковь была расширена из-за возросшего потока паломников к местной реликвии - поясу Богородицы. Дома перед собором были снесены, перед храмом образовалась большая площадь, которую в праздничные дни заполнял народ.
Предположительно, архитектурный проект был подготовлен Джованни Пизано.
Фасад собора был выполнен в 1386-1457 годах. Здание облицовано полосами белого известняка и зелёного мрамора из Прато.
К собору слева примыкает епископский дворец (XVI век). Справа находится оригинальная деталь фасада собора - внешняя кафедра.
Два портала правого бокового фасада датируются приблизительно 1160 годом. Они украшены резьбой, которые специалисты приписывают резцу мастера Гвидетто. На двери правого фасада, расположенной ближе к колокольне, можно видеть красноватое пятно. По легенде, некий Мушаттино из Пистойи попытался украсть священный пояс из собора, но был пойман. В наказание вору отрубили руку, которая чудесным образом отлетела к собору и навсегда окрасила мрамор.
Боковой фасад колокольни.
Кафедра расположена на углу фасада и представляет собой круглый балкон, над которым поднимается закруглённая зонтичная крыша-балдахин. С кафедры по великим праздникам народу на площади показывали священную реликвию - пояс Богородицы. Реликвию показывают и сейчас: на Рождество, на Пасху, 1 мая, 15 августа (Успение Богородицы). Особенно торжественная церемония бывает 8 сентября (Рождество Богородицы).
Внешняя кафедра была построена в 1428-1438 годах зодчим Микелоццо и декорирована скульптором Донателло.
Постепенно резные круги основания балкона расширяются до балюстрады.
Чаша балкона опирается на бронзовую капитель.
Сейчас наружные рельефы балюстрады заменены копией. Оригинальные рельефы находятся в музее собора.
Главный портал был выполнен зодчими Джованни ди Амброджо и Никколо ди Пьеро Ламберти (1412-13).
Люнет над порталом главного фасада украшен изображением Богородицы между покровителями Прато и Флоренции, святыми Стефаном и Иоанном. Изображение сделано в технике глазурованной терракоты или майолики мастером Андреа делла Роббиа (1489).
Колокол завершает главный фасад собора.
Верхняя часть башни с трифорами была добавлена в XIV веке.
Внутреннее пространство собора делится романскими арками, датируемыми началом XIII века, на три нефа. Арки опираются на колонны из зелёного мрамора. Капители колонн вырезаны, как считают специалисты, Гвидетто. Внутри, как и снаружи, зелёный мрамор чередуется с белым известняком. Своды собора выполнены в XVII веке по проекту Фердинандо Такки. Мраморная облицовка пола восходит к XVI веку.
Богатая балюстрада алтарной части из разноцветного мрамора была сделана в XVII веке, но при её изготовлении были использованы фрагменты старинных хоров с гербами и херувимами.
За алтарём главной капеллы находится бронзовое "Распятие" (1653, Фердинандо Такка). Стены капеллы покрыты фресками на тему жития святого Стефана и жития святого Иоанна Крестителя. Эти фрески считаются одной из вершин творчества великого художника эпохи Возрождения Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469). В написании цикла принимал участие фра Диаманте. Все фото фресок - из интернета.
Евангелист Лука, 1454
Святой Альберто, 1452-65
Фрески собора в Прато были закончены в 1465 году. Сцены из жизни Иоанна Крестителя занимают правую стену.
Сцены из жизни Иоанна Крестителя, 1452-65
Верхняя фреска делится на два поля. В левом поле - рождение Иоанна, в правом - Захария пишет на дощечке имя новорожденному.
В следующей фреске совмещены четыре эпизода: прощание Иоанна с родителями перед отправлением в пустыню, молитва Иоанна, странствование по пустыне и проповедь народу.
Иоанн Креститель покидает своих родителей, 1452-65
Филиппо Липпи похитил из монастыря святой Маргариты монашку, Лукрецию Бути. Считается, что лицо Иродиады - первый из многочисленных портретов возлюбленной художника.
Пир Ирода, 1452-65
Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1452-65
На противоположной стене - сцены из жизни святого Стефана, покровителя Прато.
Сцены из жизни Святого Стефана, 1452-65
Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком, 1452-65
Диспут в синагоге, 1452-65
Оплакивание святого Стефана, 1460
Мученичество святого Стефана, 1460
Липпи также сделал эскиз для витража.
В левом нефе храма находится изящный амвон из белого мрамора, изготовленный в стиле эпохи Возрождения (1469-1473). Рельефы амвона вырезаны Антонио дель Росселлино ("Успение Богородицы" и "Эпизоды из жития святого Стефана") и Мино да Фьезоле ("Эпизоды из жития Иоанна Крестителя").
В правом нефе, напротив амвона левого нефа, стоит бронзовый канделябр работы Мазо ди Бартоломео (1440).
Капелла Пояса (Cappella del Sacro Cingolo), построенная в 1386-90 годах мастером Лоренцо ди Филиппо, - самое важное место для верующих. Капелла расположена в последнем пролёте левого нефа. Бронзовая калитка капеллы - прекрасный образец стиля эпохи Возрождения (Мазо ди Бартоломео, Паскуино да Монтепульчано). Цикл фресок в капелле передает историю обретения жителями Прато пояса Богородицы.
В ней хранится священный пояс, который, по преданию, Богородица отдала святому Фоме, чудесным образом явившись ему, когда он опоздал на её погребение. В XII веке пояс Богородицы оказался в Прато. Его, по легенде, привёз из Святой земли купец Микеле Дагомари. Фрески капеллы повествуют о житии Богоматери и рассказывают историю реликвии (1392-95, Аньоло Гадди). Священный пояс хранится в алтаре XVIII века, украшенном рельефами работы Эмилио Греко. Над алтарём установлена беломраморная статуя Богоматери с младенцем - одна из лучших работ Джованни Пизано (1301).
Музей произведений собора находится на Соборной площади. Он расположен в некоторых помещениях Епископского дворца. Жемчужина музейного собрания живописи эпохи Возрождения - алтарный образ "Погребение святого Иеронима" кисти Фра Филиппо Липпи (около 1453 года). Ещё один образ - "Богоматерь с младенцем и святыми Иустом и Климентом", написан в 1449 году, предположительно, одним из мастеров, тесно сотрудничавших с Липпи - Пьеро ди Лоренцо ди Пратезе. В зале также выставлено "Распятие", приписываемое Боттичелли и работы других художников эпохи Возрождения. В особом зале музея хранятся оригинальные рельефы наружного амвона собора, выполненные в 1434-1438 годах скульптором Донателло. Из внутреннего двора можно попасть в капеллу Мильорати.
17/03/2016 13:00
Материалы по теме
- Страны: Италия
- Отзыв о поездке: Бродим по Прато. Площади, осень 2015
- Отзыв о поездке: Церковь святого Франциска в Прато, осень 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.